7 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Природа и культура в жизни человека
Аргументы для итогового сочинения к третьему разделу.
3.1. Природа и человек
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Может ли человек обходиться без природы? Безусловно, ответ на этот вопрос отрицательный. Каждый из нас является важной и неотъемлемой частью природного мира. Однако главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров считает, что «природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он демонстрирует потребительское отношение к миру природы и оценивает его, как и всё остальное, по степени полезности. Если тебе нужны какие-то ресурсы, то ты можешь ими воспользоваться, но не более того. Базаров кажется равнодушным к красоте природе, и в этом ему противопоставлен Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия. Он, по натуре своей очень романтичный человек, тонко чувствующий природу, искренне недоумевает, как можно её отрицать, подобно нигилисту Базарову. Кроме того, в эпилоге «Отцов и детей» И.С. Тургенев создаёт пейзажную зарисовку, описывая сельское кладбище, на котором и был похоронен Базаров. Тем самым автор противопоставляет бессмертие природы человеку, срок жизни которого ограничен.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Природа зачастую влияет на душевное состояние человека. Вспомним, например, эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Наташа Ростова очарована лунной ночью в Отрадном. Героиня не может уснуть, потому что переполнена эмоциями, и она хочет, чтобы её подруга Соня тоже увидела эту красоту. Наташа мечтает научиться летать, желая быть ближе к небу. Природа вызывает у неё сильные чувства, и то же волнение передаётся Андрею Болконскому, случайно подслушавшему этот разговор. Герой Л.Н. Толстого, до сих пор находившийся в подавленном состоянии, как будто пробуждается к жизни, в нём вдруг «поднялась… неожиданная путаница молодых мыслей и надежд», а после этого случая он и сам попадает под обаяние природного мира. Князь Андрей замечает, как сильно изменился «старый корявый дуб», который, казалось бы, совсем недавно попался ему на глаза. Теперь же на нём не было видно прежних «корявых пальцев» или «болячек», он выглядел совершенно «преображённым». С помощью этих примеров Л.Н. Толстой убеждает нас в том, как велика сила природы и какое огромное влияние она оказывает на человека, подталкивая его к важным внутренним изменениям.
3.2. Наука и человек
М. Гелприн «Свеча горела»
К чему может привести стремительное развитие науки и техники? К сожалению, научно-технический прогресс не всегда имеют только плюсы, а иногда минусы даже перевешивают. Например, в рассказе М. Гелприна «Свеча горела» создаётся модель будущего, где нет места духовным ценностям. Люди перестали читать книги, поэтому никому не нужны уроки литературы Андрея Петровича, который не умеет делать ничего другого. Он переживает случившееся как личную драму: ему сложно приспособиться к новым условиям в мире, где изучают виртуальную этику и робототехнику. Именно поэтому появление ученика Максима вызывает у преподавателя такое искреннее изумление. Правда, оказывается, что это вовсе не человек, а робот, но он всё-таки успевает передать кое-какие знания детям, своим воспитанникам, и через какое-то время они приходят к Андрею Петровичу вместо Максима. В рассказе «Свеча горела» автор оставляет надежду на то, что люди в конечном счёте осознают собственное невежество и захотят с ним бороться. А это возможно только путём возвращения к чтению, ведь именно литература является источником духовности, и никакая техника не сможет её вытеснить.
Р. Брэдбери «Вельд»
Как научно-технический прогресс может повлиять на нормы морали? К сожалению, иногда стремительное развитие новых технологий вытесняет самое важное – духовность, и над человечеством нависает угроза нравственной деградации. В рассказе известного фантаста Р. Брэдбери «Вельд» поднимается проблема пагубного воздействия технологических новшеств на детскую психику. Родители приобретают для своих детей Питера и Венди автоматизированный дом «Всё для счастья». Подразумевается, что машины будут выполнять все основные бытовые обязанности человека. С одной стороны, это кажется очень удобным, но с другой – подобное замещение заставляет задуматься: а для чего в таком случае вообще нужны люди? Питер и Венди почти всё свободное время проводят в детской комнате с эффектом присутствия, больше всего интересуясь африканским вельдом, что вселяет в их родителей тревогу. Как оказалось, не без оснований: дети идут на страшное преступление, чтобы заполучить желаемое. Они убивают родителей, которые решили на время отключить эту страшную комнату. Таким образом, Р. Брэдбери выражает важную мысль: научно-технический прогресс может привести к бездуховности, поэтому человеку никогда не стоит забывать о правиле золотой середины.
