4 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Итоговые сочинения по темам центральной России
6 сочинений по темам ЦФО 4 декабря 2024 года.
«Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
Нравственным идеалом человека называют высшую цель, которая становится для него главным источником сил, духовной опорой, придаёт смысл его существованию. Конечно, есть и индивиды, не имеющие подобных жизненных ориентиров, и это, разумеется, негативно воздействует на их мироощущение. Если люди перестанут к чему-либо стремиться, они не будут развиваться и двигаться вперёд. Подобное беспечное отношение к жизни может привести к деградации. На мой взгляд, Ф.М. Достоевский размышляет о том, как стремления одной личности влияют на жизнь всего человечества. Без высших целей, желания и готовности сделать мир вокруг себя лучше, невозможно представить счастливое будущее. Приведу примеры из художественной литературы, доказывающие, что наличие идеалов – залог личного и общественного благополучия.
Люди, не имеющие никаких идеалов, тянут и самих себя, и других на дно. Так, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывается внутренний мир человека, живущего без жизненной цели. Конечно, Печорин пытается обрести смысл жизни, ищет своё место и постоянно рефлексирует о том, ради чего появился на свет. Однако герой не чувствует себя способным к кому-то на долгое время привязываться: в дружбу он не верит, считая одного человека рабом другого, любовь высмеивает, превращая так называемых избранниц в жертв собственных манипуляций. По его вине погибла черкешенка Бэла, «честные контрабандисты» вынуждены срочно уехать, а княжна Мери остаётся с разбитым сердцем. Печорин и сам не понимает, почему приносит несчастье всем, с кем пытается сблизиться. Он как будто превращает свою жизнь в эксперимент, чтобы отвлечь себя от мрачных мыслей и постоянной скуки. Автор романа делает акцент на том, что отсутствие нравственных идеалов губит не только самого человека, но и всех тех, с кем ему приходится взаимодействовать. Разве может получиться «хорошая действительность», о которой упоминал великий классик Ф.М. Достоевский, в мире, где живут одни «страдающие эгоисты» без целей и ориентиров, подобные Печорину? Неслучайно таких героев, как он, называют «лишними людьми» из-за их неприспособленности к жизни и неспособности что-либо изменить в своём положении.
Напротив, высшая цель всегда подразумевает служение людям. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» главный герой – бывший преподаватель литературы Андрей Петрович, вынужденный жить в модернизированном обществе. Его предмет больше никому не нужен, в образовательных учреждениях изучают виртуальную этику и робототехнику, книги давно никто не читает, а филологи проходят курсы переквалификации. Однако герой не теряет надежды, не может изменить своему призванию, у него есть высшая цель, не позволяющая ему сдаваться. Андрей Петрович продолжает давать объявления о занятиях, а, когда у него неожиданно появляется ученик, готов преподавать даже бесплатно. Это доказывает верность учителя своим нравственным идеалам. Усилия героя нельзя назвать бесплодными, ведь его новый воспитанник, оказавшийся роботом-гувернёром, перед неизбежной утилизацией успел передать «послание» детям, а те, в свою очередь, твёрдо решили изучать литературу. М. Гелприн подчёркивает, что даже один человек, продолжающий вопреки всему служить высшей цели, может изменить действительность.
Таким образом, у каждого из нас должна быть потребность в стремлении к идеалу. Необходимо ставить перед собой высшую цель, направленную на оказание помощи других людям, совершение бескорыстных поступков и преобразование действительности.
Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
Какой человек заслуживает одобрения общества и уважительного отношения к себе? На мой взгляд, достоинство личности проявляется в первую очередь в благородных поступках. Это может быть оказание помощи тем, кто в этом нуждается, толчком к которому становится неравнодушное отношение ко всем живым существам. Сострадание людям, неспособность пройти мимо чужой беды, готовность оказать необходимую поддержку – всё это не может не вызывать уважения, ведь человек, умеющий сочувствовать, обладает богатым внутренним миром. Кроме того, важно, чтобы люди делали добро от чистого сердца, а не из желания получить выгоду или заслужить похвалу окружающих. Нравственный поступок всегда бескорыстен, в противном случае его уже нельзя считать по-настоящему добрым. Человеку не нужно думать о том, как вызвать у других восхищение, главное – следовать долгу и никогда не изменять своим принципам. Приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие эти размышления.
Говорят, что абсолютное равнодушие зачастую бывает страшнее любого жестокого поступка. Главный герой рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления» противопоставлен своим родителям в отношении к бабушке Дуне. Если дочь героини нередко покрикивала на неё, когда та в очередной раз видела кошмар о потерянных хлебных карточках, мешая своим близким спать, то Гриша, напротив, проявил отзывчивость и великодушие. Когда мальчик приезжает погостить к бабушке, он замечает, что каждую ночь она разговаривает во сне, как будто на время возвращаясь в тревожные военные годы. Внук бабы Дуни единственный из семьи пытается понять её истинные чувства и разобраться в сложившейся ситуации. Когда в очередной раз баба Дуня заговорила во сне о карточках и голодных детях, Гриша не смог остаться в стороне: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью»; «…стал убеждать мягко, ласково…» Чуткость и способность к пониманию помогают мальчику найти правильный способ: Гриша поддерживает диалог с бабушкой, утешает её, делая вид, что отдаёт ей потерянные хлебные карточки. Мальчик приложил все усилия, чтобы облегчить страдания бабушки и избавить её от постоянных кошмаров. Именно такие добрые поступки, продиктованные чувством сострадания и неравнодушием, заслуживают уважительного отношения.
