6 сентября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности?
Образец итогового сочинения.
Каждый учёный должен нести нравственную ответственность за результаты своей деятельности. Иногда научные открытия и плоды технического прогресса оборачиваются противоположной стороной и наносят человечеству непоправимый вред. Как же этого избежать? Очень важно продумывать все возможные последствия своей деятельности.
Так, произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» повествует об уникальной операции, проведённой профессором Преображенским. В 20-е годы XX века действительно возрастает интерес к различного рода научным экспериментам и открытиям. Многие учёные искали способы омоложения человека, а некоторые исследователи совершенно серьёзно задумывались о возможности создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается вопросами усовершенствования человеческой природы и решается на тяжёлую операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент и превращает обыкновенного бродячего пса в человека. Однако Шариков мало чем отличается от животного: он невежественен, груб, безнравственен и не обладает никакими представлениями о нормах морали. Кто знает, к каким бы последствиям всё это привело, если бы профессор не решился на новую операцию? Но, к сожалению, учёному не всегда удаётся взять под контроль сложившуюся ситуацию и вовремя её исправить. Булгаков размышляет о противоречивости научно-технического прогресса: даже благое дело может обернуться настоящей трагедией, если учёный отказывается брать на себя ответственность за последствия своих действий.
Ещё одна замечательная история на эту тему написана А.Р. Беляевым – «Голова профессора Доуэля». Как мы узнаём по ходу повествования, заглавный герой долгое время занимался исследованиями в области оживления человеческих органов. У него был любимый ученик — довольно талантливый, подающий большие надежды хирург Керн. Однако именно тот, кого любишь больше всего, может нанести самый страшный удар в спину. Из-за гордыни и тщеславия Керна профессор Доуэль лишён возможности заниматься любимым делом, теперь он всего лишь говорящая голова, находящаяся в полном подчинении бывшего ученика. Керн не может убить учителя, потому что имеет большие амбиции и мечтает прославиться за его счёт. С этой же целью молодой учёный проводит разные эксперименты, которые, конечно, аморальны и антигуманны. Например, он присоединяет к голове девушки Брике тело погибшей Анжелики Гай, и вовсе не для того, чтобы даровать несчастной новую жизнь. Керн из всего стремится извлечь личную выгоду и мечтает только завоевать авторитет в научном сообществе, тем самым затмив своего учителя.
Таким образом, если учёный отказывается нести нравственную ответственность за собственные открытия и эксперименты, он превращается в палача. Такие люди, ориентированные только на внешний успех, сами теряют духовность, забывая о своём предназначении – приносить пользу людям.
Каждый учёный должен нести нравственную ответственность за результаты своей деятельности. Иногда научные открытия и плоды технического прогресса оборачиваются противоположной стороной и наносят человечеству непоправимый вред. Как же этого избежать? Очень важно продумывать все возможные последствия своей деятельности.
Так, произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» повествует об уникальной операции, проведённой профессором Преображенским. В 20-е годы XX века действительно возрастает интерес к различного рода научным экспериментам и открытиям. Многие учёные искали способы омоложения человека, а некоторые исследователи совершенно серьёзно задумывались о возможности создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается вопросами усовершенствования человеческой природы и решается на тяжёлую операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент и превращает обыкновенного бродячего пса в человека. Однако Шариков мало чем отличается от животного: он невежественен, груб, безнравственен и не обладает никакими представлениями о нормах морали. Кто знает, к каким бы последствиям всё это привело, если бы профессор не решился на новую операцию? Но, к сожалению, учёному не всегда удаётся взять под контроль сложившуюся ситуацию и вовремя её исправить. Булгаков размышляет о противоречивости научно-технического прогресса: даже благое дело может обернуться настоящей трагедией, если учёный отказывается брать на себя ответственность за последствия своих действий.
Ещё одна замечательная история на эту тему написана А.Р. Беляевым – «Голова профессора Доуэля». Как мы узнаём по ходу повествования, заглавный герой долгое время занимался исследованиями в области оживления человеческих органов. У него был любимый ученик — довольно талантливый, подающий большие надежды хирург Керн. Однако именно тот, кого любишь больше всего, может нанести самый страшный удар в спину. Из-за гордыни и тщеславия Керна профессор Доуэль лишён возможности заниматься любимым делом, теперь он всего лишь говорящая голова, находящаяся в полном подчинении бывшего ученика. Керн не может убить учителя, потому что имеет большие амбиции и мечтает прославиться за его счёт. С этой же целью молодой учёный проводит разные эксперименты, которые, конечно, аморальны и антигуманны. Например, он присоединяет к голове девушки Брике тело погибшей Анжелики Гай, и вовсе не для того, чтобы даровать несчастной новую жизнь. Керн из всего стремится извлечь личную выгоду и мечтает только завоевать авторитет в научном сообществе, тем самым затмив своего учителя.
Таким образом, если учёный отказывается нести нравственную ответственность за собственные открытия и эксперименты, он превращается в палача. Такие люди, ориентированные только на внешний успех, сами теряют духовность, забывая о своём предназначении – приносить пользу людям.
В чём счастье и в чём драма любви?
Образец итогового сочинения.
Какой литературный герой служит для Вас нравственным идеалом?
Образец итогового сочинения.
Как пейзаж в произведении искусства помогает понять мир человеческих чувств?
Образец итогового сочинения.
Всегда ли, на Ваш взгляд, мечта возвышает человека?
Образец итогового сочинения.
Кто из героев художественной литературы мог бы произнести вслед за Штольцем, героем романа И.А. Гончарова: «Человек создан сам устраивать себя»?
Образец итогового сочинения.