Итоговое сочинение → Разделы | Критерии | Подготовка | Примеры
+8
3 декабря 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Все темы итогового сочинения 3 декабря

Сочинение
Темы по всем регионам страны. 3 декабря 2025 г.


1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

101. Что значит «учиться на горьком опыте»?
102. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
103. Нужно ли, по Вашему мнению, анализировать свои ошибки?
104. Как характеризуют человека его интересы и увлечения?
105. Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?
106. В чём счастье и в чём драма любви?
107. Светлые и трагические стороны любви.
108. Кого, по Вашему мнению, можно считать счастливым человеком?
109. Какой литературный герой служит для Вас нравственным идеалом?
111. Всегда ли, на Ваш взгляд, мечта возвышает человека?
112. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
202. Связаны ли между собой любовь и доброта?
204. Почему, по Вашему мнению, люди иногда, желая добра, совершают зло?
205. Способна ли, по Вашему мнению, любовь изменить человека?
206. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
207. Как, по Вашему мнению, противостоять ударам судьбы?
208. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
209. Трудно или легко, на Ваш взгляд, делать добро?
210. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
211. Он и она: в чём могут быть причины непонимания?
212. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении»?
213. Что Вам ближе: стремление к одиночеству или бегство от него?



2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

301. При каких условиях семейный союз может стать счастливым?
302. Почему важно уметь оценивать собственные поступки?
303. Как Вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва: «Забота о памятниках – это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем»?
304. Какое влияние на поступки людей может оказывать общественное мнение?
306. Что в семье самое главное?
307. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
308. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
310. Почему, по Вашему мнению, люди дорожат своей репутацией?
311. Можно ли учиться на чужих ошибках?
312. Что связывает современных людей с предыдущими поколениями?
313. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
401. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
402. По мнению П.Я. Чаадаева, «история – ключ к пониманию народа». Согласны ли Вы с этим утверждением отечественного философа?
403. Что позволяет человеку не утратить связь с прошлыми поколениями?
405. Почему война за Отечество сплачивает народ?
406. Как Вы относитесь к тому, что в художественной литературе на историческую тему есть отступления от фактов?
408. Легко ли жить в эпоху перемен?
409. Согласны ли Вы с убеждением Л.Н. Толстого, что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
410. Воспоминание о каком событии отечественной истории XX века важно удержать в народной памяти?
411. Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?
412. Человек, опередивший своё время, – какой он?
413. Чем может быть полезно знание о событиях жизни человека, оставившего заметный след в отечественной истории?



3. Природа и культура в жизни человека

501. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
502. Какие психологические проблемы, поднятые в художественной литературе, Вам интересны?
503. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
504. Какие особенности родного пейзажа Вам дороги?
506. Кто из героев художественной литературы мог бы произнести вслед за Штольцем, героем романа И.А. Гончарова: «Человек создан сам устраивать себя»?
507. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Гумилёва: «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней»?
509. Всё ли можно выразить словом?
510. «Не без добрых душ на свете!..» Какие примеры из художественной литературы могут подтвердить эти слова Н.А. Некрасова?
511. В чём заключается эстетическая ценность природы?
512. Как Вы понимаете утверждение М.М. Пришвина: «Природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»?
513. В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?
601. Почему подлинно талантливое художественное произведение переживает своё время?
603. Как пейзаж в произведении искусства помогает понять мир человеческих чувств?
604. Когда слова становятся «крылатыми»?
605. Благодаря чему оратор воздействует на слушателей?
606. Зачем современному языку устаревшие слова?
607. Н.А. Некрасов печалился о том, что народ не умеет различать хорошие и плохие книги. Как Вы думаете, существует ли такая проблема в современном обществе?
608. Как Вы думаете, почему говорят, что из всех нитей, связывающих человека с Родиной, самая крепкая – это родной язык?
610. Считаете ли Вы, что разные поколения всегда говорят «на разных языках»?
611. По Вашему мнению, заимствования обогащают язык или портят его?
612. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
613. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?



