Итоговое сочинение → Разделы | Критерии | Подготовка | Примеры
+3
25 ноября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Подготовка к подразделу итогового сочинения «Искусство и человек»

Сочинение
Полезные материалы и ссылки для подготовки к подразделу итогового сочинения «Искусство и человек».

Шаблон итогового сочинения
Список произведений для итогового сочинения
Темы к разделу «Природа и культура в жизни человека»

Литература для аргументации

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Рассказ К.Г. Паустовского «Акварельные краски»
Рассказ М. Гелприна «Свеча горела»
Рассказ О. Генри «Последний лист»
Рассказ В.М. Шукшина «Стенька Разин»
Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Сказка О. Уайльда «Соловей и роза»
Рассказ В.М. Гаршина «Художники»

Разбор тем итогового сочинения

Как вы понимаете высказывание Н.С. Гумилёва: «Путь поэта есть путь любви к миру»?
Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
Как вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.

Примеры сочинений

Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Можно ли обойтись в жизни без творчества?
Как история отражается в искусстве?
Чем вам интересны герои любимых книг?
Какова роль искусства в жизни общества?

Аргументы к подразделу

И.А. Гончаров «Обломов»

Иногда произведение искусства способствует зарождению сильного чувства в сердце человека. Так, в романе И.А. Гончарова «Обломов» заглавный герой влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда она исполняет арию «Casta diva». Автор неоднократно отмечает, что у его героя чуткий музыкальный слух и удивительная восприимчивость к подлинной красоте. Исполнение Ольги Ильинской трогает сердце Обломова, который, чувствуя обаяние произведения искусства, словно пробуждается от долгого сна. Он готов измениться, стать сильнее духом, забыть о своей прежней апатии, чтобы добиться ответных чувств возлюбленной. Таким образом, произведения искусства могут возродить человека и придать ему душевных сил.

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

По-настоящему великим можно назвать то произведение искусства, которое вызывает у человека душевный отклик. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» такие сильные чувства пробуждает в героине соната Бетховена D-dur № 2, op. 2. Largo Appassionato. Именно эту музыкальную композицию упоминает в последнем письме Желтков, призывая Веру Николаевну послушать её после прочтения. Соната действительно производит впечатление на Шеину: «Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась». Слушая произведение Бетховена, Вера вдруг понимает, что подлинная любовь, которая сильнее самой смерти и повторяется раз в тысячу лет, прошла мимо неё. Автор в этом эпизоде ставит проблему упущенного счастья: в браке с Шеиным Вера чувствовала лишь комфорт, но при этом не испытывала к нему ничего больше обыкновенной симпатии. В сонате как будто слышалась фраза Желткова, любившего героиню по-настоящему: «Да святится имя Твоё». Таким образом, мелодия Бетховена действительно вызывает в душе Веры много самых разнообразных, противоречивых чувств. Не это ли признак поистине великого произведения?

А.П. Чехов «Ионыч»

Героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» мечтает стать известной пианисткой и считает себя достаточно талантливой, культурной и образованной для избранного поприща. Доктор Старцев значительно преувеличивает достоинства и сильные черты характера Екатерины Ивановны. Герой пытался вести с ней серьёзные беседы об искусстве, но во время таких разговоров Котик могла совершенно некстати рассмеяться или уйти. Екатерина Ивановна высоко ценит собственный талант и даже отказывается от личного счастья, надеясь достичь высот в качестве музыканта. Однако можно заметить, что в первую очередь Котик мечтала о славе и признании, а искусство в большинстве случаев требует жертв и полной самоотдачи. По-настоящему талантливый человек не может быть слишком тщеславным, гораздо важнее получать удовольствие от самого творческого процесса. Именно поэтому Екатерина Ивановна не достигает поставленной цели и в конечном счёте разочаровывается в себе, так и не сумев стать профессиональной пианисткой.

В.П. Астафьев «Гимн жизни»

Способно ли искусство помочь человеку в трудной ситуации и положительным образом повлиять на его мироощущение? В рассказе В.П. Астафьева «Гимн жизни» идёт речь о неизлечимо больной двадцатилетней девушке Лине. Она находится в подавленном состоянии и ощущает себя одинокой, а всё вокруг напоминает ей о скорой смерти. Куда бы Лина ни приходила – в оперу, театр и даже зоопарк, она везде сталкивалась с какой-то «жизненной драмой»: «Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть». И только в Планетарии она вновь обретает давно утраченное спокойствие: когда «купол зацвёл звёздами», вдруг заиграла музыка Чайковского. На Лину эта «мелодия вечной жизни» производит неизгладимое впечатление. Героиня В.П. Астафьева словно перерождается: она впервые задумывается не о смерти, а о бессмертии. Музыка известного композитора кажется Лине «гимном жизни» и позволяет ей многое переоценить, взглянуть на свою болезнь другими глазами.

