Итоговое сочинение → Разделы | Критерии | Подготовка | Примеры
+2
3 декабря 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Итоговые сочинения по темам центральной России

Сочинение
6 сочинений по темам ЦФО 3 декабря 2025 года.


Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?

Может ли любовь быть эгоистичной? На мой взгляд, это чувство подразумевает под собой самоотверженность и честность как перед другим, так и перед самим собой. Если человек руководствуется лишь эгоистическими побуждениями, он не способен любить по-настоящему. Во многих художественных произведениях так или иначе затрагивалась эта тема. Чтобы доказать свои мысли, обращусь к конкретным примерам.

Нельзя не вспомнить, например, роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин принадлежит к типу «лишний человек», так как нигде не может найти своё место и предназначение. В чём главная проблема Печорина? На мой взгляд, это его эгоизм, неспособность поставить чьи-то интересы выше своих. Когда читаешь роман, видишь, как жестоко поступает этот человек по отношению к черкешенке Бэле или княжне Мери. Он не заботится об их чувствах, действует лишь из любопытства, чтобы развлечься, ненадолго избавиться от скуки. Единственный человек, которым дорожит Печорин, это Вера, однако она не может сделать его счастливым из-за личных обстоятельств. Если предположить, что у героев М.Ю. Лермонтова нет препятствий для продолжения взаимоотношений, это всё равно едва ли приведёт к хорошему концу. Автор подчёркивает: Вера прекрасно понимает натуру Печорина, знает, что рано или поздно ему снова станет скучно, поэтому и не решается разделить его одиночество. Неслучайно критики называют главного героя романа «страдающим эгоистом»: именно эта черта характера и не позволяет ему быть с тем, кого он любит.

Существует и невольный эгоизм в отношениях, который сам человек может и не осознавать, но именно это мешает ему в повседневной жизни. Так, в романе И.А. Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская мечтает изменить своего возлюбленного, избавить его от прежних привычек, поднять с дивана и заставить действовать. Героиня не понимает, что Обломов никогда не сможет стать другим человеком. Конечно, ему нужен толчок, чтобы читать книги или ходить в театры, но превратиться в деятельного Андрея Штольца он не способен. В таком случае Ольга Ильинская проявляет излишнюю требовательность, мечтая спасти другого человека, который и вовсе этого не желает. На мой взгляд, И.А. Гончаров неслучайно создаёт образ Агафьи Пшеницыной, противопоставленной Ольге Ильинской. Именно она становится воплощением бескорыстной любви, в основе которой лежит безусловное принятие человека со всеми его недостатками. Итак, любящий не должен быть эгоистичным и преследовать лишь свои интересы, не пытаясь понять любимого.

Таким образом, не бывает настоящей любви, если человек сосредоточен на себе, а не на другом. Эгоизм разрушает возможность счастья и не позволяет сердцу открыться для искреннего чувства.


Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?

Духовная зрелость – это внутренняя сила, основывающаяся на накопленном жизненном опыте. Зачастую человеку приходится пройти длинный путь, полный препятствий, чтобы обрести гармонию с самим собой. На мой взгляд, такая духовная зрелость проявляется в конкретных поступках, отличающих достойную личность. Это верность своим моральным принципам, готовность прийти на помощь другому человеку, способность к самопожертвованию. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

Так, в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой из «недоросля» превращается в зрелого человека с твёрдым характером. Пётр Гринёв следует родительскому завету: «Береги честь смолоду». Проверкой на прочность становится эпизод присяги крестьянскому вождю Пугачёву. Гринёв ещё не знает, что этот человек способен кого-то помиловать, но всё же не способен поступить как предатель. Главный герой сознаёт свой долг перед Отечеством и дорогими ему людьми, поэтому и отказывается присягать Пугачёву, готовый пойти даже на смерть. Этот поступок, безусловно, свидетельствует о духовной зрелости Гринёва: он проявляет себя как человек, для которого нет ничего важнее чести и достоинства. Впоследствии герой не задумываясь идёт на выручку возлюбленной Маше Мироновой. Пётр Гринёв в очередной раз рискует жизнью, не зная, как отреагирует на его действия Пугачёв. Все поступки пушкинского героя свидетельствуют о его силе духа, стойкости и мудрости.

