19 ноября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Подготовка к подразделу итогового сочинения «Человек и общество»
Полезные материалы и ссылки для подготовки к подразделу итогового сочинения «Человек и общество».
→ Шаблон итогового сочинения
→ Список произведений для итогового сочинения
→ Темы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Литература для аргументации
→ Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
→ Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»
→ Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
→ Повесть Ф. Кафки «Превращение»
→ Рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише»
→ Рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
→ Рассказ В.М. Шукшина «Чудик»
Разбор тем итогового сочинения
→ Как общество влияет на человека?
→ Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
→ Личность и общество: возможна ли гармония?
→ Из-за чего возникает разочарование в людях?
→ Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
→ Почему, по Вашему мнению, люди лицемерят?
→ Важен ли для человека опыт других людей?
Примеры сочинений
→ Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
→ Что такое взаимопонимание?
→ Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
→ Почему общество не принимает некоторых людей?
→ Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Аргументы к подразделу
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Общество не всегда ценит достойных людей, чаще всего они остаются в тени. Чацкий попадает в дом Фамусова, где абсолютной истиной считается общественное мнение. Люди уважают того, кто продвинулся по карьерной лестнице, имеет связи и полезные знакомства. Неслучайно Чацкий иронизирует по поводу Молчалина: «Дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Действительно, в обществе одобряется лицемерие, желание выслужиться. Напротив, достойные люди, способные изменить привычный уклад к лучшему, как Чацкий, осуждаются и высмеиваются. Вот почему герой в конце пьесы вынужден уехать, признанный всеми вокруг сумасшедшим.
Л.Н. Толстой «После бала»
Каковы взаимоотношения мыслящего, рефлексирующего человека и светского общества, где принято жить в соответствии с определёнными правилами? В произведении Л.Н. Толстого «После бала» главный герой Иван Васильевич влюбляется в дочь одного влиятельного человека, полковника Петра Владиславовича. Варенька кажется ему очаровательной, а её отношения с отцом – образцовыми и по-своему трогательными. Но всё это обесценивается в глазах рассказчика, когда он наблюдает страшную картину: этот добродушный человек, отец его возлюбленной, приказывает жестоко наказать беглого татарина. Сцена чудовищного избиения меняет прежние взгляды Ивана Васильевича: любовное чувство в его сердце исчезает, как и желание стать военным. В рассказе Л.Н. Толстого раскрывается образ равнодушного, бесчеловечного общества, готового поглотить свою жертву, подавить индивидуальность. Однако такому твёрдому в своих убеждениях человеку, как Иван Васильевич, удаётся выстоять под этим натиском и сохранить свою целостность.
И.А. Гончаров «Обломов»
Обломов чувствует себя одиноким в обществе, потому что живёт в соответствии с другими стандартами. Когда, по настоянию Штольца, он выходит в свет, то не может сдержаться и высказывает другу свои мысли и чувства. Обломову отвратительно лицемерие этих людей, которые никогда не бывают искренними друг перед другом, их сплетни, пустые разговоры. Герой не хочет становиться частью всего этого, ему гораздо приятнее находиться дома и лежать на диване. Неслучайно Штольц делает акцент на тонкой душевной организации друга. Этот человек слишком чуткий и впечатлительный, чтобы найти своё место в лживом светском обществе. Такие, как Обломов, обречены на одиночество, непонимание и осуждение.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» ставится проблема одиночества искреннего человека в обществе. Когда Николай Николаевич, брат Веры, узнаёт о письмах Желткова и его подарке, то не может оставаться в стороне и вместе с мужем сестры посещает скромную квартиру влюблённого чиновника. Николай Шеин проявляет равнодушие к искренним чувствам, переполняющим главного героя, требуя поскорее прекратить преследования Веры Николаевны. Объяснение Желткова нисколько не трогает Шеина, и именно его жестокость подталкивает поклонника сестры к добровольному уходу из жизни. Автор подчёркивает, что условие, поставленное Николаем Николаевичем перед Желтковым, невыполнимо: «…либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры». Нередко общество ведёт себя так же, как Шеин, проявляя чёрствость и жестокость по отношению к людям с тонкой душевной организацией.