А. Рюноскэ «Муки ада»

Искусство способно изменить мировосприятие человека – как простого созерцателя, так и самого творца. Именно об этом новелла японского писателя Акутагавы Рюноскэ «Муки ада». Главный герой – художник Ёсихидэ, вынужденный подчиняться приказам императора. Окружающие знают его как замкнутого, нелюдимого человека, про которого ходит много неприятных слухов. Ёсихидэ, в представлении большинства людей, чужды человеческие чувства, он якобы подвергает опасности жизнь своих натурщиков ради искусства. Но настоящим злом в этой истории всё-таки оказывается император, который делает художнику заказ – написать «муки ада», а потом сжигает его дочь в карете, чтобы картина получилась более правдоподобной. Сознательно ли творец пожертвовал жизнью дочери ради создания шедевра? Разумеется, нет, он являлся лишь марионеткой в руках человека, наделённого безусловной властью. Мы видим, как искусство соприкасается с реальной жизнью и превращается для художника в разрушительную силу, лишая его самого дорогого.

Образец итогового сочинения на тему «Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?».

«Творческая смелость художника» – это его неповторимость, верность своим идеалам и способность достучаться до сердца каждого человека. Кого-то удивит такое произведение искусства, для кого-то станет источником вдохновения, а кто-то с пренебрежением отвернётся, посчитав художника дилетантом. Как бы то ни было, но по-настоящему смелое произведение искусства никого не оставит равнодушным. Приведу примеры из художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

«Творческую смелость», на мой взгляд, проявляет Рябинин, один из героев рассказа В.М. Гаршина «Художники». Писатель задаётся важным проблемным вопросом: какого творца можно гордо назвать художником, служащим своему призванию? Композиция произведения строится на антитезе: с одной стороны, мы видим Дедова, сторонника «чистого искусства», а с другой – Рябинина, который делает акцент на актуальных проблемах. Одному никогда не понять другого, ведь то, что кажется заслуживающим внимания для Рябинина, представляется безобразным Дедову. Последний, как мне кажется, боится обращаться к суровой действительности, и потому его творчество не выглядит смелым и уникальным. Рябинин же, напротив, считает своим долгом писать картины о человеческом страдании, акцентировать внимание на чувствах, не отворачиваться от реального мира. За образом Рябинина скрывается особенный тип мышления: такие люди живут ради других, а не для себя и получения материальных ценностей. Если они становятся художниками, то обязательно обретают «творческую смелость». Итак, она проявляется в умении преодолеть свои страхи и храбро взглянуть в глаза происходящему вокруг.

«Творческой смелостью» обладает и художник Берман, герой новеллы О. Генри «Последний лист». Автор, рассказывая о его пути, подчёркивает, что художник всю жизнь мечтал создать шедевр, однако был неудачником и на протяжении многих лет «не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба». Словом, его произведения, которые он делал на заказ, не приносили никому значительной пользы, потому что не имели отношения к настоящему искусству. Но именно этот «злющий старикашка» не смог остаться равнодушным к больной девушке Джонси. В этом эпизоде Берман, узнав о том, что Джонси связывает свою жизнь с опадающими листьями старого плюща, принимает важное решение: исцелить человека произведением искусства. Его «творческая смелость» проявляется в готовности пойти на самопожертвование, чтобы в ненастную погоду написать на стене лист дерева, который невозможно отличить от оригинала. О. Генри восхищается своим героем, ведь перед смертью тот создаёт долгожданный шедевр, подаривший Джонси надежду на выздоровление. Произведение искусства пережило обладателя «творческой смелости», но именно в этом, по мнению писателя, и заключается его сила и уникальность.

Таким образом, настоящий художник, готовый следовать своему призванию, всегда обладает «творческой смелостью». Она позволяет ему писать не в стол, для себя, а создавать выдающиеся произведения, способные сделать мир немного лучше и светлее.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.