Достойный человек никогда не останется в стороне, если его ближний находится в трудной жизненной ситуации, теряет силы бороться и проявляет слабость, готовясь сдаться. Подобные чувства испытывает герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» Мерцалов. Из-за болезни он потерял работу и не смог обеспечивать семью. Его сыновья вынуждены голодать, а маленькая дочь находится на грани жизни и смерти. Перепробовав все средства, даже попытавшись просить милостыню, Мерцалов отчаивается, потому что не видит никакого выхода из нищеты. Он не может простить себе того, что не в силах позаботиться о семье, и поэтому принимает страшное решение – уйти из жизни. Герой рассказа А.И. Куприна чувствует себя неудачником, сидя в рождественскую ночь в парке в летней одежде и без калош. Но случайная встреча заставляет его отказаться от малодушных мыслей: будто посланный Богом доктор помогает членам семьи Мерцаловых, проявляя по отношению к ним искреннее сочувствие и милосердие. Он выписывает рецепт для больной дочери, оставляет лекарство и несколько крупных кредитных билетов, и всё это без какого-либо злого умысла или корыстной цели. Неслучайно доктор Пирогов назван в заглавии «чудесным», ведь он обладает добрым сердцем и совершает по-настоящему благородный поступок, заслуживающий восхищения.
Таким образом, уважать нужно те поступки, которые вызваны искренним желанием кому-либо помочь. Они идут от самого сердца и напоминают нам о том, что добро существует и чудо возможно.
За что дети могут уважать своих родителей?
Многие писатели часто размышляли о неизбежных конфликтах между «отцами» и «детьми». Но возможна ли другая ситуация, когда воспитанники не бросают родителям вызов, а берут с них пример? На мой взгляд, если старшее поколение прививает детям правильные ценности, учит их уважительно относиться к семейным традициям и моральным нормам, то разногласий между ними можно избежать. Родитель должен быть для своего ребёнка образцом, эталоном поведения, и только тогда представители младшего поколения смогут взглянуть на своих воспитателей с уважением и благодарностью. Наставления «отцов» и их полезные советы в трудной ситуации всегда укрепляют отношения в семье. Приведу примеры из художественной литературы, доказывающие мысль о том, что дети действительно уважают родителей за их духовное богатство и умение показать нравственный пример своим поведением.
Рано или поздно для молодого человека настаёт важный момент в жизни, когда он начинает самостоятельно принимать решения в непростых ситуациях. Вовремя полученное от родителей наставление может стать для сына своеобразным ориентиром, не позволяющим заблудиться на жизненном пути. Исторический роман «Капитанская дочка» открывается эпиграфом «Береги честь смолоду», совпадающим с напутствием Андрея Петровича Гринёва своему сыну, который отправляется на службу в Оренбург. Действительно, честь и достоинство – это важные составляющие нравственной личности. Отец хочет, чтобы Петруша получил правильное представление о гражданском долге: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Гринёв-старший даёт сыну напутствие никогда не поступаться моральными принципами, а младший, в свою очередь, не забывает о родительском завете и во всём следует примеру отца. Так, например, он не позволяет себе проявить слабость в эпизоде присяги Пугачёву. Пётр Гринёв остаётся верен себе и всегда поступает по совести, а помогает ему в этом искреннее уважение к родителю, сумевшему привить молодому человеку правильные ценности. А.С. Пушкин делает акцент на том, что младшее поколение почитает старших, когда те вдохновляют детей собственным примером и обладают богатым внутренним миром.
Несмотря на то что главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» – нигилист, отрицающий традиции и бросающий вызов привычному укладу, он всё-таки способен искренне любить своих родителей. Василий Иванович и Арина Власьевна во всём поддерживают сына и с пониманием относятся к его занятиям. Базаров интересуется естественными науками и хочет стать врачом, выбирая для себя ту же профессию, что и его отец, служивший штабс-лекарем. Когда главный герой во время операции поранил палец, он обратился к своему родителю за «адским камнем», зная, что может ему довериться. Чувствуя, что смерть неизбежна, Базаров просит Анну Одинцову позаботиться о его родителях: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эта фраза доказывает, что главный герой тургеневского романа в глубине души уважает своих воспитателей, считает достойными людьми, восхищается их внутренней красотой и добросердечием. Такое благодарное отношение было бы невозможно, если бы старшие в своё время не пробудили в сыне чуткость, не повлияли на его формирование как личности. Хотя Базаров и не умел открыто выражать свои чувства, читателю становится ясно, что духовное богатство родителей – предмет его искреннего уважения и восхищения.
Таким образом, дети действительно могут уважать старшее поколение за их верность нравственным идеалам, честь и достоинство, милосердие и красоту души. Как говорил известный литературный критик и мыслитель В.Г. Белинский: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое».
Почему именами некоторых людей называют целые эпохи?
