5 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Аргументы для итогового сочинения к первому разделу.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывается внутренний мир «лишнего человека» Печорина. Он пытается обрести смысл жизни, ищет своё место и постоянно рефлексирует о том, ради чего появился на свет. Однако герой не чувствует себя способным к кому-то на долгое время привязываться: в дружбу он не верит, считая одного человека рабом другого, любовь высмеивает, превращая так называемых избранниц в жертв собственных манипуляций. По его вине погибла черкешенка Бэла, «честные контрабандисты» вынуждены срочно уехать, а княжна Мери остаётся с разбитым сердцем. Печорин и сам не понимает, почему приносит несчастье всем, с кем пытается сблизиться. Он считает себя абсолютно не приспособленным к жизни и ничего не может изменить в этом незавидном положении.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Иногда человек не успевает вовремя попросить прощения, сказать поддерживающие слова, из-за чего в дальнейшем испытывает муки совести. Это и происходит с героиней рассказа К.Г. Паустовского Настей. Она слишком увлечена собственной работой и не находит ни одной свободной минуты, чтобы написать матери письмо, а уж тем более съездить к ней в деревню, проведать её, оказать необходимую поддержку. За больной матерью ухаживают совершенно чужие ей люди, тогда как родная дочь в это время заботится о личном успехе и благополучии. Однако человек может лишь создавать видимость того, что он чёрствый и равнодушный. Настя осознаёт свою вину, но это происходит слишком поздно, и у героини нет возможности её искупить. В произведении раскрывается внутренний мир противоречивой личности, которая в погоне за материальными ценностями на время теряет духовно-нравственные ориентиры.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
А.С. Грин «Зелёная лампа»
Каждому человеку иногда приходится делать непростой выбор между чёрным и белым, добром и злом. В рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа» мы видим, каким жестоким манипулятором оказывается ни в чём не нуждающийся Стильтон. От скуки он решает провести над нищим молодым человеком из Ирландии Джоном Ивом некий эксперимент, пообещав ему ежемесячную плату, если он будет каждый вечер зажигать зелёную лампу. В итоге за Джоном якобы придут люди, которые сделают его богатым до конца своих дней. Стильтон отличается чёрствостью характера и равнодушным отношением к людям. Ему кажется, что он может делать всё что угодно, потому что у него есть авторитет и деньги. Однако судьба приготовила для Стильтона злую шутку: спустя время всё меняется, и он становится нищим стариком, а Джон Ив – успешным врачом. Молодой ирландец, находясь между добром и злом, выбрал добро, не стал томить себя бесплодным ожиданием и принялся изучать медицинские книги, чтобы достичь поставленной цели. Впоследствии Джон Ив даже помог Стильтону в трудной ситуации, не чувствуя никакого озлобления и желания отомстить. Это доказывает его душевную чистоту и чуткость.
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Иногда человек попадает в такую тяжёлую жизненную ситуацию, что теряет силы бороться и готовится сдаться, со всем покончить, тем самым проявив слабость. Герой произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор» Мерцалов находится на грани жизни и смерти. Он не видит никакого выхода из нищеты и не может простить себе, что не в силах позаботиться о семье. Мерцалов ощущает себя совершенно никчёмным человеком, сидя в рождественскую ночь в парке в летней одежде и без калош. Но случайная встреча заставляет его отказаться от малодушных мыслей: «чудесный доктор» помогает семье Мерцаловых, проявляя по отношению к ним искреннее сочувствие и милосердие. Такие люди, как доктор Пирогов, призваны напомнить нам о том, что добро существует и чудо возможно, если ты остаёшься верен своим нравственным идеалам.
