Итоговое сочинение → Разделы | Критерии | Подготовка | Примеры
+3
24 ноября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Подготовка к подразделу итогового сочинения «Наука и человек»

Сочинение
Полезные материалы и ссылки для подготовки к подразделу итогового сочинения «Наука и человек».

Шаблон итогового сочинения
Список произведений для итогового сочинения
Темы к разделу «Природа и культура в жизни человека»

Литература для аргументации

Рассказ М. Гелприна «Свеча горела»
Рассказ Р. Матесона «Кнопка, кнопка»
Рассказ Р. Брэдбери «Вельд»
Рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
Рассказ Г. Каттнера «День не в счёт»

Разбор тем итогового сочинения

Всё ли подвластно науке?
В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
От чего предостерегают человечество антиутопии?
Доступность информации в цифровую эпоху: за и против
Зачем человеку заглядывать в будущее?

Примеры сочинений

Чем опасно долгое отсутствие перемен?
Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
Какая угроза способна объединить человечество?
Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
Согласны ли Вы с высказыванием А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Можно ли назвать поколение Z потерянным?
К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
От каких вопросов не сможет уйти современный человек?
Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?

Аргументы к подразделу

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» повествует об уникальной операции, проведённой профессором Преображенским. В 20-е годы XX века действительно возрастает интерес к различного рода научным экспериментам и открытиям. Многие учёные искали способы омоложения человека, а некоторые исследователи совершенно серьёзно задумывались о возможности создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается вопросами усовершенствования человеческой природы и решается на тяжёлую операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент и превращает обыкновенного бродячего пса в человека. Однако Шариков мало чем отличается от животного: он невежественен, груб, безнравственен и не обладает никакими представлениями о нормах морали. Булгаков размышляет о противоречивости научно-технического прогресса: даже благое дело может обернуться настоящей трагедией, если учёный отказывается брать на себя ответственность за последствия своих действий.

М. Гелприн «Свеча горела»

К чему может привести стремительное развитие науки и техники? К сожалению, научно-технический прогресс не всегда имеют только плюсы, а иногда минусы даже перевешивают. Например, в рассказе М. Гелприна «Свеча горела» создаётся модель будущего, где нет места духовным ценностям. Люди перестали читать книги, поэтому никому не нужны уроки литературы Андрея Петровича, который не умеет делать ничего другого. Он переживает случившееся как личную драму: ему сложно приспособиться к новым условиям в мире, где изучают виртуальную этику и робототехнику. Именно поэтому появление ученика Максима вызывает у преподавателя такое искреннее изумление. Правда, оказывается, что это вовсе не человек, а робот, но он всё-таки успевает передать кое-какие знания детям, своим воспитанникам, и через какое-то время они приходят к Андрею Петровичу вместо Максима. В рассказе «Свеча горела» автор оставляет надежду на то, что люди в конечном счёте осознают собственное невежество и захотят с ним бороться. А это возможно только путём возвращения к чтению, ведь именно литература является источником духовности, и никакая техника не сможет её вытеснить.

Р. Брэдбери «Вельд»

Как научно-технический прогресс может повлиять на нормы морали? К сожалению, иногда стремительное развитие новых технологий вытесняет самое важное – духовность, и над человечеством нависает угроза нравственной деградации. В рассказе известного фантаста Р. Брэдбери «Вельд» ставится проблема пагубного воздействия технологических новшеств на детскую психику. Родители приобретают для своих детей Питера и Венди автоматизированный дом «Всё для счастья». Подразумевается, что машины будут выполнять все основные бытовые обязанности человека. С одной стороны, это кажется очень удобным, но с другой – подобное замещение заставляет задуматься: а для чего в таком случае вообще нужны люди? Питер и Венди почти всё свободное время проводят в детской комнате с эффектом присутствия, больше всего интересуясь африканским вельдом, что вселяет в их родителей тревогу. Как оказалось, не без оснований: дети идут на страшное преступление, чтобы заполучить желаемое. Они убивают родителей, которые решили на время отключить эту страшную комнату. Таким образом, Р. Брэдбери выражает важную мысль: научно-технический прогресс может привести к бездуховности, поэтому человеку никогда не стоит забывать о правиле золотой середины.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Писатель рассказывает о будущем, где нет места духовным ценностям. Пожарные теперь не спасают жизни, а сжигают книги, которые могут послужить причиной появления в человеческом сознании излишне вольнолюбивых мыслей. Плоды научно-технического прогресса совершенно изменили человека, превратившегося в потребителя. Люди живут как будто на автомате, ежедневно выполняя привычные действия. Им чужды душевность и чувство сострадания, они перестают разговаривать вживую, а единственными их собеседниками становятся «родственники» – участники телешоу, которые герои Брэдбери смотрят на огромных экранах. В их головах нет ничего, кроме рекламных лозунгов, а с каким-нибудь отступником, который однажды задумается о смысле своего существования, расправится полицейская собака-робот – Механический пёс. Пожарный Гай Монтэг, познакомившись с удивительной девушкой Клариссой, решается на протест. Ему и небольшой группе людей, оставшихся в живых после атомной бомбардировки, предстоит начать жизнь с чистого листа. Таким образом, так называемый прогресс может привести к вырождению человечества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Иногда научно-технический прогресс может приносить человечеству не только пользу, но и вред. Роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» повествует о трагических последствиях научного эксперимента, направленного на повышение умственных способностей. Изначально он казался достаточно успешным и действительно приносил удивительные результаты. Чарли Гордон, умственно отсталый с момента рождения, постепенно превращается в здравомыслящего человека. Однако интеллектуальные способности не делают героя счастливым, потому что он становится гением и чувствует себя лишним, одиноким в толпе. Впоследствии персонаж всё-таки утрачивает возможности, дарованные ему искусственным путём, что в очередной раз доказывает несостоятельность проведённого эксперимента. Д. Киз заставляет читателей задуматься о влиянии новых технологий на человека, которое иногда оказывается разрушительным.