Иногда целые эпохи называют именами выдающихся людей, живших в это время и повлиявших на общественное развитие. Это могут быть исторические деятели, великие философы, художники, музыканты или писатели и поэты. Бесспорно, такие личности занимают важное место в мировой культуре, потому что с помощью своей деятельности они смогли выразить дух времени. Кроме того, плоды труда людей, чьими именами называют наиболее значимые в нашей жизни периоды, не утрачивают актуальности. Подобный человек как будто способен смотреть в будущее и тем самым предопределяет развитие не только современников, но и потомков. Он становится кумиром многих или, напротив, их оппонентом. Приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие, какое огромное влияние оказывают некоторые яркие личности на молодые умы даже через продолжительное время.
Пётр I считается одним из главных преобразователей в отечественной истории, неслучайно период с 1696 по 1725 годы называют Петровской эпохой. Благодаря чему появилось такое название и как выдающийся правитель повлиял на своих потомков? Об этом рассказывается в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Реальной основой произведения стало стихийное бедствие в 1824 году, погубившее жизни многих людей. Петербург, заложенный Петром I в болотистых, диких местах, словно мстил человеку часто случающимися наводнениями. Главный герой поэмы Евгений в результате произошедшего теряет возлюбленную, а вместе с тем разрушаются его мечты и надежды на семейное счастье. Герой сходит с ума, глядя на памятник русскому императору, и бросает ему вызов, после чего Медный всадник вдруг оживает в сознании молодого человека. Таким образом, мы видим, что великий реформатор, сумевший, по словам А.С. Пушкина, «в Европу прорубить окно», становится для Евгения главным противником и злейшим врагом. Несмотря на то, что после смерти Петра I прошло уже почти сто лет, его личность продолжает волновать рядового человека, который обвиняет императора в необдуманном поступке – строительстве города в такой неблагоприятной местности. Этот пример доказывает, что выдающая личность, чьим именем названа целая эпоха, никогда не теряет своей значимости, продолжая влиять на потомков даже после смерти.
Ещё одна историческая личность, заслуживающая большого внимания, это французский полководец и император Наполеон Бонапарт. Многие классики обращались к созданию образа этого противоречивого человека. Остановимся на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой Раскольников считает Наполеона своим кумиром и даже создаёт антигуманную теорию, прибегая к его авторитету. Именем французского императора также названа целая эпоха с 1799 по 1815 годы. В чём же секрет его неугасающей популярности? Для Раскольникова Наполеон Бонапарт – символ сильной личности, имеющей право на преступление во имя благородной цели. Он противопоставлен так называемым «тварям дрожащим», вынужденным подчиняться приказам сверху и смиряться со своим униженным положением. Неудивительно, что главный герой романа выбирает в качестве образца для подражания Наполеона, ведь какое-то время тот командовал непобедимой армией, стремясь к завоеванию новых территорий, словно ему действительно всё было позволено. Впоследствии, когда Раскольников разочаровывается в себе, а чуть позже и в собственной теории, он приходит к выводу, что Наполеон на его месте не стал бы убивать старуху-процентщицу, а значит, совершённое преступление не смогло сделать героя сильной личностью. Итак, выдающиеся деятели разных времён действительно воздействуют не только на своих современников, но и на последующие поколения. В этом и заключается секрет их авторитета.
Есть такое высказывание: «Эпоха рождает великих людей, чтобы увековечить себя». Действительно, зачастую именно выдающийся деятель определяет значимость той или иной эпохи, делает своё время узнаваемым и даже спустя время продолжает вызывать интерес у новых поколений.
Какая угроза способна объединить человечество?
Появление новых технологий и изобретений может негативным образом повлиять на современных людей. Даже в обществе крайнего индивидуализма иногда возникают ситуации, способные всех объединить. На мой взгляд, этому может способствовать угроза человеческой безопасности. Из-за того, что технический прогресс иногда оборачивается противоположной стороной и наносит всем живым существам невосполнимый ущерб, в нашем мире случаются катастрофы. Если жизнь и здоровье людей окажутся в зоне риска, единственный способ предотвратить трагедию – объединиться и приложить совместные усилия, чтобы избежать последствий чьей-то беспечности. В противном случае человечеству может угрожать не только духовная деградация, но и полное исчезновение. Приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие мои размышления.
Итак, угроза человеческой безопасности могла бы подтолкнуть людей начать переговоры друг с другом с целью достижения взаимопонимания. В произведении Р. Матесона «Кнопка, кнопка» рассказывается об удивительном приборе, представляющем собой маленькую деревянную коробку. На ней находится кнопка, закрытая стеклянным колпачком, и, если на неё нажать, можно получить пятьдесят тысяч долларов. Однако после нажатия в мире умрёт человек, а значит, Норме, получившей эту посылку от некоего мистера Стюарта, придётся пойти на преступление. Героиня слишком беспечно относится к факту чужой смерти и даже не задумывается об эффекте бабочки. Если несколько тысяч человек одновременно нажмёт на такую кнопку, погибнет много ни в чём не повинных людей. Норма даже не предполагает, что она не единственная, кому сделали подобное предложение. Глупость и эгоизм героини могут стать толчком для дальнейшего вырождения человечества. Таким образом, возможность убийства на расстоянии, всего лишь одним нажатием кнопки, это действительно страшная угроза человеческой жизни. На мой взгляд, именно в такие моменты люди должны объединиться, сделав всё для того, чтобы преступления прекратились.