Ещё одно произведение, в котором изображён духовно зрелый герой, – это рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». В легенде о Данко говорится о смелом молодом человеке, пожертвовавшем жизнью ради других. Таких людей, как герой М. Горького, называют альтруистами: они делают добро, не требуя ничего взамен. Когда соплеменники оказались в опасности, Данко берёт роль вождя на себя, наверняка понимая, к каким последствиям это может привести. Гордый герой не дрогнул, даже когда люди ответили ему чёрной неблагодарностью, обвинив во всех своих бедах. Вместо того чтобы озлобиться и уйти, Данко вырывает из груди сердце, способное осветить дорогу соплеменникам. Такая метафора раскрывает авторскую позицию: герой обладает внутренней красотой и искренне любит людей. М. Горький подчёркивает: духовная зрелость – это готовность пойти на риск ради чужого блага и невероятная сила воли, помогающая человеку преодолеть трудности.

Таким образом, благородные поступки всегда становятся лучшей характеристикой личности, позволяют понять её нравственные качества и моральный кодекс. Человек, обладающий духовной зрелостью, всегда способен на активные действия и умеет переступать через свои страхи.


Что в семье самое главное?

Семья – это источник любви, доверия и поддержки. На мой взгляд, это именно то, что должно стать опорой для человека в трудную минуту. Главное, чтобы между членами семьи царило взаимопонимание, готовность протянуть руку помощи близким людям, выслушать их и поддержать добрым словом. Без уважительного отношения друг к другу в семье не обойтись. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из главных можно считать тему семьи. Автор использует приём контраста, чтобы подчеркнуть различия между семейными укладами персонажей. К примеру, эгоистичным и корыстолюбивым Курагиным противопоставлены гостеприимные, добродушные Ростовы и строгие, благородные Болконские. В семье Ростовых царит доброжелательная обстановка, все заботятся друг о друге, стараются помогать и поддерживать. Примечателен, например, эпизод, в котором граф танцует на именинах Наташи, а та, в свою очередь, искренне радуется этому, любуется отцом и стремится обратить на него внимание зрителей. Такая же любовь чувствуется и в доме Болконских, даже несмотря на строгость и суровость князя. Он по-своему заботится о своём сыне Андрее, переживает за него, когда тот уходит на войну, даёт уроки княжне Марье, желая, чтобы она стала благородной и образованной. Напротив, Курагины меркантильны и эгоистичны, думают лишь о том, как извлечь личную выгоду. Конечно, ни о каком согласии в такой семье не может быть и речи. Подобные люди просто не способны любить кого-нибудь кроме себя. Итак, Л.Н. Толстой отмечает, что главные семейные ценности – это уважение ко всем членам семьи и сплочённость.

Идеал семейных отношений, на мой взгляд, представлен в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Автор размышляет о взаимопонимании и поддержке в трудные моменты жизни, которые являются основой для любого брака. Когда главный герой Николай Алмазов опускает руки, почти смирившись с возможным отчислением из Академии после допущенной ошибки, его жена находит выход из сложившейся ситуации. Она предлагает посадить куст сирени в том самом месте, где Алмазов сделал помарку на чертеже. Что же это, как не проявление настоящей любви? Вера Алмазова предстаёт в произведении как воплощение преданности и духовной красоты. Несмотря на то, что в центре внимания А.И. Куприна оказывается бытовая ситуация, в финале это произведение превращается в одну самых трогательных историй о любви. По мнению автора, если члены семьи помогают друг другу и всегда действуют сообща, то узы, связывающие их, станут ещё крепче.

Таким образом, семья всегда ассоциируется с чем-то светлым и добрым. Это тот союз, в котором каждый чувствует ответственность за другого и делает всё возможное, чтобы совместная жизнь стала ещё лучше.


Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?