Ф. Кафка «Превращение»
Иногда человеку очень сложно заявить о себе и найти своё место в обществе, заведомо обесценивающем любые его достижения. В произведении Ф. Кафки «Превращение» рассказывается о коммивояжёре Грегоре Замзе, альтруистичном молодом человеке, который содержит своих родителей и сестру. Он работает не покладая рук, чтобы обеспечить им достойную жизнь, а семья принимает это как должное. После необъяснимого превращения в огромного жука Грегор Замза оказывается никому не нужным: его прячут от постояльцев, им тяготятся, к нему испытывают отвращение. Да и как он сможет найти себя и стать полноправным членом общества в таком отталкивающем облике? Само по себе превращение главного героя – это многозначная метафора, символ его окончательного отчуждения от мира вокруг, от других людей и семьи. Этот пример позволяет нам понять, что таких, как Грегор Замза, зачастую эксплуатируют, а затем бросают на произвол судьбы, когда они по каким-то причинам теряют способность выполнять прежние обязанности. И этот конфликт до сих пор остаётся неразрешённым.
Образец итогового сочинения на тему «Почему общество не принимает некоторых людей?»
Многих философов, писателей, литературных критиков волновал вопрос: почему общество не принимает некоторых людей? Достаточно часто изгоями становятся яркие индивидуальности с творческим мышлением. Толпа отвергает тех, кто чем-то отличается от большинства. Иногда в коллективе просто посмеиваются над кем-либо, но случаются и проявления настоящей жестокости. Сильный глумится над тем, кто слабее, и не может или не хочет сопротивляться. Для доказательства этих мыслей обращусь к произведениям художественной литературы.
Например, главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» – юродивый, над которым издеваются как взрослые, так и дети. Герою кажется, что окружающие на самом деле любят его, просто не сознают этого из-за своих «слепых» сердец. Помощник кузнеца надеется на то, что когда-нибудь люди прозреют и научатся видеть прекрасное в каждом человеке. У Юшки смиренная и незлобивая душа, он не умеет таить обиду и ко всем относится с христианской любовью. Общество пользуется тем, что юродивый никогда не выходит из себя: на нём срываются, вымещают злобу, его презирают и унижают. Юшка умирает из-за человеческой жестокости, но и после его смерти благое дело блаженного продолжается. Сирота, о которой юродивый заботится до конца своих дней, становится замечательным врачом. Почему общество превращает такого добродетельного человека, как Юшка, в жертву? Может быть, дело в том, что он лучше и выше остальных, и в глубине души окружающие это понимают.
Ещё один человек, которого не принимает общество, – главный герой рассказа В.М. Шукшина «Чудик». Василий Князев – это мечтательная натура с творческим мышлением и тонкой душевной организацией. Однако, к сожалению, таких людей зачастую высмеивают, не замечая их лучшие нравственные качества. Герой всегда действует из благородных побуждений. Его интересуют люди, и он пытается им помочь, если чувствует, что способен это сделать. Но его действия понятны далеко не всем и даже в некоторых ситуациях приводят к открытому конфликту. Например, когда он поднимает с пола вставную челюсть пассажира самолёта или когда пытается наладить отношения со снохой и раскрашивает детскую коляску. Почему же Чудик не принят другими, ведь он желает окружающим только добра? В.М. Шукшин размышляет о несправедливом отношении к подобным оригинальным людям. Он сочувствует Чудику, который искренне не понимает, что делает не так. По мнению писателя, такие, как Василий Князев, действительно помогают миру становиться лучше и светлее.
В заключение хочется сказать, что чаще всего общество с настороженностью относится к личностям, которые креативно, нестандартно мыслят. Сложно понять Юшку, считавшего источником всех бед «слепое сердце», или взрослого ребёнка Чудика. Чтобы избежать этого непонимания, важно научиться слышать друг друга.