3.3. Искусство и человек
А. Рюноскэ «Муки ада»
Искусство способно изменить мировосприятие человека – как простого созерцателя, так и самого творца. Именно об этом новелла японского писателя Акутагавы Рюноскэ «Муки ада». Главный герой – художник Ёсихидэ, вынужденный подчиняться приказам императора. Окружающие знают его как замкнутого, нелюдимого человека, про которого ходит много неприятных слухов. Ёсихидэ, в представлении большинства людей, чужды человеческие чувства, он якобы подвергает опасности жизнь своих натурщиков ради искусства. Но настоящим злом в этой истории всё-таки оказывается император, который делает художнику заказ – написать «муки ада», а потом сжигает его дочь в карете, чтобы картина получилась более правдоподобной. Сознательно ли творец пожертвовал жизнью дочери ради создания шедевра? Разумеется, нет, он являлся лишь марионеткой в руках человека, наделённого безусловной властью. Мы видим, как искусство соприкасается с реальной жизнью и превращается для художника в разрушительную силу, лишая его самого дорогого.
В.П. Астафьев «Гимн жизни»
Способно ли искусство помочь человеку в трудной ситуации и положительным образом повлиять на его мироощущение? В рассказе В.П. Астафьева «Гимн жизни» идёт речь о неизлечимо больной двадцатилетней девушке Лине. Она находится в подавленном состоянии и ощущает себя одинокой, а всё вокруг напоминает ей о скорой смерти. Куда бы Лина ни приходила – в оперу, театр и даже зоопарк, она везде сталкивалась с какой-то «жизненной драмой»: «Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть». И только в Планетарии она вновь обретает давно утраченное спокойствие: когда «купол зацвёл звёздами», вдруг заиграла музыка Чайковского. На Лину эта «мелодия вечной жизни» производит неизгладимое впечатление. Героиня В.П. Астафьева словно перерождается: она впервые задумывается не о смерти, а о бессмертии. Музыка известного композитора кажется Лине «гимном жизни» и позволяет ей многое переоценить, взглянуть на свою болезнь другими глазами.
3.4. Язык и языковая личность
Б. Шоу «Пигмалион»
Как язык влияет на личность? Можно ли охарактеризовать человека, основываясь лишь на том, как он выражается? Эти вопросы находятся в центре внимания Б. Шоу в пьесе «Пигмалион». Профессор фонетики Хиггинс решает провести любопытный эксперимент: превратить обычную уличную цветочницу в настоящую леди. Элиза Дулиттл мечтает устроиться на работу в цветочный магазин, но не может этого сделать из-за ошибок в произношении даже самых простых слов. Нельзя сказать, чтобы всё шло гладко, и Хиггинс вместе со своим приятелем Пикерингом уже были готовы опустить руки. Однако, когда героине удаётся избавиться от просторечных выражений, сама её манера поведения меняется, и на светском приёме Элизу почти невозможно отличить от дам из высшего общества. Автор подчёркивает прямую связь между языковой культурой человека и его характером, образом жизни, мировоззрением. Тот, кто обучается ораторскому искусству, действительно может добиться больших успехов: неслучайно речь называют визитной карточкой личности.
Н.В. Гоголь «Шинель»
«Заговори, чтобы я тебя увидел» – это известное высказывание древнегреческого философа Сократа заставляет задуматься о значении речевой культуры личности. Действительно, по тому, как человек выражает свои мысли, можно многое сказать о его характере. Например, главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» относится к литературному типу «маленький человек». Акакий Акакиевич Башмачкин с трудом формулирует длинные фразы, изъясняясь в основном одними предлогами и частицами. Когда он приходит к портному Петровичу, чтобы починить старую шинель, то даже не может закончить предложение и объяснить, чего он хочет. Использованные Н.В. Гоголем многоточия указывают на частые паузы между словами, а слово-паразит «того» – на бедность словарного запаса. Манера речи выдаёт в Башмачкине незаметного безропотного чиновника, который и не пытается стать кем-то большим. Этот пример доказывает взаимосвязь языка и характера: «маленький человек» и мыслит, и говорит в соответствии со своим положением, не стремясь к получению новых знаний и обогащению лексикона.