По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ

105. Опасен ли, по Вашему мнению, эгоизм для любви?
206. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
306. Что в семье самое главное?
411. Какое событие отечественной истории XIX века заставляет Вас задуматься о будущем?
513. В.М. Шукшин писал: «Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог». Кого из писателей Вы бы назвали таким знатоком человеческой души?
606. Зачем современному языку устаревшие слова?

Сочинения по этим темам: 4ege.ru/sochinenie/77707-i...


Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

108. Кого, по Вашему мнению, можно считать счастливым человеком?
210. Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
311. Можно ли учиться на чужих ошибках?
412. Человек, опередивший своё время, – какой он?
509. Всё ли можно выразить словом?
603. Как пейзаж в произведении искусства помогает понять мир человеческих чувств?


Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

104. Как характеризуют человека его интересы и увлечения?
208. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303. Как Вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва: «Забота о памятниках – это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем»?
405. Почему война за Отечество сплачивает народ?
511. В чём заключается эстетическая ценность природы?
610. Считаете ли Вы, что разные поколения всегда говорят «на разных языках»?


Уральский федеральный округ

106. В чём счастье и в чём драма любви?
213. Что Вам ближе: стремление к одиночеству или бегство от него?
307. Можно ли быть независимым от общественного мнения?
401. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
510. «Не без добрых душ на свете!..» Какие примеры из художественной литературы могут подтвердить эти слова Н.А. Некрасова?
611. По Вашему мнению, заимствования обогащают язык или портят его?


Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

107. Светлые и трагические стороны любви.
204. Почему, по Вашему мнению, люди иногда, желая добра, совершают зло?
313. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
406. Как Вы относитесь к тому, что в художественной литературе на историческую тему есть отступления от фактов?
512. Как Вы понимаете утверждение М.М. Пришвина: «Природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»?
613. Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?

Омская область

103. Нужно ли, по Вашему мнению, анализировать свои ошибки?
209. Трудно или легко, на Ваш взгляд, делать добро?
301. При каких условиях семейный союз может стать счастливым?
413. Чем может быть полезно знание о событиях жизни человека, оставившего заметный след в отечественной истории?
507. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Гумилёва: «Оптимальна дружба с природой, а не победа над ней»?
604. Когда слова становятся «крылатыми»?

Иркутская область

111. Всегда ли, на Ваш взгляд, мечта возвышает человека?
207. Как, по Вашему мнению, противостоять ударам судьбы?
312. Что связывает современных людей с предыдущими поколениями?
409. Согласны ли Вы с убеждением Л.Н. Толстого, что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
503. Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
607. Н.А. Некрасов печалился о том, что народ не умеет различать хорошие и плохие книги. Как Вы думаете, существует ли такая проблема в современном обществе?


Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

109. Какой литературный герой служит для Вас нравственным идеалом?
205. Способна ли, по Вашему мнению, любовь изменить человека?
308. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
403. Что позволяет человеку не утратить связь с прошлыми поколениями?
504. Какие особенности родного пейзажа Вам дороги?
608. Как Вы думаете, почему говорят, что из всех нитей, связывающих человека с Родиной, самая крепкая – это родной язык?

Магаданская область

102. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
212. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении»?
310. Почему, по Вашему мнению, люди дорожат своей репутацией?
410. Воспоминание о каком событии отечественной истории XX века важно удержать в народной памяти?
502. Какие психологические проблемы, поднятые в художественной литературе, Вам интересны?
605. Благодаря чему оратор воздействует на слушателей?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

112. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
211. Он и она: в чём могут быть причины непонимания?
304. Какое влияние на поступки людей может оказывать общественное мнение?
402. По мнению П.Я. Чаадаева, «история – ключ к пониманию народа». Согласны ли Вы с этим утверждением отечественного философа?
501. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
601. Почему подлинно талантливое художественное произведение переживает своё время?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

101. Что значит «учиться на горьком опыте»?
202. Связаны ли между собой любовь и доброта?
302. Почему важно уметь оценивать собственные поступки?
408. Легко ли жить в эпоху перемен?
506. Кто из героев художественной литературы мог бы произнести вслед за Штольцем, героем романа И.А. Гончарова: «Человек создан сам устраивать себя»?
612. Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?



Как выглядит задание: темы-3декабря.docx | темы-3декабря.pdf
Все темы итогового сочинения с 2014 года.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.