2 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
М. Гелприн «Свеча горела»
Возможные темы итогового сочинения и аргументы (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»).
гелприн.docx
гелприн.pdf
Темы итогового сочинения
1) В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
2) Можно ли жить без цели?
3) Какие вопросы называют «вечными»?
4) Забвение прошлого губительно для человека?
5) Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
6) Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
7) Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
8) Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
9) Какое место литература занимает в вашей жизни?
10) Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?
11) Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
12) Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
13) Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
14) Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
15) Как бороться с человеческим равнодушием?
16) Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
17) Какую жизненную цель можно назвать благородной?
18) Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
19) Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
20) Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
21) Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
22) Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
23) Почему нужно учиться понимать искусство?
24) Что значит служить искусству?
25) Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
26) Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
27) Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
28) Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
29) Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
30) Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
Аргументы
Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
Именно чтение делает человека культурным, развивает его мышление и аналитические способности. В рассказе современного писателя М. Гелприна ставится проблема снижения интереса к литературе в модернизированном обществе. Главный герой Андрей Петрович чувствует себя одиноким и никому не нужным в мире, где духовные идеалы давно обесценились, а люди утратили способность думать. Как преподаватель литературы, он больше не может найти работу, потому что гуманитарные науки не вызывают никакого интереса у современного поколения. Директор лицея называет Андрея Петровича «слишком узким специалистом» и предлагает пройти курсы виртуальной этики или истории робототехники, ведь именно эти дисциплины наиболее значимы для молодого поколения. Неожиданное появление ученика Максима переворачивает жизнь преподавателя литературы: он снова чувствует себя полезным и готов делать всё возможное, чтобы его подопечный научился понимать художественные произведения. Впоследствии оказывается, что Максим – это вовсе не человек, а робот, но с помощью этого автор и подчёркивает, какую важную роль играет чтение для формирования мыслительных способностей. Чтение пробуждает лучшие нравственные качества даже в «бездушной, дефективной железяке», которая успевает передать кое-какие знания своим воспитанникам и увлечь их литературой. Этот пример доказывает, что любовь к чтению действительно развивает ум и прививает правильные представления о мире.
Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
В эпоху перемен, когда стремительно развиваются новые технологии, а духовные ценности уходят на второй план, представитель старшего поколения может указать молодёжи правильный путь. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» создаётся портрет современного молодого поколения. В новом мире больше никого не интересует литература, которую преподавал главный герой Андрей Петрович, в образовательных учреждениях изучают виртуальную этику, основы виртуального права и историю робототехники. Для Андрея Петровича снижение интереса к чтению – это личная трагедия, и он чувствует себя не в силах что-либо изменить. Однако появление ученика Максима дарит герою надежду на то, что литература всё ещё не исчерпала себя и есть те, кому важно развивать свой ум. Несмотря на то что Максим – это всего лишь робот-гувернёр, деятельность Андрея Петровича нельзя назвать бесплодной. Перед неминуемой утилизацией роботу удаётся передать «послание» детям, которые впоследствии приходят к преподавателю литературы, желая учиться понимать художественные произведения. Именно в такую изменчивую эпоху, когда всё вокруг как будто рушится, молодым людям необходим чуткий и серьёзный наставник, который поможет им не сбиться на жизненном пути.
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
В условиях технического прогресса люди неизбежно меняются, становясь более практичными, а порой и излишне равнодушными и чёрствыми. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» главный герой Андрей Петрович вынужден жить в обществе, где давно обесценились духовно-нравственные идеалы. Литература, которую он преподаёт, никому не нужна, ему не удаётся найти работу, поэтому и приходится жить в «крошечной комнате» «на нищенское пособие» на протяжении долгих двенадцати лет. Директор лицея называет Андрея Петровича «слишком узким специалистом», предлагает преподавать что-нибудь более полезное – виртуальное право или робототехнику. Автор создаёт неутешительную картину будущего, описывая, как закрываются последние библиотеки, а филологи проходят курсы переквалификации. Андрей Петрович не может смириться с происходящим и изменить своему предназначению, он мечтает только иметь возможность «передать другим то, что знает, то, что у него есть». Таким образом, из-за стремительного развития технического прогресса такие преданные своему делу люди, как Андрей Петрович, чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Герой тяжело переживает дискредитацию важных ценностей и моральных норм в современном обществе, ведь люди, перестав читать, действительно утратили лучшие нравственные качества.
Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
Есть профессии, которые никогда не утратят своей актуальности, к таким, например, можно отнести профессию учителя. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» главный герой Андрей Петрович преподавал литературу, пока она не потеряла своей значимости. Несмотря на духовную деградацию окружающих, герой всё-таки не сдаётся, продолжая давать объявления о занятиях: «За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой». Появление «благодарного» ученика Максима помогает Андрею Петровичу найти в себе силы снова служить своему призванию. Герой, готовый преподавать даже бесплатно, старается увлечь ученика литературой и помочь ему понять ключевые произведения. Однако Максим оказывается всего лишь роботом с «дефектом управляющей программы», который сам задумался «о детской бездуховности» и твёрдо решил с ней бороться. И всё же благодаря этому у Андрея Петровича в скором времени появляются настоящие ученики – дети, получившие кое-какие знания от своего утилизированного гувернёра и готовые изучать литературу. Финал произведения доказывает важность профессии учителя: именно эти люди призваны передавать другим поколениям накопленный духовный опыт и прививать им правильные ценности.