Патологическая зависимость от новейших технологий также может подвергнуть жизнь человека опасности. Эта проблема находится в центре внимания известного фантаста Рэя Брэдбери, автора рассказа «Вельд». Семья Хедли живёт в современном доме, умеющем воспитывать детей. Это значительно облегчает жизнь Лидии и Джорджу, и они считают, что подобное идёт Питеру и Венди на пользу: «Дети должны получать всё самое лучшее». Виртуальная комната, способная воплотить любые детские фантазии, слишком увлекает детей, которые постоянно «путешествуют» в Африку и наблюдают за хищными животными. У Питера и Венди формируется зависимость, они перестают различать реальность и цифровой мир, а также становятся жестокими и эгоистичными. Технический прогресс не позволяет детям развиваться, ведь они не получают от родителей необходимой любви и заботы, а также не имеют представления о нормах морали и духовных ценностях. Таким образом, если людям из-за активного развития техники угрожает нравственная деградация, они должны объединиться, чтобы не допустить кризиса, способного стать причиной мировой катастрофы.
В заключение хочется сказать, что каждый человек должен брать на себя ответственность за происходящее в мире, где он живёт, не дистанцироваться от других, а помогать им осознавать последствия легкомысленного обращения с техникой. Чтобы предотвратить как физическое, так и моральное вырождение, важно держаться вместе: строить не стены, а мосты, которые позволяют быть ближе друг к другу.
Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Подвиг – это героический поступок, который совершает смелый человек в минуту опасности, чтобы защитить других. Каждый ли способен на такое самоотречение? Ещё М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» заметил: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, стойкий, сильный духом человек в любой момент может сделать что-то полезное для людей, оказав им необходимую помощь и поддержку. Даже в бытовых ситуациях иногда требуются герои, способные проявить инициативу и взять ответственность на себя. Но что значит словосочетание «великий подвиг?» Какой героический поступок заслуживает подобного определения? На мой взгляд, это самопожертвование во имя Отечества и своего народа на войне. Такие люди, готовые пойти на всё ради защиты родной земли, нередко становятся главными героями художественных произведений. Приведу примеры, доказывающие мои мысли.
Ещё Л.Н. Толстой отметил, что даже самый робкий и незаметный человек может неожиданно раскрыться с другой стороны в экстремальной ситуации. Порой он делает то, чего сам от себя не ожидал. Именно это и происходит с героем романа-эпопеи «Война и мир» штабс-капитаном артиллерии Тушиным. Все знают его как излишне скромного человека, который многого боится. Обыкновенно Л.Н. Толстой описывает его как «маленького, худого» и даже «слабого» офицера с «тоненьким, нерешительным голоском». Он всегда робеет в присутствии начальства и кажется совершенно не приспособленным к суровым условиям войны. Однако во время Шенграбенского сражения Тушин проявляет подлинный героизм: его батарея оказывается под обстрелом, и никто не торопится ему помочь. Герою приходится принимать решение самостоятельно: он не отступит и будет биться до конца, даже если ради этого придётся пожертвовать своей жизнью. Мы видим человека с активной гражданской позицией, который воюет ради защиты Родины, а не для получения награды. В этом образ Тушина контрастирует с образами таких героев, как Жерков или Долохов, руководимых тщеславием и желанием заявить о себе. Так, Л.Н. Толстой раскрывает величие настоящего подвига, противопоставляя его корыстолюбивым поступкам.
Многие писатели задумывались о том, как важно хранить память о людях, сумевших выстоять в жестоких условиях войны и оставшихся верными чести. В повести В. Быкова «Сотников» рассказывается о героях-антиподах, чьи жизненные дороги в конце концов разошлись. Изначально оба героя кажутся сильными духом и волевыми людьми. Рыбак вступил в партизанский отряд, а Сотников примкнул к партизанам после побега из лагеря. Но из-за ранения Сотникова по дороге за провизией товарищи попадают в непростую ситуацию. Они останавливаются в доме вдовы Дёмчихи, тем самым подставляя её под удар во время встречи с полицаями. Теперь всем грозит так называемая «ликвидация», с чем, однако, не может примириться своевольный Рыбак. Находясь на грани жизни и смерти, он трусит, обманывает себя тем, что сможет выкарабкаться, если вступит в полицию, и в итоге становится изменником. Таким образом, если Сотников сохраняет честь и достоинство, отказываясь сотрудничать с противником, то Рыбак идёт на предательство и теряет своё «я». Именно Сотников, заглавный герой, является человеком с активной гражданской позицией, поэтому он не изменяет моральным принципам и погибает как настоящий патриот. Напротив, Рыбак любой ценой пытается выжить, ставя эгоистические устремления выше общих целей. Автор повести делает акцент на разном отношении людей к Родине, противопоставляя малодушию подлинную храбрость и достоинство, сделавшие подвиг Сотникова возможным.
Таким образом, произведения искусства призваны сохранить память о героических поступках людей, проявивших отвагу на поле боя, и передать их другим поколениям, которые смогут извлечь из произошедшего нравственный урок. Нельзя забывать о самоотверженности тех, кто в борьбе за справедливость пошёл на риск и сделал выбор, не поступившись совестью.
«Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?
