Сегодня, 12:49
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рассказ В.В. Набокова «Бритва»
Возможные темы итогового сочинения и аргументы (по рассказу В.В. Набокова «Бритва»).
набоков.docx
набоков.pdf
Темы итогового сочинения
1) Какой опыт даёт человеку война?
2) Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?
3) Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
4) Почему человек решается идти наперекор судьбе?
5) Свобода и ответственность в жизни человека.
6) Может ли человек влиять на ход истории?
7) Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
8) Временное и вечное в нашей жизни.
9) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
10) Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
11) Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
12) Над какими чувствами разум может быть не властен?
13) В чём причины вражды между людьми?
14) Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
15) Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
16) Как связаны трусость и слабость?
17) Месть – это уничтожение или умножение зла?
18) Почему месть не помогает искоренить зло?
19) Опасна ли месть для самого мстителя?
20) Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
21) Что легче – отомстить обидчику или простить его?
22) Отчего человеку иногда трудно даётся прощение?
23) Почему жестокость разрушительна?
24) Какие времена можно назвать жестокими?
25) Каковы могут быть причины жестоких поступков?
26) Оправдана ли жестокость военным временем?
27) Можно ли простить человека, совершившего зло?
28) О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
29) Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
30) Эпоха перемен: потери и обретения.
31) Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
32) Почему так опасно «переступить черту»?
33) Преступление со спокойной совестью: возможно ли оно?
Аргументы
Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
Проблема конфликта между разумом и чувствами ставится В.В. Набоковым в рассказе «Бритва». Главный герой Иванов, по прозвищу Бритва, вынужден жить в Берлине, где он занимается цирюльным делом. Из хода повествования становится ясно, что Иванов не принял советскую власть, поэтому ему пришлось эмигрировать. Когда в парикмахерскую заходит человек, пытавший его во время революции, автор делает акцент на охвативших цирюльника чувствах. В настоящее время он ощущал власть над своим врагом и мог ему легко отомстить: «Иванов открыл бритву, и когда стал точить ее о ремень, вдруг оправился от своего изумления и почувствовал, что этот человек в его власти». Судьба ставит героя перед очень важным нравственным выбором: он может поддаться чувствам и убить бывшего чекиста или же побороть первый порыв, следуя зову разуму. В.В. Набоков подчёркивает: в такие минуты, когда человек встречает своего врага, разрушившего его жизнь, очень сложно справиться с эмоциями и принять правильное решение.
Месть – это уничтожение или умножение зла?
Месть – это, несомненно, умножение зла и не может быть хорошим выходом из ситуации. Об этом идёт речь и в рассказе В.В. Набокова «Бритва». Главный герой Иванов после смены власти эмигрировал в Берлин, где начал заниматься цирюльным делом. Встреча с давним врагом, бывшим советским чекистом, который допрашивал Иванова и разрушил его жизнь, вызывает у набоковского героя желание отомстить: «Ножницы да бритва, несомненно, холодные оружия, и этот постоянный металлический трепет был чем-то приятен воинственной душе Иванова. Человек он был злопамятный и неглупый». Когда цирюльник начинает брить явившегося господина, то устраивает ему пытку. Иванов заставляет чекиста вспомнить о безнравственных деяниях несколько лет назад и намекает на то, что сейчас его жизнь в опасности: «Мы совершенно одни, товарищ. Понимаете? Вот, не так скользнет бритва, и сразу будет много крови». Господин не произносит ни слова, и В.В. Набоков проводит интересную параллель, сопоставляя чекиста с мертвецом, которым овладевает непреодолимое чувство страха. Иванов воздерживается от убийства, его слова и поведение в парикмахерской можно расценить как вполне удавшуюся месть. Однако если бы он совершил преступление, то и сам бы опустился до уровня своего соперника.
Как связаны трусость и слабость?
