2 сентября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Всё для итогового сочинения
Сборник ссылок на самое важное при подготовке к итоговому сочинению.
Для зачёта необходимо чтобы сочинение соответствовало двум требованиям и трём критериям (подробнее в критериях оценивания ИС).
Как сообщили в ФИПИ, темы будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы. Все темы итогового сочинения с 2014 года можно найти здесь.
Экзаменационный комплект будет состоять из шести тем, одну из которых необходимо выбрать для написания сочинения.
→ Примеры бланков итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/71924-b...
→ Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/71923-m...
Для подготовки можно использовать следующие материалы
→ Шаблон итогового сочинения
→ Типичные ошибки в итоговом сочинении / Вебинар
→ Консультация ФИПИ
→ Общие рекомендации по написанию
→ Примерные комплекты тем с разборами
Аргументы по разделам ИС
→ Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
→ Семья, общество, Отечество в жизни человека
→ Природа и культура в жизни человека
Литература для аргументации
→ Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения.
→ Список произведений для итогового сочинения
→ 3 коротких рассказа для итогового сочинения
→ Аргументы из рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»
→ Аргументы из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
→ Аргументы из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
→ Аргументы из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
→ Аргументы из романа И.А. Гончарова «Обломов»
→ Аргументы из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
→ Аргументы из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
→ Аргументы из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
→ Аргументы из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
→ Аргументы из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
→ Аргументы из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
→ Рассказ К.Г. Паустовского «Акварельные краски»
→ Рассказ М. Гелприна «Свеча горела»
→ Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»
→ Рассказ Д. Джойса «Эвелин»
→ Рассказ О. Генри «Последний лист»
→ Рассказ В.М. Гаршина «Четыре дня»
→ Повесть Ф. Кафки «Превращение»
→ Рассказ В.В. Набокова «Бритва»
→ Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»
→ Рассказ Ричарда Матесона «Кнопка, кнопка»
→ Рассказ Рэя Брэдбери «Вельд»
→ Рассказ А.С. Грина «Зелёная лампа»
→ Рассказ Б. Васильева «Экспонат №...»
→ Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
→ Рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише»
→ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
→ Рассказ А.П. Чехова «Радость»
→ Рассказ Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»
→ Рассказ В.М. Шукшина «Стенька Разин»
→ Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
→ Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»
→ Рассказ А.П. Чехова «Тоска»
→ Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер»
→ Сказка О. Уайльда «Соловей и роза»
→ Рассказ К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
→ Рассказ Г. Каттнера «День не в счёт»
→ Рассказ В.М. Шукшина «Чудик»
→ Рассказ И.А. Бунина «Красавица»
→ Рассказ В.М. Гаршина «Художники»
→ Рассказ Е.И. Носова «Кукла»
→ Рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
→ Повесть А.С. Пушкина «Выстрел»
→ Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»
→ Рассказ О. Генри «Дары волхвов»
→ Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…»
Разбор тем итогового сочинения
→ Почему упорство принято считать достоинством, а упрямство – недостатком?
→ «Отцы и дети»: соперники или союзники?
→ Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
→ Как общество влияет на человека?
→ Всё ли подвластно науке?
→ Почему в жизни человека обязательно должна быть цель?
→ Легко ли обрести подлинного друга?
→ Что такое нравственные уроки истории?
→ В чём сила, а в чём уязвимость природы?
→ Какого человека можно по праву назвать героем?
→ Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
→ Что значит в жизни человека родительский дом?
→ Почему любовь не всегда приносит счастье?
→ Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
→ Изменить себя или изменить себе – в чём различие?
→ Можно ли обмануть совесть?
→ Можно ли обойтись в жизни без идеалов?
→ Как характеризует человека умение ценить красоту природы?
→ Личность и общество: возможна ли гармония?
→ В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
→ Как вы понимаете высказывание Н.С. Гумилёва: «Путь поэта есть путь любви к миру»?
