Итоговое сочинение → Разделы | Критерии | Подготовка | Примеры
0
26 ноября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Подготовка к подразделу итогового сочинения «Язык и языковая личность»

Сочинение
Полезные материалы и ссылки для подготовки к подразделу итогового сочинения «Язык и языковая личность».

Шаблон итогового сочинения
Список произведений для итогового сочинения
Темы к разделу «Природа и культура в жизни человека»

Литература для аргументации

Рассказ М. Гелприна «Свеча горела»
Рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише»
Рассказ А.П. Чехова «Радость»
Рассказ А.П. Чехова «Тоска»
Рассказ К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Рассказ Г. Каттнера «День не в счёт»
Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…»

Разбор тем итогового сочинения

Как вы понимаете высказывание Н.С. Гумилёва: «Путь поэта есть путь любви к миру»?
Когда обесцениваются высокие слова?
Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Язык идёт вместе с жизнию народа»?
Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Краткость – сестра таланта»?
Какое умение важнее: хорошо говорить или внимательно слушать?

Примеры сочинений

Нужно ли современному человеку вести дневник?
Когда слово становится преступлением?
Когда обесцениваются высокие слова?
Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?

Аргументы к подразделу

Б. Шоу «Пигмалион»

Как язык влияет на личность? Можно ли охарактеризовать человека, основываясь лишь на том, как он выражается? Эти вопросы находятся в центре внимания Б. Шоу в пьесе «Пигмалион». Профессор фонетики Хиггинс решает провести любопытный эксперимент: превратить обычную уличную цветочницу в настоящую леди. Элиза Дулиттл мечтает устроиться на работу в цветочный магазин, но не может этого сделать из-за ошибок в произношении даже самых простых слов. Нельзя сказать, чтобы всё шло гладко, и Хиггинс вместе со своим приятелем Пикерингом уже были готовы опустить руки. Однако, когда героине удаётся избавиться от просторечных выражений, сама её манера поведения меняется, и на светском приёме Элизу почти невозможно отличить от дам из высшего общества. Автор подчёркивает прямую связь между языковой культурой человека и его характером, образом жизни, мировоззрением. Тот, кто обучается ораторскому искусству, действительно может добиться больших успехов: неслучайно речь называют визитной карточкой личности.

Н.В. Гоголь «Шинель»

«Заговори, чтобы я тебя увидел» – это известное высказывание древнегреческого философа Сократа заставляет задуматься о значении речевой культуры личности. Действительно, по тому, как человек выражает свои мысли, можно многое сказать о его характере. Например, главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» относится к литературному типу «маленький человек». Акакий Акакиевич Башмачкин с трудом формулирует длинные фразы, изъясняясь в основном одними предлогами и частицами. Когда он приходит к портному Петровичу, чтобы починить старую шинель, то даже не может закончить предложение и объяснить, чего он хочет. Использованные Н.В. Гоголем многоточия указывают на частые паузы между словами, а слово-паразит «того» – на бедность словарного запаса. Манера речи выдаёт в Башмачкине незаметного безропотного чиновника, который и не пытается стать кем-то большим. Этот пример доказывает взаимосвязь языка и характера: «маленький человек» и мыслит, и говорит в соответствии со своим положением, не стремясь к получению новых знаний и обогащению лексикона.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь сравнивает русский язык с иностранными языками и приходит к выводу, что ни в одном из них нет таких метких и точных выражений. Так, автор использует антитезу, характеризуя особенности каждой языковой культуры. Например, английское слово отзывается «мудрым познаньем жизни», французское отличается недолговечностью, а немецкое писатель называет «умно-худощавым». В отличие от всех них, русское слово «замашисто, бойко» и идёт от самого сердца. В лирическом отступлении Н.В. Гоголь акцентирует внимание и на особенностях мышления русского человека, который всегда знает, что сказать и как это сделать. Автор даёт развёрнутый ответ на вопрос, почему наш язык называют величайшим достоянием и богатством.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Как исторические события влияют на изменения в языке? В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» создаётся образ светского общества во время Отечественной войны с Наполеоном. В эти годы люди проявляли особенный интерес к французской культуре, писали и говорили на французском лучше, чем на русском. В результате, под влиянием исторических событий, в нашем языке появилось огромное количество заимствованной лексики – галлицизмов. Так, чтобы передать особенности описываемой эпохи, Л.Н. Толстой употребляет франкоязычные заимствования при описании обстановки и героев («…ливрейные лакеи стояли у каждой двери…», «…играли с азартом в преферанс…»). Кроме того, в тексте встречается немало батальной лексики, имеющей французское происхождение: «авангард», «эскадрон», «артиллерия». Таким образом, определённые исторические события могут существенным образом влиять на изменения в языке, который расширяется за счёт новых, заимствованных слов.

