Пробники ОГЭ
Математика Физика Информатика Химия Русский Обществознание Литература История Иностранные языки География Биология
+2
9 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Контрольные диктанты для 6 класса

Пробные работы ОГЭ по русскому языку
Диктанты с грамматическими заданиями по темам 6 класса.

диктанты6.docx
диктанты6.pdf


Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»

У писателя Александра Степановича Грина в тихом Старом Крыму был невзрачный пёсик Тобик. Пёсика этого вся улица несправедливо называла дураком.

Но сам хозяин был молчаливым и добрым человеком и всегда ласково говорил Тобику: «Дружище!»

Я встретился с Тобиком уже после смерти Грина. Говорили, что он совсем ослеп от старости. Я увидел, как он сидел на пороге низенького домика. Солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. За мной скрипнула калитка, и Тобик робко подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только пушистый хвост его помахивал из стороны в сторону. Ослеп он именно после смерти хозяина. Только единственные существа на земле могут умереть от разлуки с человеком. Это собаки.

110 слов

(По К.Г. Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор:

I вариант. Я встретился с Тобиком уже после смерти Грина.
II вариант. Солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах.

2. Морфемный разбор:

I вариант: пёсика, называла, беспомощных.
II вариант: дружище, говорил, холодным.

3. Морфологический разбор:

I вариант: тихом.
II вариант: низенького.


Диктант по теме «Лексикология. Культура речи»

Древнейший архитектурный памятник Москвы – Лобное место. Раньше он представлял собой кирпичный помост с оградой на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади. Сейчас это место называется Красной площадью.

Лобное место имело важное значение для духовной жизни всего народа и государства. Именно здесь объявлялись все важные указы. Народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

Сюда бояре выносили на плечах наследника престола, когда ему исполнялось шестнадцать. Народ славил будущего правителя.

С Лобного места патриархи произносили молитвы. А в Вербное воскресенье раздавали царю и боярам вербу и читали народу Евангелие.

94 слова

(По В. Бутромееву)

Все имена собственные должны быть записаны на доске.

Грамматическое задание

1. Найдите в 3 абзаце устаревшее слово, объясните его значение. Это историзм или архаизм?

I вариант: приведите ещё три примера устаревших слов (историзмов).
II вариант: приведите ещё три примера устаревших слов (архаизмов).

2. Во 2 абзаце найдите и выпишите антонимы.

3. Подберите синонимы к словам:

I вариант: объявлялись.
II вариант: славил.

4. Лексический разбор:

I вариант: престол.
II вариант: патриархи.


Диктант по теме «Имя существительное»

На солнце блестят глубокие сугробы, подо льдом скрылись большие реки и маленькие речонки. На смену непогоде приходят ясные дни. Как хороши снежные русские зимы! Земля отдыхает под снежной шубкой, набирается сил.

Зимний лес наполняется жизнью. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу слышна дробь этого лесного барабанщика. С шумом пролетает рябчик, а глухарь поднимается из снежной пыли. Стайка весёлых клестов расселась на еловых ветвях, а ты стоишь и любуешься ими. Ловко вонзают они клювики в шишки и выбирают из них семена. Шустрый бельчонок перепрыгивает с ветки на ветку, с сучка на сучок.

Вот прилетела и грозная сова, подала свой голос. Ей отозвались другие совы. Где-то пискнула лесная мышь, пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе.

118 слов

(По И.С. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выпишите все имена существительные, определите их род, склонение, число падеж.

I вариант: из 4 предложения 1 абзаца.
II вариант: из 3 предложения 2 абзаца.

2. Выпишите существительное, образованное суффиксальным способом.

I вариант: из 3 предложения 2 абзаца.
II вариант: из 4 предложения 1 абзаца.

3. Морфемный и словообразовательный разбор:

I вариант: непогоде, стайка.
II вариант: речонки, клювики.

4. Синтаксический разбор:

I вариант. Земля отдыхает под снежной шубкой, набирается сил.
II вариант. Вот прилетела и грозная сова, подала свой голос.


Диктант по теме «Глагол»

В детстве я мечтал стать спортсменом. До девяти лет я занимался боевыми искусствами и делал большие успехи. Даже одноклассники перестали дразнить меня за худощавое телосложение и низкий рост. Но вот однажды я получил серьёзную травму. Доктор сказал, что я не смогу ходить. Родителям оставалось только молиться. Мне было страшно и одиноко.

Операция должна была решить мою судьбу. В тот день я написал письмо Богу и попросил папу положить его в почтовый ящик. Тогда ещё не было социальных сетей и электронной почты. Я написал настоящее бумажное письмо с просьбой о выздоровлении. Как сильно я удивился, когда получил короткий ответ в хрустящем бумажном конверте. В письме я прочитал три слова: «Никогда не сдавайся».

Прошло много времени, а я так и не узнал, кто написал мне это письмо. Я не стал великим спортсменом, но научился не бояться трудностей. Теперь уже в качестве тренера я помогаю детям верить в свои силы.

147 слово

Грамматическое задание

1. Морфемный разбор:

I вариант: мечтал, одноклассники, решить.
II вариант: телосложение, сказал, положить.

2. Синтаксический разбор. Я написал настоящее бумажное письмо с просьбой о выздоровлении

3. Морфологический разбор глаголов:

I вариант: не сдавайся.
II вариант: помогаю.

4. Выпишите инфинитивы, выделите формообразующий суффикс

I вариант: из 1 абзаца.
II вариант: из 2 и 3 абзаца.


Диктант по теме «Имя прилагательное»

Торжественный день вышел из густого тумана полным тишины и блеска. Летняя полнота природы!

Сегодня лучезарным безветренным утром в тёмном лесу была великая тишина. Я почувствовал её, углубился в себя, увидел, что в сиянии между деревьями вниз падают с веток светлые капли ночного дождя.

Так в тишине углубляешься и видишь всё из себя. Ветер тоже похож на чей-то чужой шёпот. Словно кто-то мне наговаривает, трубит, воет.

Иногда совсем тихий ветер неслышно играет листьями и ветвями деревьев. Тогда мне кажется, что я глухой и не слышу музыки от прикосновения невиданного существа к листьям. Я смотрю в это время на колебания листьев и веток и догадываюсь о музыке.

105 слов

(По М.М. Пришвину)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Морфологический разбор:

I вариант: безветренным.
II вариант: невиданного.

3. Образуйте все степени сравнения:

I вариант: торжественный.
II вариант: густой.

4. Синтаксический разбор. Сегодня лучезарным безветренным утром в тёмном лесу была великая тишина.


Итоговый контрольный диктант

Всем моим одноклассникам хотелось пойти в поход. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, боялся проспать, и мой сон из-за этого был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.

Было пустынно, но солнце уже пригревало по-доброму. Чудесная погода!

Я направлялся к месту встречи, самоуверенно рассчитывал быть первым и беззаботно напевал. Но некоторые мои одноклассники оказались проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, принялся горячо объяснять им, как лучше организовать наше путешествие.

104 слова

1. Синтаксический разбор:

I вариант. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.
II вариант. Я направлялся к месту встречи, самоуверенно рассчитывал быть первым и беззаботно напевал.

2. Выделите все приставки:

I вариант: в 1 абзаце.
II вариант: в 3 абзаце.

3. Морфологический разбор любого глагола и наречия из второго абзаца.

4. Морфемный разбор:

I вариант: сговорились, пустынно.
II вариант: приободриться, по-доброму.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.