→ Почему говорят, что труд – лучшее лекарство от тоски и уныния?
→ Месть – это уничтожение или умножение зла?
→ Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
→ Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
→ Почему дух войска многое определяет в исходе сражения?
→ Когда обесцениваются высокие слова?
→ Какие поступки человека, по-вашему, заслуживают уважения?
→ Почему порой трудно признать чужую правоту?
→ Какие нравственные ценности укрепляют семью?
→ Какой характер можно назвать противоречивым?
→ Из-за чего возникает разочарование в людях?
→ Какого исторического деятеля вы бы назвали подлинно выдающимся?
→ Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
→ Зачем человеку путешествия?
→ Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
→ Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
→ Чем надежда отличается от мечты?
→ Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Язык идёт вместе с жизнию народа»?
→ Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
→ Что помогает человеку сохранить надежду даже в самых тяжёлых ситуациях?
→ Можно ли дружить с эгоистом?
→ Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
→ Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
→ Спорить с судьбой или принимать её?
→ От чего предостерегают человечество антиутопии?
→ Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
→ Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
→ Как вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
→ Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
→ Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Краткость – сестра таланта»?
→ Что дом может рассказать о своём хозяине?
→ Как вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?
→ В чём разница между наказанием и местью?
→ Раскройте мысль поэта: «Гражданин – отечества достойный сын».
→ Согласны ли вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
→ Доступность информации в цифровую эпоху: за и против
→ Как бы вы ответили на вопрос Гамлета: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»
→ Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
→ Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
→ Можно ли простить человека, совершившего зло?
→ Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
→ Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
→ Какой опыт важнее: собственный или чужой?
→ Согласны ли Вы с советом: «Прежде чем осуждать других, посмотри на себя»?
→ Когда зло надевает маску добра?
→ Когда поражение закаляет характер человека?
→ Есть ли разница между гордостью и заносчивостью?
→ Можно ли поделиться счастьем?
Для зачёта необходимо чтобы сочинение соответствовало двум требованиям и трём критериям (подробнее в критериях оценивания ИС).
Как сообщили в ФИПИ, темы будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы. Все темы итогового сочинения с 2014 года можно найти здесь.
Экзаменационный комплект будет состоять из шести тем, одну из которых необходимо выбрать для написания сочинения.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
→ темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
→ темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
→ темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Подробнее о разделах: 4ege.ru/sochinenie/68079-r...
→ темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
→ темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
→ темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Подробнее о разделах: 4ege.ru/sochinenie/68079-r...
→ Примеры бланков итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/71924-b...
→ Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения: 4ege.ru/sochinenie/71923-m...
Для подготовки можно использовать следующие материалы
→ Шаблон итогового сочинения
→ Типичные ошибки в итоговом сочинении / Вебинар
→ Консультация ФИПИ
→ Общие рекомендации по написанию
→ Примерные комплекты тем с разборами
Аргументы по разделам ИС
→ Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
→ Семья, общество, Отечество в жизни человека
→ Природа и культура в жизни человека
Литература для аргументации
→ Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения.
→ Список произведений для итогового сочинения
→ 3 коротких рассказа для итогового сочинения
→ Аргументы из рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»
→ Аргументы из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
→ Аргументы из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
→ Аргументы из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
→ Аргументы из романа И.А. Гончарова «Обломов»
→ Аргументы из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
→ Аргументы из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
→ Аргументы из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
→ Аргументы из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
→ Аргументы из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
→ Аргументы из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
→ Рассказ К.Г. Паустовского «Акварельные краски»
→ Рассказ М. Гелприна «Свеча горела»
→ Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»
→ Рассказ Д. Джойса «Эвелин»
→ Рассказ О. Генри «Последний лист»
→ Рассказ В.М. Гаршина «Четыре дня»
→ Повесть Ф. Кафки «Превращение»
→ Рассказ В.В. Набокова «Бритва»
→ Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»
→ Рассказ Ричарда Матесона «Кнопка, кнопка»
→ Рассказ Рэя Брэдбери «Вельд»
→ Рассказ А.С. Грина «Зелёная лампа»
→ Рассказ Б. Васильева «Экспонат №...»
→ Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»
→ Рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише»
→ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
→ Рассказ А.П. Чехова «Радость»
→ Рассказ Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник»
→ Рассказ В.М. Шукшина «Стенька Разин»
→ Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
→ Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»
→ Рассказ А.П. Чехова «Тоска»
→ Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер»
→ Сказка О. Уайльда «Соловей и роза»
→ Рассказ К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
→ Рассказ Г. Каттнера «День не в счёт»
→ Рассказ В.М. Шукшина «Чудик»
→ Рассказ И.А. Бунина «Красавица»
→ Рассказ В.М. Гаршина «Художники»
→ Рассказ Е.И. Носова «Кукла»
→ Рассказ И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
→ Повесть А.С. Пушкина «Выстрел»
→ Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»
→ Рассказ О. Генри «Дары волхвов»
→ Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…»
Разбор тем итогового сочинения
→ Почему упорство принято считать достоинством, а упрямство – недостатком?
→ «Отцы и дети»: соперники или союзники?
→ Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
→ Как общество влияет на человека?
→ Всё ли подвластно науке?
→ Почему в жизни человека обязательно должна быть цель?
→ Легко ли обрести подлинного друга?
→ Что такое нравственные уроки истории?
→ В чём сила, а в чём уязвимость природы?
→ Какого человека можно по праву назвать героем?
→ Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
→ Что значит в жизни человека родительский дом?
→ Почему любовь не всегда приносит счастье?
→ Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
→ Изменить себя или изменить себе – в чём различие?
→ Можно ли обмануть совесть?
→ Можно ли обойтись в жизни без идеалов?
→ Как характеризует человека умение ценить красоту природы?
→ Личность и общество: возможна ли гармония?
→ В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
→ Как вы понимаете высказывание Н.С. Гумилёва: «Путь поэта есть путь любви к миру»?
→ Почему говорят, что труд – лучшее лекарство от тоски и уныния?
→ Месть – это уничтожение или умножение зла?
→ Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
→ Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
→ Почему дух войска многое определяет в исходе сражения?
→ Когда обесцениваются высокие слова?
→ Какие поступки человека, по-вашему, заслуживают уважения?
→ Почему порой трудно признать чужую правоту?
→ Какие нравственные ценности укрепляют семью?
→ Какой характер можно назвать противоречивым?
→ Из-за чего возникает разочарование в людях?
→ Какого исторического деятеля вы бы назвали подлинно выдающимся?
→ Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
→ Зачем человеку путешествия?
→ Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
→ Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
→ Чем надежда отличается от мечты?
→ Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Язык идёт вместе с жизнию народа»?
→ Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
→ Что помогает человеку сохранить надежду даже в самых тяжёлых ситуациях?
→ Можно ли дружить с эгоистом?
→ Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
→ Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
→ Спорить с судьбой или принимать её?
→ От чего предостерегают человечество антиутопии?
→ Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
→ Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
→ Как вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
→ Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
→ Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Краткость – сестра таланта»?
→ Что дом может рассказать о своём хозяине?
→ Как вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?
→ В чём разница между наказанием и местью?
→ Раскройте мысль поэта: «Гражданин – отечества достойный сын».
→ Согласны ли вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
→ Доступность информации в цифровую эпоху: за и против
→ Как бы вы ответили на вопрос Гамлета: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»
→ Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
→ Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
→ Можно ли простить человека, совершившего зло?
→ Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
→ Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
→ Какой опыт важнее: собственный или чужой?
→ Согласны ли Вы с советом: «Прежде чем осуждать других, посмотри на себя»?
→ Когда зло надевает маску добра?
→ Когда поражение закаляет характер человека?
→ Есть ли разница между гордостью и заносчивостью?
→ Можно ли поделиться счастьем?