Страницы прошлого нередко помогают нам лучше понять настоящее и задуматься о будущем. Если говорить об истории XIX века, сразу же приходит на ум Отечественная война 1812 года с Наполеоном Бонапартом. Это настолько важное и масштабное событие, что оно нашло отражение во многих произведениях отечественной литературы. Обращусь к конкретным примерам.

Так, нельзя не вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», в котором старшее поколение противопоставляется младшему. Это патриотическое произведение проникнуто чувством самоотверженной любви к Родине, оказавшейся в опасной ситуации. Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, делает акцент на героизме и бесстрашии солдат, сражавшихся за Отчизну. По его мнению, события тех лет, в частности день Бородинского сражения, нельзя забывать, ведь это может послужить нравственным уроком для будущих поколений. В стихотворении делается акцент на том, что только необходимость заставила русский народ отдать Москву:
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы.
М.Ю. Лермонтов заставляет читателей задуматься о своём долге и ответственности перед родной страной и народом. «Бородино» можно воспринимать как напутствие русским людям, которые должны воспитывать в себе храбрость и стойкость, уважение и любовь к Отечеству, а также брать пример с поколений прошлого.

Ещё одно знаменитое произведение на тему Отечественной войны 1812 года – это роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Автор размышляет о роли народа в истории и приходит к выводу, что это её главная движущая сила. Писатель делает акцент на патриотизме простых людей, которые в повседневной жизни могут казаться робкими и непримечательными. Так, штабс-капитан артиллерии Тушин всегда робеет в присутствии начальства и кажется совершенно не приспособленным к суровым условиям войны, но в экстремальной ситуации он показывает себя как настоящий герой. Во время Шенграбенского сражения его батарея оказывается под обстрелом, и никто не торопится ему помочь. Тушину приходится принимать решение самостоятельно: он не отступит и будет биться до конца, даже если ради этого придётся пожертвовать своей жизнью. Мы видим человека с активной гражданской позицией, который воюет ради защиты Родины, а не для получения награды. На мой взгляд, именно такие люди нужны Отечеству и в будущем: преданные, честные и сильные духом.

Таким образом, Отечественная война с Наполеоном оказала огромное влияние на нашу историю. Нельзя забывать такие события, ведь они являются неотъемлемой частью народной культуры. Хочется верить, что в будущем ничего подобного не произойдёт, однако такие же люди, как храбрые солдаты из стихотворения «Бородино» или романа-эпопеи «Война и мир», не переведутся на нашей земле.


В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?

Каждый писатель, как и заметил В.М. Шукшин, хорошо разбирается в человеческой психологии. Внутренний мир личности – главный источник познания для любого творца. Чтобы создать достоверный образ персонажа, необходимо обращать внимание на его чувства, мысли, эмоции. Всё это становится предметом изображения в художественных произведениях. На мой взгляд, настоящими знатоками человеческой души являются Ф.М. Достоевский и А.П. Чехов. Обратимся к конкретным примерам.

Так, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» нередко называют психологическим. В центре внимания автора – история бывшего студента юридического факультета Родиона Раскольникова. Чтобы создать целостный портрет героя, писатель делает акцент на интерьере – тесной каморке, где приходится жить Раскольникову, и пейзажах, создающих напряжённую, давящую атмосферу. В «жёлтом» Петербурге, где герои Ф.М. Достоевского проводят время в распивочных и задумываются о том, чтобы свести счёты с жизнью, и зарождается антигуманная теория Раскольникова. Герой пытается оправдать себя благими намерениями, действительно считая, что одно убийство поможет многим нуждающимся людям. Ф.М. Достоевский позволяет читателю проникнуть в сознание персонажа, подробно описывая его сны. Благодаря этому мы понимаем, что именно внутренний конфликт подталкивает Раскольникова к преступлению. После случившегося он долго не может прийти в себя и «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Это говорит о его подавленном состоянии, а также наводит на мысль о возможной переоценке идеалов. Ф.М. Достоевский создаёт психологически достоверный характер персонажа, показывая его становление преступником и последующее нравственное наказание.