М. Гелприн «Свеча горела»

Чтение делает человека культурным, развивает его мышление, аналитические способности и умение грамотно выражать свои мысли. В рассказе современного писателя М. Гелприна ставится проблема снижения интереса к литературе в модернизированном обществе. Главный герой Андрей Петрович чувствует себя одиноким и никому не нужным в мире, где духовные идеалы давно обесценились, а люди утратили способность думать. Как преподаватель литературы, он больше не может найти работу, потому что гуманитарные науки не вызывают никакого интереса у современного поколения. Директор лицея называет Андрея Петровича «слишком узким специалистом» и предлагает пройти курсы виртуальной этики или истории робототехники, ведь именно эти дисциплины наиболее значимы для молодого поколения. Неожиданное появление ученика Максима переворачивает жизнь преподавателя литературы: он снова чувствует себя полезным и готов делать всё возможное, чтобы его подопечный научился понимать художественные произведения. Впоследствии оказывается, что Максим – это вовсе не человек, а робот, но с помощью этого автор и подчёркивает, какую важную роль играет чтение для формирования мыслительных и речевых способностей. Чтение пробуждает лучшие нравственные качества даже в «бездушной, дефективной железяке», которая успевает передать кое-какие знания своим воспитанникам и увлечь их литературой. Этот пример доказывает, что чтение книг действительно развивает наши речевые навыки.

Образец итогового сочинения на тему «Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?».

Язык называют величайшим достоянием и богатством народа, потому что это действительно неотъемлемая часть его культуры. Без языка мы не смогли бы выражать свои мысли, создавать произведения искусства, передавать накопленный опыт и сохранять в веках народную мудрость. Именно поэтому так важно ценить и оберегать нашу языковую культуру. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

О значении нашего языка размышляет, например, И.С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык». Автор использует яркие эпитеты, характеризуя богатство нашей языковой культуры. И.С. Тургенев называет русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Кроме того, писатель отмечает, что и носитель такого языка должен быть по-настоящему великим. Это доказывает мысль автора о том, что язык – настоящее достояние нашего народа, которым мы по праву можем гордиться. Писатель называет русский язык главной опорой и поддержкой в трудных жизненных ситуациях. Действительно, его возможности невероятны, ведь он позволяет ощутить связь носителя со всем культурным наследием. Несмотря на небольшой объём, стихотворение в прозе наиболее точно раскрывает авторскую позицию и содержит в себе важную мысль: без языка невозможно остаться мыслящим человеком и не впасть в отчаяние. Кроме того, И.С. Тургенев подчёркивает связь между языком и его носителем, делая акцент на его неоспоримых достоинствах. Итак, произведение отечественного классика служит доказательством ценности языковой культуры для народа благодаря неисчерпаемости смыслов русских выражений и разнообразию их оттенков.

Ещё одно произведение, в котором говорится о русском языке как величайшем достоянии, – это поэтический текст А.А. Ахматовой «Мужество». Поэт отвечает на вопрос, как следует относиться к родному языку, и пишет о Великой Отечественной войне, которая унесла жизни одних невинных людей, а других оставила без крова и близких, лишив надежды на светлое будущее. Однако лирической героине «не страшно под пулями мёртвыми лечь». Она готова отказаться от всего, чтобы сохранить русскую речь и «великое русское слово». Так, А.А. Ахматова призывает бережно относиться к своей культуре и защищать родной язык, даже рискуя поплатиться за это жизнью. Поэт обещает читателям, что русское слово останется «свободным и чистым», никогда не исчезнет и будет передано потомкам. Это в очередной раз подчёркивает его тесную связь со всей нашей культурой.

Таким образом, приведённые примеры убедительно доказывают, что нельзя представить народ без языка, как нельзя и изучать язык без тщательного исследования народной культуры.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.