Типичные ошибки в итоговом сочинении
ошибки.docx
ошибки.pdf
Вид ошибки | Ошибочный вариант | Исправленный вариант |
Во вступлении не сформулирован тезис (чёткий ответ на поставленный вопрос) | О чём люди чаще всего мечтают? Над этим вопросом задумывались многие мыслители и писатели. Мечта – это всегда что-то особенное и ценное для человека. Неслучайно говорят, что «человек без мечты» – это как будто «птица без крыльев». Приведу примеры из художественной литературы. | О чём люди чаще всего мечтают? Над этим вопросом задумывались многие мыслители и писатели. Мечта – это всегда что-то особенное и ценное для человека. Неслучайно говорят, что «человек без мечты» – это как будто «птица без крыльев». |
Уход от темы | Какую жизненную цель можно назвать благородной? На мой взгляд, каждый человек ставит перед собой цель, которую мечтает достичь. Иногда приходится преодолевать много препятствий, мешающих двигаться вперёд. К сожалению, не все люди справляются с такими трудностями, и у них рано или поздно опускаются руки. | Какую жизненную цель можно назвать благородной? На мой взгляд, она должна быть связана с духовными ценностями. Если человек хочет помочь нуждающимся людям или защитить дорогого человека – это уже по-настоящему благородные цели, заслуживающие уважения. |
Замена анализа литературного произведения пересказом в основной части | В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ставится проблема чести и бесчестия. Остановлюсь на эпизоде присяги Пугачёву. Гринёв долго не мог уснуть, потому что к Белогорской крепости подъехало много вооружённых казаков. Их предводителем был Пугачёв. В итоге противники ворвались к коменданту, ранили его, а Гринёва схватили. Капитан Миронов отказался присягать Пугачёву и был повешен. Гринёв тоже должен был погибнуть, но его спас Савельич, бросившийся в ноги Пугачёву. В результате Гринёв был помилован, но он не знал, что это случится и держался с честью и достоинством. Наоборот, Швабрин – безнравственный герой, потому что он примкнул к Пугачёву. | В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ставится проблема чести и бесчестия. В эпизоде присяги Пугачёва автор подчёркивает, с каким достоинством держался главный герой Пётр Гринёв. Даже после повешения коменданта крепости этот смелый человек не дрогнул и не поступился моральными принципами. Этот пример доказывает непоколебимую силу духа пушкинского героя: он рисковал жизнью и всё-таки остался верен себе. Автор акцентирует внимание на том, что для Гринёва честь – это высшая добродетель. Напротив, Швабрин повёл себя в этой же ситуации совершенно по-другому. А.С. Пушкин отмечает, что он изменился даже внешне, когда перешёл на вражескую сторону. По мнению автора, это безнравственный герой, не имеющий представления о чести и достоинстве. |
Отсутствие микровывода после каждого аргумента в основной части | Тема целеустремлённости раскрывается в произведении А.С. Грина «Зелёная лампа». Главный герой Джон Ив – бродяга и сирота, приехавший в Лондон из Ирландии, чтобы найти работу. Автор делает акцент на том, сколько трудностей пришлось пережить молодому человеку. А.С. Грин описывает героя как «плохо одетого человека лет двадцати пяти» и уже в самом начале повествования даёт ему короткую биографическую справку. Эксперимент Стильтона меняет жизнь Джона Ива: благодаря зародившейся в нём надежде он начинает заниматься саморазвитием. В финале рассказа автор обращает внимание на значительные внешние и внутренние изменения, произошедшие с героем, который смог добиться своей цели и стать уважаемым врачом. | Тема целеустремлённости раскрывается в произведении А.С. Грина «Зелёная лампа». Главный герой Джон Ив – бродяга и сирота, приехавший в Лондон из Ирландии, чтобы найти работу. Автор делает акцент на том, сколько трудностей пришлось пережить молодому человеку. А.С. Грин описывает героя как «плохо одетого человека лет двадцати пяти» и уже в самом начале повествования даёт ему короткую биографическую справку. Эксперимент Стильтона меняет жизнь Джона Ива: благодаря зародившейся в нём надежде он начинает заниматься саморазвитием. В финале рассказа автор обращает внимание на значительные внешние и внутренние изменения, произошедшие с героем, который смог стать уважаемым врачом. |
Вывод содержит новый тезис, не относящийся к теме сочинения | Таким образом, любовь действительно становится испытанием, когда человек оказывается в трудной ситуации из-за своих чувств или не получает на них ответа. Кроме того, жизнь может испытывать человека и по-другому: например, на войне, когда он оказывается перед нравственным выбором. | Таким образом, любовь действительно становится испытанием, когда человек оказывается в трудной ситуации из-за своих чувств или не получает на них ответа. |
Неверное введение цитаты | Печорин – рефлексирующий герой, который анализирует каждый свой поступок. Размышляя о причинах неудовлетворённости жизнью, он говорит о том, что «я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». | Печорин – рефлексирующий герой, который анализирует каждый свой поступок. Размышляя о причинах неудовлетворённости жизнью, он отмечает: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». |
Неуместное обращение к эксперту | А вы когда-нибудь думали о том, к чему может привести загрязнение окружающей среды? | Загрязнение окружающей среды может привести к необратимым последствиям. Важно, чтобы каждый человек задумался об этом. |
Неудачное употребление местоимений | В своём рассказе автор рассуждает о взаимосвязи природы и человека. Это произведение написал А.С. Пушкин. В нём говорится о чести и достоинстве. | В рассказе автор рассуждает о взаимосвязи природы и человека. В произведении А.С. Пушкина говорится о чести и достоинстве. |
Употребление слов иной стилистической окраски | Творец комедии «Горе от ума» ставит проблему «отцов» и «детей». Герой романа И.С. Тургенева Базаров – настоящий трудяга. | Автор комедии «Горе от ума» ставит проблему «отцов» и «детей». Герой романа И.С. Тургенева Базаров – трудолюбивый человек. |
Ошибки в употреблении фразеологизмов | Это играет большое значение в понимании поставленной проблемы. | Это играет важную роль в понимании поставленной проблемы. |
Неправильный порядок слов (неоправданная инверсия) | Поставленная проблема автором важна для понимания идеи текста. | Проблема, поставленная автором, важна для понимания идеи текста. |