гелприн.docx
гелприн.pdf
Темы итогового сочинения
1) В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
2) Можно ли жить без цели?
3) Какие вопросы называют «вечными»?
4) Забвение прошлого губительно для человека?
5) Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
6) Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
7) Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
8) Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
9) Какое место литература занимает в вашей жизни?
10) Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?
11) Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
12) Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
13) Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
14) Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
15) Как бороться с человеческим равнодушием?
16) Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
17) Какую жизненную цель можно назвать благородной?
18) Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
19) Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
20) Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
21) Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
22) Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
23) Почему нужно учиться понимать искусство?
24) Что значит служить искусству?
25) Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
26) Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
27) Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
28) Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
29) Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
30) Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
Аргументы
Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
Именно чтение делает человека культурным, развивает его мышление и аналитические способности. В рассказе современного писателя М. Гелприна ставится проблема снижения интереса к литературе в модернизированном обществе. Главный герой Андрей Петрович чувствует себя одиноким и никому не нужным в мире, где духовные идеалы давно обесценились, а люди утратили способность думать. Как преподаватель литературы, он больше не может найти работу, потому что гуманитарные науки не вызывают никакого интереса у современного поколения. Директор лицея называет Андрея Петровича «слишком узким специалистом» и предлагает пройти курсы виртуальной этики или истории робототехники, ведь именно эти дисциплины наиболее значимы для молодого поколения. Неожиданное появление ученика Максима переворачивает жизнь преподавателя литературы: он снова чувствует себя полезным и готов делать всё возможное, чтобы его подопечный научился понимать художественные произведения. Впоследствии оказывается, что Максим – это вовсе не человек, а робот, но с помощью этого автор и подчёркивает, какую важную роль играет чтение для формирования мыслительных способностей. Чтение пробуждает лучшие нравственные качества даже в «бездушной, дефективной железяке», которая успевает передать кое-какие знания своим воспитанникам и увлечь их литературой. Этот пример доказывает, что любовь к чтению действительно развивает ум и прививает правильные представления о мире.
Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
В эпоху перемен, когда стремительно развиваются новые технологии, а духовные ценности уходят на второй план, представитель старшего поколения может указать молодёжи правильный путь. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» создаётся портрет современного молодого поколения. В новом мире больше никого не интересует литература, которую преподавал главный герой Андрей Петрович, в образовательных учреждениях изучают виртуальную этику, основы виртуального права и историю робототехники. Для Андрея Петровича снижение интереса к чтению – это личная трагедия, и он чувствует себя не в силах что-либо изменить. Однако появление ученика Максима дарит герою надежду на то, что литература всё ещё не исчерпала себя и есть те, кому важно развивать свой ум. Несмотря на то что Максим – это всего лишь робот-гувернёр, деятельность Андрея Петровича нельзя назвать бесплодной. Перед неминуемой утилизацией роботу удаётся передать «послание» детям, которые впоследствии приходят к преподавателю литературы, желая учиться понимать художественные произведения. Именно в такую изменчивую эпоху, когда всё вокруг как будто рушится, молодым людям необходим чуткий и серьёзный наставник, который поможет им не сбиться на жизненном пути.
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
В условиях технического прогресса люди неизбежно меняются, становясь более практичными, а порой и излишне равнодушными и чёрствыми. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» главный герой Андрей Петрович вынужден жить в обществе, где давно обесценились духовно-нравственные идеалы. Литература, которую он преподаёт, никому не нужна, ему не удаётся найти работу, поэтому и приходится жить в «крошечной комнате» «на нищенское пособие» на протяжении долгих двенадцати лет. Директор лицея называет Андрея Петровича «слишком узким специалистом», предлагает преподавать что-нибудь более полезное – виртуальное право или робототехнику. Автор создаёт неутешительную картину будущего, описывая, как закрываются последние библиотеки, а филологи проходят курсы переквалификации. Андрей Петрович не может смириться с происходящим и изменить своему предназначению, он мечтает только иметь возможность «передать другим то, что знает, то, что у него есть». Таким образом, из-за стремительного развития технического прогресса такие преданные своему делу люди, как Андрей Петрович, чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Герой тяжело переживает дискредитацию важных ценностей и моральных норм в современном обществе, ведь люди, перестав читать, действительно утратили лучшие нравственные качества.
Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
Есть профессии, которые никогда не утратят своей актуальности, к таким, например, можно отнести профессию учителя. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» главный герой Андрей Петрович преподавал литературу, пока она не потеряла своей значимости. Несмотря на духовную деградацию окружающих, герой всё-таки не сдаётся, продолжая давать объявления о занятиях: «За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой». Появление «благодарного» ученика Максима помогает Андрею Петровичу найти в себе силы снова служить своему призванию. Герой, готовый преподавать даже бесплатно, старается увлечь ученика литературой и помочь ему понять ключевые произведения. Однако Максим оказывается всего лишь роботом с «дефектом управляющей программы», который сам задумался «о детской бездуховности» и твёрдо решил с ней бороться. И всё же благодаря этому у Андрея Петровича в скором времени появляются настоящие ученики – дети, получившие кое-какие знания от своего утилизированного гувернёра и готовые изучать литературу. Финал произведения доказывает важность профессии учителя: именно эти люди призваны передавать другим поколениям накопленный духовный опыт и прививать им правильные ценности.