1.3. Познание человеком самого себя
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» за образом маленькой рыбки скрывается определённый тип личности. Речь идёт о постоянно рефлексирующем человеке, который испытывает чувство страха перед реальной жизнью. Пискарь боится быть съеденным, поэтому практически не выходит из своего укрытия. Любое общение даже с себе подобными может привести к необратимым последствиям. Естественно, ни о какой семье не может быть и речи. Когда пискарь размышляет об этом, он вдруг понимает, что, если бы все жили точно так же, как он, «этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевёлся бы». Даже в самом названии произведения содержится ирония, и так называемая «премудрость» из достоинства превращается в существенный недостаток, мешающий герою развиваться. Таким образом, одного познания себя недостаточно, если человек сидит сложа руки и ничего не делает для изменения своей жизни к лучшему.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимается проблема самопознания личности. Родион Раскольников интересуется историей великого французского императора Наполеона. Эта фигура привлекала многих молодых людей того времени как образ сильной личности. Так и Раскольников, следуя примеру своего кумира, задаётся важным для себя вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» В поисках ответа он решает совершить преступление, успокаивая себя тем, что убивает не человека, а просто «вошь», никому не нужную, озлобленную на весь мир старуху-процентщицу. Однако никто не вправе отнимать жизнь у других, а совершённое убийство вовсе не доказывает силу преступника. Раскольникову предстоит разочароваться в своей теории и по-другому взглянуть на мир, но эта эволюция персонажа происходит лишь на каторге. Итак, попытка определить своё место в жизни может привести человека к серьёзному внутреннему конфликту и даже подтолкнуть к противозаконным деяниям.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Можно ли ограничить свободу личности? Да, можно лишить человека физической свободы, посадив его в тюрьму, но невозможно отобрать у него другую, духовную свободу, обладание которой оказывается намного важнее и сильнее. В произведении М.А. Шолохова «Судьба человека» рассказывается история Андрея Соколова, который волей судьбы попадает в плен. В так называемом «поединке» с лагерфюрером герой одерживает моральную победу. Он отказывается пить за победу немецкого оружия, но соглашается – «за свою погибель». Сколько бы испытаний ни пришлось вынести Андрею Соколову, он выдерживает их с честью и достоинством, никогда не изменяя своим принципам. Из этого следует, что нельзя лишить человека свободы духа, если он остаётся верен себе при любых обстоятельствах.
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» посвящена проблеме выживания человека в лагерных условиях. С одной стороны, это типичный «маленький человек», умеющий довольствоваться бытовыми мелочами, а с другой – по-своему сильная личность. В отличие от Фетюкова, который подбирал объедки и доносил на товарищей, Иван Денисович Шухов всегда сохраняет честь и достоинство. Он никогда не опустился бы до такой низости, как выдать кого-то из своих. Иван Денисович с уважением относится к труду, всегда снимает шапку в столовой, не забывая о правилах этикета, заботится о других, например, об интеллигенте Цезаре Марковиче. Несмотря на то, что Шухову пришлось провести в заключении десять лет, он не теряет своей индивидуальности и остаётся человеком – словом, сохраняет духовную свободу, которая оказывается намного сильнее свободы физической.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывается внутренний мир «лишнего человека» Печорина. Он пытается обрести смысл жизни, ищет своё место и постоянно рефлексирует о том, ради чего появился на свет. Однако герой не чувствует себя способным к кому-то на долгое время привязываться: в дружбу он не верит, считая одного человека рабом другого, любовь высмеивает, превращая так называемых избранниц в жертв собственных манипуляций. По его вине погибла черкешенка Бэла, «честные контрабандисты» вынуждены срочно уехать, а княжна Мери остаётся с разбитым сердцем. Печорин и сам не понимает, почему приносит несчастье всем, с кем пытается сблизиться. Он считает себя абсолютно не приспособленным к жизни и ничего не может изменить в этом незавидном положении.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Иногда человек не успевает вовремя попросить прощения, сказать поддерживающие слова, из-за чего в дальнейшем испытывает муки совести. Это и происходит с героиней рассказа К.Г. Паустовского Настей. Она слишком увлечена собственной работой и не находит ни одной свободной минуты, чтобы написать матери письмо, а уж тем более съездить к ней в деревню, проведать её, оказать необходимую поддержку. За больной матерью ухаживают совершенно чужие ей люди, тогда как родная дочь в это время заботится о личном успехе и благополучии. Однако человек может лишь создавать видимость того, что он чёрствый и равнодушный. Настя осознаёт свою вину, но это происходит слишком поздно, и у героини нет возможности её искупить. В произведении раскрывается внутренний мир противоречивой личности, которая в погоне за материальными ценностями на время теряет духовно-нравственные ориентиры.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
А.С. Грин «Зелёная лампа»
Каждому человеку иногда приходится делать непростой выбор между чёрным и белым, добром и злом. В рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа» мы видим, каким жестоким манипулятором оказывается ни в чём не нуждающийся Стильтон. От скуки он решает провести над нищим молодым человеком из Ирландии Джоном Ивом некий эксперимент, пообещав ему ежемесячную плату, если он будет каждый вечер зажигать зелёную лампу. В итоге за Джоном якобы придут люди, которые сделают его богатым до конца своих дней. Стильтон отличается чёрствостью характера и равнодушным отношением к людям. Ему кажется, что он может делать всё что угодно, потому что у него есть авторитет и деньги. Однако судьба приготовила для Стильтона злую шутку: спустя время всё меняется, и он становится нищим стариком, а Джон Ив – успешным врачом. Молодой ирландец, находясь между добром и злом, выбрал добро, не стал томить себя бесплодным ожиданием и принялся изучать медицинские книги, чтобы достичь поставленной цели. Впоследствии Джон Ив даже помог Стильтону в трудной ситуации, не чувствуя никакого озлобления и желания отомстить. Это доказывает его душевную чистоту и чуткость.