→ Шаблон итогового сочинения
→ Список произведений для итогового сочинения
→ Темы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Литература для аргументации
→ Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
→ Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль»
→ Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
→ Повесть Ф. Кафки «Превращение»
→ Рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише»
→ Рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
→ Рассказ В.М. Шукшина «Чудик»
Разбор тем итогового сочинения
→ Как общество влияет на человека?
→ Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
→ Личность и общество: возможна ли гармония?
→ Из-за чего возникает разочарование в людях?
→ Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
→ Почему, по Вашему мнению, люди лицемерят?
→ Важен ли для человека опыт других людей?
Примеры сочинений
→ Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
→ Что такое взаимопонимание?
→ Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
→ Почему общество не принимает некоторых людей?
→ Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Аргументы к подразделу
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Общество не всегда ценит достойных людей, чаще всего они остаются в тени. Чацкий попадает в дом Фамусова, где абсолютной истиной считается общественное мнение. Люди уважают того, кто продвинулся по карьерной лестнице, имеет связи и полезные знакомства. Неслучайно Чацкий иронизирует по поводу Молчалина: «Дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Действительно, в обществе одобряется лицемерие, желание выслужиться. Напротив, достойные люди, способные изменить привычный уклад к лучшему, как Чацкий, осуждаются и высмеиваются. Вот почему герой в конце пьесы вынужден уехать, признанный всеми вокруг сумасшедшим.
Л.Н. Толстой «После бала»
Каковы взаимоотношения мыслящего, рефлексирующего человека и светского общества, где принято жить в соответствии с определёнными правилами? В произведении Л.Н. Толстого «После бала» главный герой Иван Васильевич влюбляется в дочь одного влиятельного человека, полковника Петра Владиславовича. Варенька кажется ему очаровательной, а её отношения с отцом – образцовыми и по-своему трогательными. Но всё это обесценивается в глазах рассказчика, когда он наблюдает страшную картину: этот добродушный человек, отец его возлюбленной, приказывает жестоко наказать беглого татарина. Сцена чудовищного избиения меняет прежние взгляды Ивана Васильевича: любовное чувство в его сердце исчезает, как и желание стать военным. В рассказе Л.Н. Толстого раскрывается образ равнодушного, бесчеловечного общества, готового поглотить свою жертву, подавить индивидуальность. Однако такому твёрдому в своих убеждениях человеку, как Иван Васильевич, удаётся выстоять под этим натиском и сохранить свою целостность.
И.А. Гончаров «Обломов»
Обломов чувствует себя одиноким в обществе, потому что живёт в соответствии с другими стандартами. Когда, по настоянию Штольца, он выходит в свет, то не может сдержаться и высказывает другу свои мысли и чувства. Обломову отвратительно лицемерие этих людей, которые никогда не бывают искренними друг перед другом, их сплетни, пустые разговоры. Герой не хочет становиться частью всего этого, ему гораздо приятнее находиться дома и лежать на диване. Неслучайно Штольц делает акцент на тонкой душевной организации друга. Этот человек слишком чуткий и впечатлительный, чтобы найти своё место в лживом светском обществе. Такие, как Обломов, обречены на одиночество, непонимание и осуждение.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» ставится проблема одиночества искреннего человека в обществе. Когда Николай Николаевич, брат Веры, узнаёт о письмах Желткова и его подарке, то не может оставаться в стороне и вместе с мужем сестры посещает скромную квартиру влюблённого чиновника. Николай Шеин проявляет равнодушие к искренним чувствам, переполняющим главного героя, требуя поскорее прекратить преследования Веры Николаевны. Объяснение Желткова нисколько не трогает Шеина, и именно его жестокость подталкивает поклонника сестры к добровольному уходу из жизни. Автор подчёркивает, что условие, поставленное Николаем Николаевичем перед Желтковым, невыполнимо: «…либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры». Нередко общество ведёт себя так же, как Шеин, проявляя чёрствость и жестокость по отношению к людям с тонкой душевной организацией.
