Вчера, 14:56
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Контрольные диктанты для 5 класса
Диктанты с грамматическими заданиями по темам 5 класса.
диктанты5.docx
диктанты5.pdf
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе»
На их пути расцветали весенние цветы, зеленела трава. Вот раздался колокольный звон. Кай и Герда узнали колокольни родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату. Здесь ничего не изменилось.
Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко. Тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взялись за руки. Холодное великолепие чертогов Снежной королевы забылось. Всё это казалось им теперь тяжёлым сном.
Они стали совсем взрослыми, но были детьми сердцем и душой. На дворе стояло тёплое благодатное лето.
88 слов
(по Х.К. Андерсену)
Грамматическое задание
1. Фонетический разбор:
I вариант: розовые.
II вариант: тёплое.
2. Выписать из 1 предложения:
I вариант – все существительные.
II вариант – все глаголы.
3. Морфемный разбор слов:
I вариант – весенние, окошко.
II вариант – детские, стульчики.
Диктант по теме «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация»
Надо мной звенит хвойный лес, отряхивает с зелёных лап капли росы. На узорных листьях папоротника сверкает иней утреннего заморозка. Порыжевшая трава примята дождями. Вот на стебли падает светлый луч, и в травах заметен лёгкий трепет.
Проснулись птицы. Лес налился сотнями птичьих голосов, наполнился хлопотами живых существ.
Мне немножко жалко ловить птиц, совестно сажать их в клетки. Мне больше нравится на них смотреть. Птицы смешат своими хитростями. Синицы очень умны и любопытны, а важные снегири глуповаты. Они идут в сеть целой стаей. Клёст идёт в западню спокойно и солидно, а поползень долго сидит перед сетью. Он любит воровать и прятать мелкие блестящие вещи.
102 слова
(По М. Горькому)
Грамматическое задание
1. Выделить грамматические основы, составить схему предложения: Вот на стебли падает светлый луч, и в травах заметен лёгкий трепет.
2. Синтаксический разбор:
I вариант. Надо мной звенит хвойный лес, отряхивает с зелёных лап капли росы.
II вариант. Лес налился сотнями птичьих голосов, наполнился хлопотами живых существ.
3. Морфемный разбор слов:
I вариант – хвойный, листьях.
II вариант – птичьих, хлопотами.
Диктант по теме «Морфология. Культура речи. Орфография»
По небу планетария летело небесное светило. Это солнце дарило всему жизнь, проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой. Оно закатилось за зубцы домов, и зал погрузился в темноту.
Вдруг купол зацвёл звёздами. С высоты полилась музыка Чайковского, и на мгновение показались сказочные лебеди. Это была музыка звёзд и вечной жизни.
Звёзды сияли, лучились, а музыка набирала силу и взлетала к небу. Человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на земле. Звёзды, как вы далеки и как близки! Да разве можно погасить вас?
Музыка уже разлилась по всему небу, достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный мир.
102 слова
(По В.П. Астафьеву)
Грамматическое задание
1. Морфологический разбор
I вариант: дарило, небу.
II вариант: Москвой, зацвёл.
2. Выписать из последнего предложения:
I вариант: глаголы и прилагательные.
II вариант: глаголы и существительные.
У всех глаголов определить время, вид, спряжение.
3. Синтаксический разбор:
I вариант. По небу планетария летело небесное светило.
II вариант. Вдруг купол зацвёл звёздами.
4. Из 3 абзаца выпишите все слова с приставками. Выделите их.
Итоговый контрольный диктант
Чтение для русского народа всегда было важным занятием. Книга с древних времён воспринималась нами как лучшая школа. Наш народ – ответственный читатель. Для многих народов такое же важное значение имеют музыка, зрелища или живопись.
В книгах наши писатели вырастили и развили русский язык, а читатели усвоили его, поняли подлинный смысл некоторых слов. Их должно быть много для формулирования мыслей. Надо уметь пользоваться комплексом всех слов, чтобы мы могли выражать свои мысли с изобразительной точностью.
Лишь слово образует мысль. В противном случае она будет только движением чувства и исчезнет без следа. Наше слово – плоть мысли. Бесплотной мысли не может существовать на земле. Без мыслей и слов невозможно общение людей.
108 слов
(По А.П. Платонову)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: ответственный, вырастили.
II вариант: развили, изобразительной.
2. Выпишите из 1 предложения все существительные и определите их склонение.
3. Синтаксический разбор:
I вариант. Наш народ – ответственный читатель.
II вариант. Наше слово – плоть мысли.
4. Морфологический разбор:
I вариант: образует.
II вариант: исчезнет.
5. Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах:
I вариант: чтение.
II вариант: занятием.
диктанты5.docx
диктанты5.pdf
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе»
На их пути расцветали весенние цветы, зеленела трава. Вот раздался колокольный звон. Кай и Герда узнали колокольни родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату. Здесь ничего не изменилось.
Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко. Тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взялись за руки. Холодное великолепие чертогов Снежной королевы забылось. Всё это казалось им теперь тяжёлым сном.
Они стали совсем взрослыми, но были детьми сердцем и душой. На дворе стояло тёплое благодатное лето.
88 слов
(по Х.К. Андерсену)
Грамматическое задание
1. Фонетический разбор:
I вариант: розовые.
II вариант: тёплое.
2. Выписать из 1 предложения:
I вариант – все существительные.
II вариант – все глаголы.
3. Морфемный разбор слов:
I вариант – весенние, окошко.
II вариант – детские, стульчики.
Диктант по теме «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация»
Надо мной звенит хвойный лес, отряхивает с зелёных лап капли росы. На узорных листьях папоротника сверкает иней утреннего заморозка. Порыжевшая трава примята дождями. Вот на стебли падает светлый луч, и в травах заметен лёгкий трепет.
Проснулись птицы. Лес налился сотнями птичьих голосов, наполнился хлопотами живых существ.
Мне немножко жалко ловить птиц, совестно сажать их в клетки. Мне больше нравится на них смотреть. Птицы смешат своими хитростями. Синицы очень умны и любопытны, а важные снегири глуповаты. Они идут в сеть целой стаей. Клёст идёт в западню спокойно и солидно, а поползень долго сидит перед сетью. Он любит воровать и прятать мелкие блестящие вещи.
102 слова
(По М. Горькому)
Грамматическое задание
1. Выделить грамматические основы, составить схему предложения: Вот на стебли падает светлый луч, и в травах заметен лёгкий трепет.
2. Синтаксический разбор:
I вариант. Надо мной звенит хвойный лес, отряхивает с зелёных лап капли росы.
II вариант. Лес налился сотнями птичьих голосов, наполнился хлопотами живых существ.
3. Морфемный разбор слов:
I вариант – хвойный, листьях.
II вариант – птичьих, хлопотами.
Диктант по теме «Морфология. Культура речи. Орфография»
По небу планетария летело небесное светило. Это солнце дарило всему жизнь, проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой. Оно закатилось за зубцы домов, и зал погрузился в темноту.
Вдруг купол зацвёл звёздами. С высоты полилась музыка Чайковского, и на мгновение показались сказочные лебеди. Это была музыка звёзд и вечной жизни.
Звёзды сияли, лучились, а музыка набирала силу и взлетала к небу. Человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на земле. Звёзды, как вы далеки и как близки! Да разве можно погасить вас?
Музыка уже разлилась по всему небу, достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный мир.
102 слова
(По В.П. Астафьеву)
Грамматическое задание
1. Морфологический разбор
I вариант: дарило, небу.
II вариант: Москвой, зацвёл.
2. Выписать из последнего предложения:
I вариант: глаголы и прилагательные.
II вариант: глаголы и существительные.
У всех глаголов определить время, вид, спряжение.
3. Синтаксический разбор:
I вариант. По небу планетария летело небесное светило.
II вариант. Вдруг купол зацвёл звёздами.
4. Из 3 абзаца выпишите все слова с приставками. Выделите их.
Итоговый контрольный диктант
Чтение для русского народа всегда было важным занятием. Книга с древних времён воспринималась нами как лучшая школа. Наш народ – ответственный читатель. Для многих народов такое же важное значение имеют музыка, зрелища или живопись.
В книгах наши писатели вырастили и развили русский язык, а читатели усвоили его, поняли подлинный смысл некоторых слов. Их должно быть много для формулирования мыслей. Надо уметь пользоваться комплексом всех слов, чтобы мы могли выражать свои мысли с изобразительной точностью.
Лишь слово образует мысль. В противном случае она будет только движением чувства и исчезнет без следа. Наше слово – плоть мысли. Бесплотной мысли не может существовать на земле. Без мыслей и слов невозможно общение людей.
108 слов
(По А.П. Платонову)
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: ответственный, вырастили.
II вариант: развили, изобразительной.
2. Выпишите из 1 предложения все существительные и определите их склонение.
3. Синтаксический разбор:
I вариант. Наш народ – ответственный читатель.
II вариант. Наше слово – плоть мысли.
4. Морфологический разбор:
I вариант: образует.
II вариант: исчезнет.
5. Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах:
I вариант: чтение.
II вариант: занятием.