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Иногда человек попадает в такую тяжёлую жизненную ситуацию, что теряет силы бороться и готовится сдаться, со всем покончить, тем самым проявив слабость. Герой произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор» Мерцалов находится на грани жизни и смерти. Он не видит никакого выхода из нищеты и не может простить себе, что не в силах позаботиться о семье. Мерцалов ощущает себя совершенно никчёмным человеком, сидя в рождественскую ночь в парке в летней одежде и без калош. Но случайная встреча заставляет его отказаться от малодушных мыслей: «чудесный доктор» помогает семье Мерцаловых, проявляя по отношению к ним искреннее сочувствие и милосердие. Такие люди, как доктор Пирогов, призваны напомнить нам о том, что добро существует и чудо возможно, если ты остаёшься верен своим нравственным идеалам.
1.3. Познание человеком самого себя
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» за образом маленькой рыбки скрывается определённый тип личности. Речь идёт о постоянно рефлексирующем человеке, который испытывает чувство страха перед реальной жизнью. Пискарь боится быть съеденным, поэтому практически не выходит из своего укрытия. Любое общение даже с себе подобными может привести к необратимым последствиям. Естественно, ни о какой семье не может быть и речи. Когда пискарь размышляет об этом, он вдруг понимает, что, если бы все жили точно так же, как он, «этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевёлся бы». Даже в самом названии произведения содержится ирония, и так называемая «премудрость» из достоинства превращается в существенный недостаток, мешающий герою развиваться. Таким образом, одного познания себя недостаточно, если человек сидит сложа руки и ничего не делает для изменения своей жизни к лучшему.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимается проблема самопознания личности. Родион Раскольников интересуется историей великого французского императора Наполеона. Эта фигура привлекала многих молодых людей того времени как образ сильной личности. Так и Раскольников, следуя примеру своего кумира, задаётся важным для себя вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» В поисках ответа он решает совершить преступление, успокаивая себя тем, что убивает не человека, а просто «вошь», никому не нужную, озлобленную на весь мир старуху-процентщицу. Однако никто не вправе отнимать жизнь у других, а совершённое убийство вовсе не доказывает силу преступника. Раскольникову предстоит разочароваться в своей теории и по-другому взглянуть на мир, но эта эволюция персонажа происходит лишь на каторге. Итак, попытка определить своё место в жизни может привести человека к серьёзному внутреннему конфликту и даже подтолкнуть к противозаконным деяниям.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Можно ли ограничить свободу личности? Да, можно лишить человека физической свободы, посадив его в тюрьму, но невозможно отобрать у него другую, духовную свободу, обладание которой оказывается намного важнее и сильнее. В произведении М.А. Шолохова «Судьба человека» рассказывается история Андрея Соколова, который волей судьбы попадает в плен. В так называемом «поединке» с лагерфюрером герой одерживает моральную победу. Он отказывается пить за победу немецкого оружия, но соглашается – «за свою погибель». Сколько бы испытаний ни пришлось вынести Андрею Соколову, он выдерживает их с честью и достоинством, никогда не изменяя своим принципам. Из этого следует, что нельзя лишить человека свободы духа, если он остаётся верен себе при любых обстоятельствах.
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» посвящена проблеме выживания человека в лагерных условиях. С одной стороны, это типичный «маленький человек», умеющий довольствоваться бытовыми мелочами, а с другой – по-своему сильная личность. В отличие от Фетюкова, который подбирал объедки и доносил на товарищей, Иван Денисович Шухов всегда сохраняет честь и достоинство. Он никогда не опустился бы до такой низости, как выдать кого-то из своих. Иван Денисович с уважением относится к труду, всегда снимает шапку в столовой, не забывая о правилах этикета, заботится о других, например, об интеллигенте Цезаре Марковиче. Несмотря на то, что Шухову пришлось провести в заключении десять лет, он не теряет своей индивидуальности и остаётся человеком – словом, сохраняет духовную свободу, которая оказывается намного сильнее свободы физической.