3.1. Природа и человек
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Может ли человек обходиться без природы? Безусловно, ответ на этот вопрос отрицательный. Каждый из нас является важной и неотъемлемой частью природного мира. Однако главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров считает, что «природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он демонстрирует потребительское отношение к миру природы и оценивает его, как и всё остальное, по степени полезности. Если тебе нужны какие-то ресурсы, то ты можешь ими воспользоваться, но не более того. Базаров кажется равнодушным к красоте природе, и в этом ему противопоставлен Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия. Он, по натуре своей очень романтичный человек, тонко чувствующий природу, искренне недоумевает, как можно её отрицать, подобно нигилисту Базарову. Кроме того, в эпилоге «Отцов и детей» И.С. Тургенев создаёт пейзажную зарисовку, описывая сельское кладбище, на котором и был похоронен Базаров. Тем самым автор противопоставляет бессмертие природы человеку, срок жизни которого ограничен.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Природа зачастую влияет на душевное состояние человека. Вспомним, например, эпизод из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором Наташа Ростова очарована лунной ночью в Отрадном. Героиня не может уснуть, потому что переполнена эмоциями, и она хочет, чтобы её подруга Соня тоже увидела эту красоту. Наташа мечтает научиться летать, желая быть ближе к небу. Природа вызывает у неё сильные чувства, и то же волнение передаётся Андрею Болконскому, случайно подслушавшему этот разговор. Герой Л.Н. Толстого, до сих пор находившийся в подавленном состоянии, как будто пробуждается к жизни, в нём вдруг «поднялась… неожиданная путаница молодых мыслей и надежд», а после этого случая он и сам попадает под обаяние природного мира. Князь Андрей замечает, как сильно изменился «старый корявый дуб», который, казалось бы, совсем недавно попался ему на глаза. Теперь же на нём не было видно прежних «корявых пальцев» или «болячек», он выглядел совершенно «преображённым». С помощью этих примеров Л.Н. Толстой убеждает нас в том, как велика сила природы и какое огромное влияние она оказывает на человека, подталкивая его к важным внутренним изменениям.
3.2. Наука и человек
М. Гелприн «Свеча горела»
К чему может привести стремительное развитие науки и техники? К сожалению, научно-технический прогресс не всегда имеют только плюсы, а иногда минусы даже перевешивают. Например, в рассказе М. Гелприна «Свеча горела» создаётся модель будущего, где нет места духовным ценностям. Люди перестали читать книги, поэтому никому не нужны уроки литературы Андрея Петровича, который не умеет делать ничего другого. Он переживает случившееся как личную драму: ему сложно приспособиться к новым условиям в мире, где изучают виртуальную этику и робототехнику. Именно поэтому появление ученика Максима вызывает у преподавателя такое искреннее изумление. Правда, оказывается, что это вовсе не человек, а робот, но он всё-таки успевает передать кое-какие знания детям, своим воспитанникам, и через какое-то время они приходят к Андрею Петровичу вместо Максима. В рассказе «Свеча горела» автор оставляет надежду на то, что люди в конечном счёте осознают собственное невежество и захотят с ним бороться. А это возможно только путём возвращения к чтению, ведь именно литература является источником духовности, и никакая техника не сможет её вытеснить.
Р. Брэдбери «Вельд»
Как научно-технический прогресс может повлиять на нормы морали? К сожалению, иногда стремительное развитие новых технологий вытесняет самое важное – духовность, и над человечеством нависает угроза нравственной деградации. В рассказе известного фантаста Р. Брэдбери «Вельд» поднимается проблема пагубного воздействия технологических новшеств на детскую психику. Родители приобретают для своих детей Питера и Венди автоматизированный дом «Всё для счастья». Подразумевается, что машины будут выполнять все основные бытовые обязанности человека. С одной стороны, это кажется очень удобным, но с другой – подобное замещение заставляет задуматься: а для чего в таком случае вообще нужны люди? Питер и Венди почти всё свободное время проводят в детской комнате с эффектом присутствия, больше всего интересуясь африканским вельдом, что вселяет в их родителей тревогу. Как оказалось, не без оснований: дети идут на страшное преступление, чтобы заполучить желаемое. Они убивают родителей, которые решили на время отключить эту страшную комнату. Таким образом, Р. Брэдбери выражает важную мысль: научно-технический прогресс может привести к бездуховности, поэтому человеку никогда не стоит забывать о правиле золотой середины.