Образец итогового сочинения на тему «Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?»

Мы живём в эпоху научно-технического прогресса. Казалось бы, многое можно заменить новыми технологиями, чтобы облегчить нашу жизнь. Однако зачастую мы испытываем на себе их пагубное влияние. Человек утрачивает представления о нормах морали, забывает о главном – ценности любви и подлинной красоты, ожесточается и деградирует. Об этом размышляли многие авторы художественных произведений. Обращусь к конкретным примерам.

Так, в фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд» говорится о негативных последствиях научно-технического прогресса. Семья Хедли живёт в современном доме «Всё для счастья» с виртуальной комнатой, способной воплотить любые детские фантазии. Это значительно облегчает жизнь Лидии и Джорджу, и они считают, что подобное идёт Питеру и Венди на пользу: «Дети должны получать всё самое лучшее». Автор акцентирует внимание на отсутствии нормального родительского воспитания: дети не видят перед собой примера для подражания, не понимают, как следует себя вести, не знают моральных норм. Мы видим, что родители потакают детским желаниям, а когда понимают, что это неправильно, становится слишком поздно что-то менять. Хедли попытались ограничить свободу детей, но сделали это именно тогда, когда они уже не могли бороться с виртуальной зависимостью. Полная свобода действий, предоставляемая Питеру и Венди на протяжении долгого времени, а впоследствии резкое выключение комнаты с вельдом подтолкнули детей к преступлению. Это говорит о том, что технический прогресс зачастую наносит людям невосполнимый ущерб. Питер и Венди перестают различать реальность и цифровой мир, а также становятся жестокими и эгоистичными. Р. Брэдбери пишет о том, что настоящую любовь и заботу, которые лежат в основе родительского воспитания, нельзя заменить никакими технологиями, в противном случае можно не справиться с чудовищными последствиями.

Ещё один фантастический рассказ, в котором ставится схожая проблема, – это «Свеча горела» М. Гелприна. Автор повествует о новом обществе, где обесценились духовно-нравственные идеалы. Главный герой Андрей Петрович не может преподавать литературу в лицее, так как её место заняли виртуальное право и робототехника. Писатель создаёт неутешительную картину будущего, где люди перестают читать, расширять свой кругозор и развиваться. М. Гелприн подчёркивает: из-за стремительного развития технического прогресса такие преданные своему делу люди, как Андрей Петрович, чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Герой тяжело переживает дискредитацию важных ценностей и моральных норм в современном обществе, ведь люди, перестав читать, действительно утратили лучшие нравственные качества. Однако в финале автор оставляет читателям надежду: дети, которые приходят к Андрею Петровичу, просят дать им уроки литературы. Это доказывает ценность чтения книг для подрастающего поколения и подчёркивает авторскую мысль: духовные идеалы, о которых повествует нам классическая литература, невозможно заменить новыми технологиями.

Таким образом, в мире действительно есть то, что невозможно уничтожить, вычеркнуть из жизни. Вот почему важно осознавать плюсы и минусы технического прогресса и понимать, что далеко не всё в жизни под силу новым технологиям.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.