Нравственным идеалом человека называют высшую цель, которая становится для него главным источником сил, духовной опорой, придаёт смысл его существованию. Конечно, есть и индивиды, не имеющие подобных жизненных ориентиров, и это, разумеется, негативно воздействует на их мироощущение. Если люди перестанут к чему-либо стремиться, они не будут развиваться и двигаться вперёд. Подобное беспечное отношение к жизни может привести к деградации. На мой взгляд, Ф.М. Достоевский размышляет о том, как стремления одной личности влияют на жизнь всего человечества. Без высших целей, желания и готовности сделать мир вокруг себя лучше, невозможно представить счастливое будущее. Приведу примеры из художественной литературы, доказывающие, что наличие идеалов – залог личного и общественного благополучия.
Люди, не имеющие никаких идеалов, тянут и самих себя, и других на дно. Так, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывается внутренний мир человека, живущего без жизненной цели. Конечно, Печорин пытается обрести смысл жизни, ищет своё место и постоянно рефлексирует о том, ради чего появился на свет. Однако герой не чувствует себя способным к кому-то на долгое время привязываться: в дружбу он не верит, считая одного человека рабом другого, любовь высмеивает, превращая так называемых избранниц в жертв собственных манипуляций. По его вине погибла черкешенка Бэла, «честные контрабандисты» вынуждены срочно уехать, а княжна Мери остаётся с разбитым сердцем. Печорин и сам не понимает, почему приносит несчастье всем, с кем пытается сблизиться. Он как будто превращает свою жизнь в эксперимент, чтобы отвлечь себя от мрачных мыслей и постоянной скуки. Автор романа делает акцент на том, что отсутствие нравственных идеалов губит не только самого человека, но и всех тех, с кем ему приходится взаимодействовать. Разве может получиться «хорошая действительность», о которой упоминал великий классик Ф.М. Достоевский, в мире, где живут одни «страдающие эгоисты» без целей и ориентиров, подобные Печорину? Неслучайно таких героев, как он, называют «лишними людьми» из-за их неприспособленности к жизни и неспособности что-либо изменить в своём положении.
Напротив, высшая цель всегда подразумевает служение людям. В рассказе М. Гелприна «Свеча горела» главный герой – бывший преподаватель литературы Андрей Петрович, вынужденный жить в модернизированном обществе. Его предмет больше никому не нужен, в образовательных учреждениях изучают виртуальную этику и робототехнику, книги давно никто не читает, а филологи проходят курсы переквалификации. Однако герой не теряет надежды, не может изменить своему призванию, у него есть высшая цель, не позволяющая ему сдаваться. Андрей Петрович продолжает давать объявления о занятиях, а, когда у него неожиданно появляется ученик, готов преподавать даже бесплатно. Это доказывает верность учителя своим нравственным идеалам. Усилия героя нельзя назвать бесплодными, ведь его новый воспитанник, оказавшийся роботом-гувернёром, перед неизбежной утилизацией успел передать «послание» детям, а те, в свою очередь, твёрдо решили изучать литературу. М. Гелприн подчёркивает, что даже один человек, продолжающий вопреки всему служить высшей цели, может изменить действительность.
Таким образом, у каждого из нас должна быть потребность в стремлении к идеалу. Необходимо ставить перед собой высшую цель, направленную на оказание помощи других людям, совершение бескорыстных поступков и преобразование действительности.
Какие поступки человека, по-Вашему, заслуживают уважения?
Какой человек заслуживает одобрения общества и уважительного отношения к себе? На мой взгляд, достоинство личности проявляется в первую очередь в благородных поступках. Это может быть оказание помощи тем, кто в этом нуждается, толчком к которому становится неравнодушное отношение ко всем живым существам. Сострадание людям, неспособность пройти мимо чужой беды, готовность оказать необходимую поддержку – всё это не может не вызывать уважения, ведь человек, умеющий сочувствовать, обладает богатым внутренним миром. Кроме того, важно, чтобы люди делали добро от чистого сердца, а не из желания получить выгоду или заслужить похвалу окружающих. Нравственный поступок всегда бескорыстен, в противном случае его уже нельзя считать по-настоящему добрым. Человеку не нужно думать о том, как вызвать у других восхищение, главное – следовать долгу и никогда не изменять своим принципам. Приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие эти размышления.
Говорят, что абсолютное равнодушие зачастую бывает страшнее любого жестокого поступка. Главный герой рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления» противопоставлен своим родителям в отношении к бабушке Дуне. Если дочь героини нередко покрикивала на неё, когда та в очередной раз видела кошмар о потерянных хлебных карточках, мешая своим близким спать, то Гриша, напротив, проявил отзывчивость и великодушие. Когда мальчик приезжает погостить к бабушке, он замечает, что каждую ночь она разговаривает во сне, как будто на время возвращаясь в тревожные военные годы. Внук бабы Дуни единственный из семьи пытается понять её истинные чувства и разобраться в сложившейся ситуации. Когда в очередной раз баба Дуня заговорила во сне о карточках и голодных детях, Гриша не смог остаться в стороне: «Сердце мальчика облилось жалостью и болью»; «…стал убеждать мягко, ласково…» Чуткость и способность к пониманию помогают мальчику найти правильный способ: Гриша поддерживает диалог с бабушкой, утешает её, делая вид, что отдаёт ей потерянные хлебные карточки. Мальчик приложил все усилия, чтобы облегчить страдания бабушки и избавить её от постоянных кошмаров. Именно такие добрые поступки, продиктованные чувством сострадания и неравнодушием, заслуживают уважительного отношения.