3.3. Искусство и человек
А. Рюноскэ «Муки ада»
Искусство способно изменить мировосприятие человека – как простого созерцателя, так и самого творца. Именно об этом новелла японского писателя Акутагавы Рюноскэ «Муки ада». Главный герой – художник Ёсихидэ, вынужденный подчиняться приказам императора. Окружающие знают его как замкнутого, нелюдимого человека, про которого ходит много неприятных слухов. Ёсихидэ, в представлении большинства людей, чужды человеческие чувства, он якобы подвергает опасности жизнь своих натурщиков ради искусства. Но настоящим злом в этой истории всё-таки оказывается император, который делает художнику заказ – написать «муки ада», а потом сжигает его дочь в карете, чтобы картина получилась более правдоподобной. Сознательно ли творец пожертвовал жизнью дочери ради создания шедевра? Разумеется, нет, он являлся лишь марионеткой в руках человека, наделённого безусловной властью. Мы видим, как искусство соприкасается с реальной жизнью и превращается для художника в разрушительную силу, лишая его самого дорогого.
В.П. Астафьев «Гимн жизни»
Способно ли искусство помочь человеку в трудной ситуации и положительным образом повлиять на его мироощущение? В рассказе В.П. Астафьева «Гимн жизни» идёт речь о неизлечимо больной двадцатилетней девушке Лине. Она находится в подавленном состоянии и ощущает себя одинокой, а всё вокруг напоминает ей о скорой смерти. Куда бы Лина ни приходила – в оперу, театр и даже зоопарк, она везде сталкивалась с какой-то «жизненной драмой»: «Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть». И только в Планетарии она вновь обретает давно утраченное спокойствие: когда «купол зацвёл звёздами», вдруг заиграла музыка Чайковского. На Лину эта «мелодия вечной жизни» производит неизгладимое впечатление. Героиня В.П. Астафьева словно перерождается: она впервые задумывается не о смерти, а о бессмертии. Музыка известного композитора кажется Лине «гимном жизни» и позволяет ей многое переоценить, взглянуть на свою болезнь другими глазами.
3.4. Язык и языковая личность
Б. Шоу «Пигмалион»
Как язык влияет на личность? Можно ли охарактеризовать человека, основываясь лишь на том, как он выражается? Эти вопросы находятся в центре внимания Б. Шоу в пьесе «Пигмалион». Профессор фонетики Хиггинс решает провести любопытный эксперимент: превратить обычную уличную цветочницу в настоящую леди. Элиза Дулиттл мечтает устроиться на работу в цветочный магазин, но не может этого сделать из-за ошибок в произношении даже самых простых слов. Нельзя сказать, чтобы всё шло гладко, и Хиггинс вместе со своим приятелем Пикерингом уже были готовы опустить руки. Однако, когда героине удаётся избавиться от просторечных выражений, сама её манера поведения меняется, и на светском приёме Элизу почти невозможно отличить от дам из высшего общества. Автор подчёркивает прямую связь между языковой культурой человека и его характером, образом жизни, мировоззрением. Тот, кто обучается ораторскому искусству, действительно может добиться больших успехов: неслучайно речь называют визитной карточкой личности.
Н.В. Гоголь «Шинель»
«Заговори, чтобы я тебя увидел» – это известное высказывание древнегреческого философа Сократа заставляет задуматься о значении речевой культуры личности. Действительно, по тому, как человек выражает свои мысли, можно многое сказать о его характере. Например, главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» относится к литературному типу «маленький человек». Акакий Акакиевич Башмачкин с трудом формулирует длинные фразы, изъясняясь в основном одними предлогами и частицами. Когда он приходит к портному Петровичу, чтобы починить старую шинель, то даже не может закончить предложение и объяснить, чего он хочет. Использованные Н.В. Гоголем многоточия указывают на частые паузы между словами, а слово-паразит «того» – на бедность словарного запаса. Манера речи выдаёт в Башмачкине незаметного безропотного чиновника, который и не пытается стать кем-то большим. Этот пример доказывает взаимосвязь языка и характера: «маленький человек» и мыслит, и говорит в соответствии со своим положением, не стремясь к получению новых знаний и обогащению лексикона.