15 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Контрольные диктанты для 9 класса
Диктанты с грамматическими заданиями по темам 9 класса.
диктанты9.docx
диктанты9.pdf
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»
Силуэт всадника исчез в едва освещённом месяцем туманном небе, и почти в ту же самую минуту на окраине посёлка появился другой путник. Он поехал по той же дороге, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами. Этот таинственный человек, по-видимому, тоже отправился в дальний путь. На нём был тёмный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
Время от времени путник начинал ехать быстрее, как будто куда-то торопился. Иногда казалось, что он хочет кого-то догнать. Всадник наклонялся вперёд, всматривался в даль, ожидая, что увидит желанный силуэт, вырисовывающийся на фоне неба.
Вскоре он тоже исчез, как и его предшественник. Но вот на окраине селения показался третий всадник, и он стал продвигаться в том же направлении. На нём был ярко-красный плащ, скрывавший его фигуру. Наверное, это был какой-нибудь охотник, потому что случайный наблюдатель мог заметить лежавшее поперёк седла охотничье ружьё.
Что же это за удивительная дорога, манящая мыслителей и искателей счастья?
151 слово
(По М. Риду)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: подгоняя, ниспадавший.
II вариант: по-видимому, скрывавший.
2. Синтаксический разбор
I вариант. Он поехал по той же дороге, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами.
II вариант. На нём был тёмный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания и определите типы подчинительной связи из предложения:
На нём был тёмный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»
Сероватая мгла ещё висит между веток, однако мы, осторожно стараясь не задеть мокрых кустов, спускаемся к воде. Рассвет на плёсах поражает не то тишиной, не то яркостью. Ничто не морщит блестящих зеркал, и заря расписывает их мудро, пёстро.
На громадное пространство, точно на гладкий чёрный лёд, ложатся все краски мира. Наверное, каждая краска имеет свой звук или даже напоминает музыкальный инструмент. Закат запевает розовым тоненько-тоненько, как голосок скрипки. У леса голубое звучание виолончели, зато тяжёлая бледно-зелёная чаща камышей вторит им флейтой. Вода – это струны арфы, и только туман звуком трубы нарушает стройную симфонию рассвета. Этот туман белый и похож на бинт.
От моторной лодки, проходящей в тёмную рань, пойдёт первая волна и что-то негромко скажет камышам. Те забеспокоятся, будут передавать странную новость дальше и дальше.
124 слова
(По А.И. Приставкину)
Грамматическое задание
1. Найдите все сочинительные союзы и определите их разряды:
I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: во 2 абзаце.
2. Синтаксический разбор со схемой предложения:
I вариант. Ничто не морщит блестящих зеркал, и заря расписывает их мудро, пёстро.
II вариант. Вода – это струны арфы, и только туман звуком трубы нарушает стройную симфонию рассвета.
3. Найдите все ССП и подчеркните в них грамматические основы.
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»
Одна из самых ярких и радостных картин Левитана, которая была написана в 1895 голу и сейчас хранится в Третьяковской галерее, называется «Март».
Художник изображает самое начало весны, когда ещё не бегут шумные ручьи и не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Глядя на картину, зритель может почувствовать, как мягкий солнечный свет вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, и тихо дремлет лошадка у крыльца. Когда под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, которая вызвана приходом весны.
Несмотря на то что пейзаж безлюден, присутствие человека ощущается в картине, где изображена стоящая у крыльца лошадь. Приоткрыта дверь дома, а на бревне расположен скворечник.
138 слов
(По Т. Богомоловой)
Грамматическое задание
1. Найдите все СПП, подчеркните в них грамматические основы и определите типы придаточных.
2. Составьте схему предложения и определите вид подчинения придаточных:
I вариант. Художник изображает самое начало весны, когда ещё не бегут шумные ручьи и не слышно щебета птиц.
II вариант. Несмотря на то что пейзаж безлюден, присутствие человека ощущается в картине, где изображена стоящая у крыльца лошадь.
3. Синтаксический разбор
I вариант. Глядя на картину, зритель может почувствовать, как мягкий солнечный свет вызывает ощущение наступления весны.