Достойный человек никогда не останется в стороне, если его ближний находится в трудной жизненной ситуации, теряет силы бороться и проявляет слабость, готовясь сдаться. Подобные чувства испытывает герой рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» Мерцалов. Из-за болезни он потерял работу и не смог обеспечивать семью. Его сыновья вынуждены голодать, а маленькая дочь находится на грани жизни и смерти. Перепробовав все средства, даже попытавшись просить милостыню, Мерцалов отчаивается, потому что не видит никакого выхода из нищеты. Он не может простить себе того, что не в силах позаботиться о семье, и поэтому принимает страшное решение – уйти из жизни. Герой рассказа А.И. Куприна чувствует себя неудачником, сидя в рождественскую ночь в парке в летней одежде и без калош. Но случайная встреча заставляет его отказаться от малодушных мыслей: будто посланный Богом доктор помогает членам семьи Мерцаловых, проявляя по отношению к ним искреннее сочувствие и милосердие. Он выписывает рецепт для больной дочери, оставляет лекарство и несколько крупных кредитных билетов, и всё это без какого-либо злого умысла или корыстной цели. Неслучайно доктор Пирогов назван в заглавии «чудесным», ведь он обладает добрым сердцем и совершает по-настоящему благородный поступок, заслуживающий восхищения.
Таким образом, уважать нужно те поступки, которые вызваны искренним желанием кому-либо помочь. Они идут от самого сердца и напоминают нам о том, что добро существует и чудо возможно.
За что дети могут уважать своих родителей?
Многие писатели часто размышляли о неизбежных конфликтах между «отцами» и «детьми». Но возможна ли другая ситуация, когда воспитанники не бросают родителям вызов, а берут с них пример? На мой взгляд, если старшее поколение прививает детям правильные ценности, учит их уважительно относиться к семейным традициям и моральным нормам, то разногласий между ними можно избежать. Родитель должен быть для своего ребёнка образцом, эталоном поведения, и только тогда представители младшего поколения смогут взглянуть на своих воспитателей с уважением и благодарностью. Наставления «отцов» и их полезные советы в трудной ситуации всегда укрепляют отношения в семье. Приведу примеры из художественной литературы, доказывающие мысль о том, что дети действительно уважают родителей за их духовное богатство и умение показать нравственный пример своим поведением.
Рано или поздно для молодого человека настаёт важный момент в жизни, когда он начинает самостоятельно принимать решения в непростых ситуациях. Вовремя полученное от родителей наставление может стать для сына своеобразным ориентиром, не позволяющим заблудиться на жизненном пути. Исторический роман «Капитанская дочка» открывается эпиграфом «Береги честь смолоду», совпадающим с напутствием Андрея Петровича Гринёва своему сыну, который отправляется на службу в Оренбург. Действительно, честь и достоинство – это важные составляющие нравственной личности. Отец хочет, чтобы Петруша получил правильное представление о гражданском долге: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Гринёв-старший даёт сыну напутствие никогда не поступаться моральными принципами, а младший, в свою очередь, не забывает о родительском завете и во всём следует примеру отца. Так, например, он не позволяет себе проявить слабость в эпизоде присяги Пугачёву. Пётр Гринёв остаётся верен себе и всегда поступает по совести, а помогает ему в этом искреннее уважение к родителю, сумевшему привить молодому человеку правильные ценности. А.С. Пушкин делает акцент на том, что младшее поколение почитает старших, когда те вдохновляют детей собственным примером и обладают богатым внутренним миром.
Несмотря на то что главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» – нигилист, отрицающий традиции и бросающий вызов привычному укладу, он всё-таки способен искренне любить своих родителей. Василий Иванович и Арина Власьевна во всём поддерживают сына и с пониманием относятся к его занятиям. Базаров интересуется естественными науками и хочет стать врачом, выбирая для себя ту же профессию, что и его отец, служивший штабс-лекарем. Когда главный герой во время операции поранил палец, он обратился к своему родителю за «адским камнем», зная, что может ему довериться. Чувствуя, что смерть неизбежна, Базаров просит Анну Одинцову позаботиться о его родителях: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эта фраза доказывает, что главный герой тургеневского романа в глубине души уважает своих воспитателей, считает достойными людьми, восхищается их внутренней красотой и добросердечием. Такое благодарное отношение было бы невозможно, если бы старшие в своё время не пробудили в сыне чуткость, не повлияли на его формирование как личности. Хотя Базаров и не умел открыто выражать свои чувства, читателю становится ясно, что духовное богатство родителей – предмет его искреннего уважения и восхищения.
Таким образом, дети действительно могут уважать старшее поколение за их верность нравственным идеалам, честь и достоинство, милосердие и красоту души. Как говорил известный литературный критик и мыслитель В.Г. Белинский: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое».
Почему именами некоторых людей называют целые эпохи?