Трусость – это всегда проявление слабости. В рассказе В.В. Набокова «Бритва» господина, явившегося в парикмахерскую к цирюльнику Иванову, можно назвать трусливым человеком. Из хода повествования читатель понимает, что этот человек разрушил жизнь бывшего офицера, которому пришлось эмигрировать из родной страны в Германию. Когда советский чекист осознаёт, что его жизнь находится в руках цирюльника, им овладевает чувство страха: «И тогда случилось следующее: глазки забегали и вдруг плотно закрылись»; «…и он совсем близко наклонялся к господину, который в белом саване простыни сидел, как мертвый, прикрыв выпуклые веки»; «Человек сидел не шевелясь, не раскрывая глаз». Он как будто готовится к смерти, тем самым обнаруживая слабость характера. Если раньше этот человек обладал почти неограниченной властью, то теперь он стал совершенно беззащитным, оказавшись обычным трусом. Потрясение, пережитое в парикмахерской, превращает его в «автомат» с «механической походкой». В.В. Набоков с помощью интересных сравнений и эпитетов создаёт образ трусливого и слабого духом человека, трясущегося за свою жизнь.
Какие времена можно назвать жестокими?
Жестокими можно назвать те времена, когда люди утрачивают возможность свободно высказывать свою позицию. В рассказе В.В. Набокова «Бритва» идёт речь о последствиях эпохи революционных потрясений. Мыслящего человека, не желающего совершать бесчестный поступок и пытающегося бороться с тоталитарным режимом, превращают в жертву. Главный герой цирюльник Иванов чувствует глубокую привязанность к покинутому Отечеству, но из-за случившихся перемен не имеет возможности туда вернуться: «Его большую, благородную, великолепную отчизну какой-то скучный шут погубил ради красного словца, и это он простить не мог». Кроме того, В.В. Набоков даёт читателю понять, что на долю цирюльника выпало немало трудностей: его допрашивали несколько лет назад и, по-видимому, оклеветали, а также подвергали пыткам. Именно в таком отношении к людям, не желающим становиться рабами системы, и проявляется жестокость.
набоков.docx
набоков.pdf
Темы итогового сочинения
1) Какой опыт даёт человеку война?
2) Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?
3) Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
4) Почему человек решается идти наперекор судьбе?
5) Свобода и ответственность в жизни человека.
6) Может ли человек влиять на ход истории?
7) Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
8) Временное и вечное в нашей жизни.
9) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
10) Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
11) Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
12) Над какими чувствами разум может быть не властен?
13) В чём причины вражды между людьми?
14) Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
15) Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
16) Как связаны трусость и слабость?
17) Месть – это уничтожение или умножение зла?
18) Почему месть не помогает искоренить зло?
19) Опасна ли месть для самого мстителя?
20) Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
21) Что легче – отомстить обидчику или простить его?
22) Отчего человеку иногда трудно даётся прощение?
23) Почему жестокость разрушительна?
24) Какие времена можно назвать жестокими?
25) Каковы могут быть причины жестоких поступков?
26) Оправдана ли жестокость военным временем?
27) Можно ли простить человека, совершившего зло?
28) О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
29) Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
30) Эпоха перемен: потери и обретения.
31) Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
32) Почему так опасно «переступить черту»?
33) Преступление со спокойной совестью: возможно ли оно?
Аргументы
Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
Проблема конфликта между разумом и чувствами ставится В.В. Набоковым в рассказе «Бритва». Главный герой Иванов, по прозвищу Бритва, вынужден жить в Берлине, где он занимается цирюльным делом. Из хода повествования становится ясно, что Иванов не принял советскую власть, поэтому ему пришлось эмигрировать. Когда в парикмахерскую заходит человек, пытавший его во время революции, автор делает акцент на охвативших цирюльника чувствах. В настоящее время он ощущал власть над своим врагом и мог ему легко отомстить: «Иванов открыл бритву, и когда стал точить ее о ремень, вдруг оправился от своего изумления и почувствовал, что этот человек в его власти». Судьба ставит героя перед очень важным нравственным выбором: он может поддаться чувствам и убить бывшего чекиста или же побороть первый порыв, следуя зову разуму. В.В. Набоков подчёркивает: в такие минуты, когда человек встречает своего врага, разрушившего его жизнь, очень сложно справиться с эмоциями и принять правильное решение.