II вариант. Когда под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Ясная Поляна – усадьба великого писателя Льва Николаевича Толстого. Нет необходимости гадать, почему она названа Ясной. Пройдите берёзовую аллею от входа в усадьбу – дорога выведет вас на большую поляну. Взойдёте на пригорок – откроется мир, который захочется внимательно разглядеть.
Вся поляна, залитая солнцем, хорошо видна: со всех сторон лес, внизу змеится речка Воронка с двумя мостами. Угадывается дорога, по которой проходит к речке стайка посетителей Ясной Поляны.
Опушки леса темны, поляна золотится под солнцем. Островок кустов и деревьев, уже тронутый желтизной, расположен в центре, дразнит глаза переливами затуманенных красок. В зарослях как будто кто-то прячется: это может быть зайчишка или лиса.
Лев Толстой любил это место в усадьбе и часто приходил сюда: ему нравилось наблюдать, как за поляною прячется в лес солнце.
120 слов
(По В.М. Пескову)
1. Найдите все БСП, подчеркните в них грамматические основы, объясните значения тире и двоеточий. Сделайте синтаксический разбор любого бессоюзного предложения.
2. Составьте схему предложения:
I вариант. Пройдите берёзовую аллею от входа в усадьбу – дорога выведет вас на большую поляну.
II вариант. В зарослях как будто кто-то прячется: это может быть зайчишка или лиса.
3. Найдите СПП, подчеркните грамматические основы, определите типы придаточных:
I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: во 2 и 4 абзацах.
Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса
В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. Ребёнок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, это происходит потому, что ему пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает: может быть как-то по-другому, иначе, лучше. Душа ещё не успела покрыться панцирем.
А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку. Найдём её – сразу прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, а наше время, здоровье, душевные силы тратятся на ненужные переживания.
Лишь когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, как нелепы выдуманные страдания. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды».
157 слов
1. Найдите ССП и сделайте его синтаксический разбор.
2. Найдите БСП и подчеркните в нём грамматические основы:
I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: во 2 абзаце.
3. Определите типы придаточных, вид подчинения придаточных, составьте схему предложения:
I вариант. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку.
II вариант. Лишь когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, как нелепы выдуманные страдания.
диктанты9.docx
диктанты9.pdf
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»
Силуэт всадника исчез в едва освещённом месяцем туманном небе, и почти в ту же самую минуту на окраине посёлка появился другой путник. Он поехал по той же дороге, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами. Этот таинственный человек, по-видимому, тоже отправился в дальний путь. На нём был тёмный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
Время от времени путник начинал ехать быстрее, как будто куда-то торопился. Иногда казалось, что он хочет кого-то догнать. Всадник наклонялся вперёд, всматривался в даль, ожидая, что увидит желанный силуэт, вырисовывающийся на фоне неба.
Вскоре он тоже исчез, как и его предшественник. Но вот на окраине селения показался третий всадник, и он стал продвигаться в том же направлении. На нём был ярко-красный плащ, скрывавший его фигуру. Наверное, это был какой-нибудь охотник, потому что случайный наблюдатель мог заметить лежавшее поперёк седла охотничье ружьё.
Что же это за удивительная дорога, манящая мыслителей и искателей счастья?
151 слово
(По М. Риду)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: подгоняя, ниспадавший.
II вариант: по-видимому, скрывавший.
2. Синтаксический разбор
I вариант. Он поехал по той же дороге, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами.
II вариант. На нём был тёмный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания и определите типы подчинительной связи из предложения:
На нём был тёмный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.
Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»
Сероватая мгла ещё висит между веток, однако мы, осторожно стараясь не задеть мокрых кустов, спускаемся к воде. Рассвет на плёсах поражает не то тишиной, не то яркостью. Ничто не морщит блестящих зеркал, и заря расписывает их мудро, пёстро.
На громадное пространство, точно на гладкий чёрный лёд, ложатся все краски мира. Наверное, каждая краска имеет свой звук или даже напоминает музыкальный инструмент. Закат запевает розовым тоненько-тоненько, как голосок скрипки. У леса голубое звучание виолончели, зато тяжёлая бледно-зелёная чаща камышей вторит им флейтой. Вода – это струны арфы, и только туман звуком трубы нарушает стройную симфонию рассвета. Этот туман белый и похож на бинт.