Иногда целые эпохи называют именами выдающихся людей, живших в это время и повлиявших на общественное развитие. Это могут быть исторические деятели, великие философы, художники, музыканты или писатели и поэты. Бесспорно, такие личности занимают важное место в мировой культуре, потому что с помощью своей деятельности они смогли выразить дух времени. Кроме того, плоды труда людей, чьими именами называют наиболее значимые в нашей жизни периоды, не утрачивают актуальности. Подобный человек как будто способен смотреть в будущее и тем самым предопределяет развитие не только современников, но и потомков. Он становится кумиром многих или, напротив, их оппонентом. Приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие, какое огромное влияние оказывают некоторые яркие личности на молодые умы даже через продолжительное время.
Пётр I считается одним из главных преобразователей в отечественной истории, неслучайно период с 1696 по 1725 годы называют Петровской эпохой. Благодаря чему появилось такое название и как выдающийся правитель повлиял на своих потомков? Об этом рассказывается в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Реальной основой произведения стало стихийное бедствие в 1824 году, погубившее жизни многих людей. Петербург, заложенный Петром I в болотистых, диких местах, словно мстил человеку часто случающимися наводнениями. Главный герой поэмы Евгений в результате произошедшего теряет возлюбленную, а вместе с тем разрушаются его мечты и надежды на семейное счастье. Герой сходит с ума, глядя на памятник русскому императору, и бросает ему вызов, после чего Медный всадник вдруг оживает в сознании молодого человека. Таким образом, мы видим, что великий реформатор, сумевший, по словам А.С. Пушкина, «в Европу прорубить окно», становится для Евгения главным противником и злейшим врагом. Несмотря на то, что после смерти Петра I прошло уже почти сто лет, его личность продолжает волновать рядового человека, который обвиняет императора в необдуманном поступке – строительстве города в такой неблагоприятной местности. Этот пример доказывает, что выдающая личность, чьим именем названа целая эпоха, никогда не теряет своей значимости, продолжая влиять на потомков даже после смерти.
Ещё одна историческая личность, заслуживающая большого внимания, это французский полководец и император Наполеон Бонапарт. Многие классики обращались к созданию образа этого противоречивого человека. Остановимся на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где главный герой Раскольников считает Наполеона своим кумиром и даже создаёт антигуманную теорию, прибегая к его авторитету. Именем французского императора также названа целая эпоха с 1799 по 1815 годы. В чём же секрет его неугасающей популярности? Для Раскольникова Наполеон Бонапарт – символ сильной личности, имеющей право на преступление во имя благородной цели. Он противопоставлен так называемым «тварям дрожащим», вынужденным подчиняться приказам сверху и смиряться со своим униженным положением. Неудивительно, что главный герой романа выбирает в качестве образца для подражания Наполеона, ведь какое-то время тот командовал непобедимой армией, стремясь к завоеванию новых территорий, словно ему действительно всё было позволено. Впоследствии, когда Раскольников разочаровывается в себе, а чуть позже и в собственной теории, он приходит к выводу, что Наполеон на его месте не стал бы убивать старуху-процентщицу, а значит, совершённое преступление не смогло сделать героя сильной личностью. Итак, выдающиеся деятели разных времён действительно воздействуют не только на своих современников, но и на последующие поколения. В этом и заключается секрет их авторитета.
Есть такое высказывание: «Эпоха рождает великих людей, чтобы увековечить себя». Действительно, зачастую именно выдающийся деятель определяет значимость той или иной эпохи, делает своё время узнаваемым и даже спустя время продолжает вызывать интерес у новых поколений.
Какая угроза способна объединить человечество?
Появление новых технологий и изобретений может негативным образом повлиять на современных людей. Даже в обществе крайнего индивидуализма иногда возникают ситуации, способные всех объединить. На мой взгляд, этому может способствовать угроза человеческой безопасности. Из-за того, что технический прогресс иногда оборачивается противоположной стороной и наносит всем живым существам невосполнимый ущерб, в нашем мире случаются катастрофы. Если жизнь и здоровье людей окажутся в зоне риска, единственный способ предотвратить трагедию – объединиться и приложить совместные усилия, чтобы избежать последствий чьей-то беспечности. В противном случае человечеству может угрожать не только духовная деградация, но и полное исчезновение. Приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие мои размышления.
Итак, угроза человеческой безопасности могла бы подтолкнуть людей начать переговоры друг с другом с целью достижения взаимопонимания. В произведении Р. Матесона «Кнопка, кнопка» рассказывается об удивительном приборе, представляющем собой маленькую деревянную коробку. На ней находится кнопка, закрытая стеклянным колпачком, и, если на неё нажать, можно получить пятьдесят тысяч долларов. Однако после нажатия в мире умрёт человек, а значит, Норме, получившей эту посылку от некоего мистера Стюарта, придётся пойти на преступление. Героиня слишком беспечно относится к факту чужой смерти и даже не задумывается об эффекте бабочки. Если несколько тысяч человек одновременно нажмёт на такую кнопку, погибнет много ни в чём не повинных людей. Норма даже не предполагает, что она не единственная, кому сделали подобное предложение. Глупость и эгоизм героини могут стать толчком для дальнейшего вырождения человечества. Таким образом, возможность убийства на расстоянии, всего лишь одним нажатием кнопки, это действительно страшная угроза человеческой жизни. На мой взгляд, именно в такие моменты люди должны объединиться, сделав всё для того, чтобы преступления прекратились.