Месть – это уничтожение или умножение зла?
Месть – это, несомненно, умножение зла и не может быть хорошим выходом из ситуации. Об этом идёт речь и в рассказе В.В. Набокова «Бритва». Главный герой Иванов после смены власти эмигрировал в Берлин, где начал заниматься цирюльным делом. Встреча с давним врагом, бывшим советским чекистом, который допрашивал Иванова и разрушил его жизнь, вызывает у набоковского героя желание отомстить: «Ножницы да бритва, несомненно, холодные оружия, и этот постоянный металлический трепет был чем-то приятен воинственной душе Иванова. Человек он был злопамятный и неглупый». Когда цирюльник начинает брить явившегося господина, то устраивает ему пытку. Иванов заставляет чекиста вспомнить о безнравственных деяниях несколько лет назад и намекает на то, что сейчас его жизнь в опасности: «Мы совершенно одни, товарищ. Понимаете? Вот, не так скользнет бритва, и сразу будет много крови». Господин не произносит ни слова, и В.В. Набоков проводит интересную параллель, сопоставляя чекиста с мертвецом, которым овладевает непреодолимое чувство страха. Иванов воздерживается от убийства, его слова и поведение в парикмахерской можно расценить как вполне удавшуюся месть. Однако если бы он совершил преступление, то и сам бы опустился до уровня своего соперника.
Как связаны трусость и слабость?
Трусость – это всегда проявление слабости. В рассказе В.В. Набокова «Бритва» господина, явившегося в парикмахерскую к цирюльнику Иванову, можно назвать трусливым человеком. Из хода повествования читатель понимает, что этот человек разрушил жизнь бывшего офицера, которому пришлось эмигрировать из родной страны в Германию. Когда советский чекист осознаёт, что его жизнь находится в руках цирюльника, им овладевает чувство страха: «И тогда случилось следующее: глазки забегали и вдруг плотно закрылись»; «…и он совсем близко наклонялся к господину, который в белом саване простыни сидел, как мертвый, прикрыв выпуклые веки»; «Человек сидел не шевелясь, не раскрывая глаз». Он как будто готовится к смерти, тем самым обнаруживая слабость характера. Если раньше этот человек обладал почти неограниченной властью, то теперь он стал совершенно беззащитным, оказавшись обычным трусом. Потрясение, пережитое в парикмахерской, превращает его в «автомат» с «механической походкой». В.В. Набоков с помощью интересных сравнений и эпитетов создаёт образ трусливого и слабого духом человека, трясущегося за свою жизнь.
Какие времена можно назвать жестокими?
Жестокими можно назвать те времена, когда люди утрачивают возможность свободно высказывать свою позицию. В рассказе В.В. Набокова «Бритва» идёт речь о последствиях эпохи революционных потрясений. Мыслящего человека, не желающего совершать бесчестный поступок и пытающегося бороться с тоталитарным режимом, превращают в жертву. Главный герой цирюльник Иванов чувствует глубокую привязанность к покинутому Отечеству, но из-за случившихся перемен не имеет возможности туда вернуться: «Его большую, благородную, великолепную отчизну какой-то скучный шут погубил ради красного словца, и это он простить не мог». Кроме того, В.В. Набоков даёт читателю понять, что на долю цирюльника выпало немало трудностей: его допрашивали несколько лет назад и, по-видимому, оклеветали, а также подвергали пыткам. Именно в таком отношении к людям, не желающим становиться рабами системы, и проявляется жестокость.