Ещё один писатель-психолог – это мастер короткой прозы А.П. Чехов. Наверное, одно из самых выдающихся произведений, раскрывающее тему внутреннего кризиса героя, – это рассказ «В рождественскую ночь». Главная героиня Наталья Сергеевна изначально желает мужу смерти, потому что вышла замуж поневоле, не могла побороть антипатию к человеку, с которым приходилось жить, и мучилась от «тоски одиночества». А.П. Чехов подчёркивает её переживания и с помощью психологического портрета убеждает читателя в том, что отчаяние героини дошло до предела. Однако Наталья Сергеевна даже не подозревала, как поведёт себя в экстремальной ситуации. Писатель неслучайно даёт ей возможность раскаяться. Когда муж действительно уплывает на лодке вместе с юродивым, прежние чувства кардинально меняются. Теперь Наталья Сергеевна понимает, что наконец-то, в эту рождественскую ночь, полюбила мужа, но уже не в силах что-либо изменить. Чеховская героиня осознаёт свою ошибку, следствием чего стала её страшная «нравственная мука». Этот поворотный момент в рассказе изображён А.П. Чеховым с психологической точностью. Он специально ставит героиню в ситуацию, позволившую ей понять истинные чувства.

Таким образом, русские классики, несомненно, настоящие знатоки человеческой души. Без психологической составляющей не получилось бы ни одного выдающегося произведения.


Зачем современному языку устаревшие слова?

Устаревшая лексика включает в себя архаизмы и историзмы. Если первые имеют синонимы в современном русском языке, то вторые полностью вышли из употребления, так как исчезли сами явления и предметы, которые они обозначают. Но зачем же устаревшие слова нужны нашему современному языку? На мой взгляд, это неотъемлемая часть русской культуры. Мы изучаем историю, чтобы сохранить память о событиях прошлых лет, и читаем классическую литературу, дающую представление о том, как жили люди в другую эпоху. Без понимания устаревшей лексики восприятие любого исторического и художественного материала будет затруднено. Обращусь к конкретным примерам архаизмов и историзмов в отечественной литературе.

В первую очередь хочется вспомнить роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Писатель использует немало интересных слов, которые в наше время стали архаизмами. Например, в одном из эпизодов автор употребляет слово «инвалид». Если мы наделим его современным значением, то не поймём содержание фрагмента. А.С. Пушкин пишет, что Онегин считался в любви «инвалидом», но это не имеет никакого отношения к людям с ограниченными возможностями. Необходимо знать, что в дореволюционной России это слово означало то же самое, что и современное «ветеран». Так, А.С. Пушкин подчёркивает, что у Онегина был большой опыт в любовных делах. А слово «анахорет», также употреблённое по отношению к заглавному герою, и вовсе может удивить неподготовленного читателя. На самом же деле это означает, что Онегин долгое время жил как отшельник, ни с кем не сближался и ничем по-настоящему не интересовался. Итак, мы видим, как устаревшие слова помогают нам лучше понять характер персонажа.

В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» также используются устаревшие слова, в частности историзмы, которые позволяют автору создать портрет своего поколения и эпохи. Например, характеризуя увлечения общества первой половины XIX века, писатель упоминает «воксалы». Читатель, не знающий значения этого слова, может перепутать с его с современным «вокзалом», однако в таком случае смысл текста становится абсурдным. Во времена Н.В. Гоголя «воксалами» называли места общественных увеселений, в которых происходили гуляния с танцами и музыкой. Кроме того, невозможно разгадать авторскую иронию, с которой он употребляет слово «неавантажный», говоря о плохом урожае, если не знать значения этого архаизма. В XVII-XIX веках это прилагательное широко употреблялось носителями русского языка. «Авантажным» называли что-то очень выгодное и благоприятное. Приведённые примеры в очередной раз доказывают необходимость изучать устаревшую лексику, что может пригодиться во время чтения классических текстов.

Таким образом, устаревшая лексика – это важная часть современного русского языка, которая до сих пор привлекает внимание лингвистов. Её изучение помогает читателям классики и ценителям истории, а также расширяет наш кругозор.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.