Патологическая зависимость от новейших технологий также может подвергнуть жизнь человека опасности. Эта проблема находится в центре внимания известного фантаста Рэя Брэдбери, автора рассказа «Вельд». Семья Хедли живёт в современном доме, умеющем воспитывать детей. Это значительно облегчает жизнь Лидии и Джорджу, и они считают, что подобное идёт Питеру и Венди на пользу: «Дети должны получать всё самое лучшее». Виртуальная комната, способная воплотить любые детские фантазии, слишком увлекает детей, которые постоянно «путешествуют» в Африку и наблюдают за хищными животными. У Питера и Венди формируется зависимость, они перестают различать реальность и цифровой мир, а также становятся жестокими и эгоистичными. Технический прогресс не позволяет детям развиваться, ведь они не получают от родителей необходимой любви и заботы, а также не имеют представления о нормах морали и духовных ценностях. Таким образом, если людям из-за активного развития техники угрожает нравственная деградация, они должны объединиться, чтобы не допустить кризиса, способного стать причиной мировой катастрофы.
В заключение хочется сказать, что каждый человек должен брать на себя ответственность за происходящее в мире, где он живёт, не дистанцироваться от других, а помогать им осознавать последствия легкомысленного обращения с техникой. Чтобы предотвратить как физическое, так и моральное вырождение, важно держаться вместе: строить не стены, а мосты, которые позволяют быть ближе друг к другу.
Произведение искусства, хранящее память о великом подвиге.
Подвиг – это героический поступок, который совершает смелый человек в минуту опасности, чтобы защитить других. Каждый ли способен на такое самоотречение? Ещё М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» заметил: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, стойкий, сильный духом человек в любой момент может сделать что-то полезное для людей, оказав им необходимую помощь и поддержку. Даже в бытовых ситуациях иногда требуются герои, способные проявить инициативу и взять ответственность на себя. Но что значит словосочетание «великий подвиг?» Какой героический поступок заслуживает подобного определения? На мой взгляд, это самопожертвование во имя Отечества и своего народа на войне. Такие люди, готовые пойти на всё ради защиты родной земли, нередко становятся главными героями художественных произведений. Приведу примеры, доказывающие мои мысли.
Ещё Л.Н. Толстой отметил, что даже самый робкий и незаметный человек может неожиданно раскрыться с другой стороны в экстремальной ситуации. Порой он делает то, чего сам от себя не ожидал. Именно это и происходит с героем романа-эпопеи «Война и мир» штабс-капитаном артиллерии Тушиным. Все знают его как излишне скромного человека, который многого боится. Обыкновенно Л.Н. Толстой описывает его как «маленького, худого» и даже «слабого» офицера с «тоненьким, нерешительным голоском». Он всегда робеет в присутствии начальства и кажется совершенно не приспособленным к суровым условиям войны. Однако во время Шенграбенского сражения Тушин проявляет подлинный героизм: его батарея оказывается под обстрелом, и никто не торопится ему помочь. Герою приходится принимать решение самостоятельно: он не отступит и будет биться до конца, даже если ради этого придётся пожертвовать своей жизнью. Мы видим человека с активной гражданской позицией, который воюет ради защиты Родины, а не для получения награды. В этом образ Тушина контрастирует с образами таких героев, как Жерков или Долохов, руководимых тщеславием и желанием заявить о себе. Так, Л.Н. Толстой раскрывает величие настоящего подвига, противопоставляя его корыстолюбивым поступкам.
Многие писатели задумывались о том, как важно хранить память о людях, сумевших выстоять в жестоких условиях войны и оставшихся верными чести. В повести В. Быкова «Сотников» рассказывается о героях-антиподах, чьи жизненные дороги в конце концов разошлись. Изначально оба героя кажутся сильными духом и волевыми людьми. Рыбак вступил в партизанский отряд, а Сотников примкнул к партизанам после побега из лагеря. Но из-за ранения Сотникова по дороге за провизией товарищи попадают в непростую ситуацию. Они останавливаются в доме вдовы Дёмчихи, тем самым подставляя её под удар во время встречи с полицаями. Теперь всем грозит так называемая «ликвидация», с чем, однако, не может примириться своевольный Рыбак. Находясь на грани жизни и смерти, он трусит, обманывает себя тем, что сможет выкарабкаться, если вступит в полицию, и в итоге становится изменником. Таким образом, если Сотников сохраняет честь и достоинство, отказываясь сотрудничать с противником, то Рыбак идёт на предательство и теряет своё «я». Именно Сотников, заглавный герой, является человеком с активной гражданской позицией, поэтому он не изменяет моральным принципам и погибает как настоящий патриот. Напротив, Рыбак любой ценой пытается выжить, ставя эгоистические устремления выше общих целей. Автор повести делает акцент на разном отношении людей к Родине, противопоставляя малодушию подлинную храбрость и достоинство, сделавшие подвиг Сотникова возможным.
Таким образом, произведения искусства призваны сохранить память о героических поступках людей, проявивших отвагу на поле боя, и передать их другим поколениям, которые смогут извлечь из произошедшего нравственный урок. Нельзя забывать о самоотверженности тех, кто в борьбе за справедливость пошёл на риск и сделал выбор, не поступившись совестью.