Ф. Кафка «Превращение»
Иногда человеку очень сложно заявить о себе и найти своё место в обществе, заведомо обесценивающем любые его достижения. В произведении Ф. Кафки «Превращение» рассказывается о коммивояжёре Грегоре Замзе, альтруистичном молодом человеке, который содержит своих родителей и сестру. Он работает не покладая рук, чтобы обеспечить им достойную жизнь, а семья принимает это как должное. После необъяснимого превращения в огромного жука Грегор Замза оказывается никому не нужным: его прячут от постояльцев, им тяготятся, к нему испытывают отвращение. Да и как он сможет найти себя и стать полноправным членом общества в таком отталкивающем облике? Само по себе превращение главного героя – это многозначная метафора, символ его окончательного отчуждения от мира вокруг, от других людей и семьи. Этот пример позволяет нам понять, что таких, как Грегор Замза, зачастую эксплуатируют, а затем бросают на произвол судьбы, когда они по каким-то причинам теряют способность выполнять прежние обязанности. И этот конфликт до сих пор остаётся неразрешённым.
Образец итогового сочинения на тему «Почему общество не принимает некоторых людей?»
Многих философов, писателей, литературных критиков волновал вопрос: почему общество не принимает некоторых людей? Достаточно часто изгоями становятся яркие индивидуальности с творческим мышлением. Толпа отвергает тех, кто чем-то отличается от большинства. Иногда в коллективе просто посмеиваются над кем-либо, но случаются и проявления настоящей жестокости. Сильный глумится над тем, кто слабее, и не может или не хочет сопротивляться. Для доказательства этих мыслей обращусь к произведениям художественной литературы.
Например, главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» – юродивый, над которым издеваются как взрослые, так и дети. Герою кажется, что окружающие на самом деле любят его, просто не сознают этого из-за своих «слепых» сердец. Помощник кузнеца надеется на то, что когда-нибудь люди прозреют и научатся видеть прекрасное в каждом человеке. У Юшки смиренная и незлобивая душа, он не умеет таить обиду и ко всем относится с христианской любовью. Общество пользуется тем, что юродивый никогда не выходит из себя: на нём срываются, вымещают злобу, его презирают и унижают. Юшка умирает из-за человеческой жестокости, но и после его смерти благое дело блаженного продолжается. Сирота, о которой юродивый заботится до конца своих дней, становится замечательным врачом. Почему общество превращает такого добродетельного человека, как Юшка, в жертву? Может быть, дело в том, что он лучше и выше остальных, и в глубине души окружающие это понимают.
Ещё один человек, которого не принимает общество, – главный герой рассказа В.М. Шукшина «Чудик». Василий Князев – это мечтательная натура с творческим мышлением и тонкой душевной организацией. Однако, к сожалению, таких людей зачастую высмеивают, не замечая их лучшие нравственные качества. Герой всегда действует из благородных побуждений. Его интересуют люди, и он пытается им помочь, если чувствует, что способен это сделать. Но его действия понятны далеко не всем и даже в некоторых ситуациях приводят к открытому конфликту. Например, когда он поднимает с пола вставную челюсть пассажира самолёта или когда пытается наладить отношения со снохой и раскрашивает детскую коляску. Почему же Чудик не принят другими, ведь он желает окружающим только добра? В.М. Шукшин размышляет о несправедливом отношении к подобным оригинальным людям. Он сочувствует Чудику, который искренне не понимает, что делает не так. По мнению писателя, такие, как Василий Князев, действительно помогают миру становиться лучше и светлее.
В заключение хочется сказать, что чаще всего общество с настороженностью относится к личностям, которые креативно, нестандартно мыслят. Сложно понять Юшку, считавшего источником всех бед «слепое сердце», или взрослого ребёнка Чудика. Чтобы избежать этого непонимания, важно научиться слышать друг друга.