От моторной лодки, проходящей в тёмную рань, пойдёт первая волна и что-то негромко скажет камышам. Те забеспокоятся, будут передавать странную новость дальше и дальше.
124 слова
(По А.И. Приставкину)
Грамматическое задание
1. Найдите все сочинительные союзы и определите их разряды:
I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: во 2 абзаце.
2. Синтаксический разбор со схемой предложения:
I вариант. Ничто не морщит блестящих зеркал, и заря расписывает их мудро, пёстро.
II вариант. Вода – это струны арфы, и только туман звуком трубы нарушает стройную симфонию рассвета.
3. Найдите все ССП и подчеркните в них грамматические основы.
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»
Одна из самых ярких и радостных картин Левитана, которая была написана в 1895 голу и сейчас хранится в Третьяковской галерее, называется «Март».
Художник изображает самое начало весны, когда ещё не бегут шумные ручьи и не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Глядя на картину, зритель может почувствовать, как мягкий солнечный свет вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, и тихо дремлет лошадка у крыльца. Когда под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, которая вызвана приходом весны.
Несмотря на то что пейзаж безлюден, присутствие человека ощущается в картине, где изображена стоящая у крыльца лошадь. Приоткрыта дверь дома, а на бревне расположен скворечник.
138 слов
(По Т. Богомоловой)
Грамматическое задание
1. Найдите все СПП, подчеркните в них грамматические основы и определите типы придаточных.
2. Составьте схему предложения и определите вид подчинения придаточных:
I вариант. Художник изображает самое начало весны, когда ещё не бегут шумные ручьи и не слышно щебета птиц.
II вариант. Несмотря на то что пейзаж безлюден, присутствие человека ощущается в картине, где изображена стоящая у крыльца лошадь.
3. Синтаксический разбор
I вариант. Глядя на картину, зритель может почувствовать, как мягкий солнечный свет вызывает ощущение наступления весны.
II вариант. Когда под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать, глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Ясная Поляна – усадьба великого писателя Льва Николаевича Толстого. Нет необходимости гадать, почему она названа Ясной. Пройдите берёзовую аллею от входа в усадьбу – дорога выведет вас на большую поляну. Взойдёте на пригорок – откроется мир, который захочется внимательно разглядеть.
Вся поляна, залитая солнцем, хорошо видна: со всех сторон лес, внизу змеится речка Воронка с двумя мостами. Угадывается дорога, по которой проходит к речке стайка посетителей Ясной Поляны.
Опушки леса темны, поляна золотится под солнцем. Островок кустов и деревьев, уже тронутый желтизной, расположен в центре, дразнит глаза переливами затуманенных красок. В зарослях как будто кто-то прячется: это может быть зайчишка или лиса.
Лев Толстой любил это место в усадьбе и часто приходил сюда: ему нравилось наблюдать, как за поляною прячется в лес солнце.
120 слов
(По В.М. Пескову)
1. Найдите все БСП, подчеркните в них грамматические основы, объясните значения тире и двоеточий. Сделайте синтаксический разбор любого бессоюзного предложения.
2. Составьте схему предложения:
I вариант. Пройдите берёзовую аллею от входа в усадьбу – дорога выведет вас на большую поляну.
II вариант. В зарослях как будто кто-то прячется: это может быть зайчишка или лиса.
3. Найдите СПП, подчеркните грамматические основы, определите типы придаточных:
I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: во 2 и 4 абзацах.
Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса
В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. Ребёнок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, это происходит потому, что ему пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает: может быть как-то по-другому, иначе, лучше. Душа ещё не успела покрыться панцирем.
А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку. Найдём её – сразу прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, а наше время, здоровье, душевные силы тратятся на ненужные переживания.
Лишь когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, как нелепы выдуманные страдания. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды».
157 слов
1. Найдите ССП и сделайте его синтаксический разбор.
2. Найдите БСП и подчеркните в нём грамматические основы:
I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: во 2 абзаце.
3. Определите типы придаточных, вид подчинения придаточных, составьте схему предложения:
I вариант. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку.
II вариант. Лишь когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, как нелепы выдуманные страдания.