Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
+5
5 октября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Сочинения ОГЭ по тексту И.С. Шмелёва

ОГЭ (гиа) по русскому языку
Сочинения к варианту 8 из сборника Р.А. Дощинского «36 вариантов ОГЭ 2026».



13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют пунктуационные знаки завершения предложения?».


Благодаря пунктуационным знакам завершения предложения писатель может передавать эмоции и переживания своих героев. Докажем эту точку зрения с помощью примеров из текста И.С. Шмелёва.

Рассмотрим 22 предложение, которое является восклицательным по эмоциональной окраске. Дядя впервые видит своего племянника и очень хочет понять его характер и привычки. Он даёт мальчику интересную характеристику: «Каков, однако, ферт!» Тем самым дядя подчёркивает, что рассказчик выглядит важным и серьёзным. Всё это передано с помощью восклицательного знака.

Предложение 34 заканчивается многоточием. Автор делает акцент на том, что герой не успевает завершить фразу. Дядя перебивает племянника, так как прочитанные им книги оказываются несерьёзными. Мальчику впоследствии откроется удивительный мир, и он поймёт, что раньше читал только развлекательную литературу.

Таким образом, роль пунктуационных знаков завершения предложения действительно велика. Иногда благодаря им можно выразить самые важные мысли, охарактеризовать чувства персонажей.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как Вы понимаете смысл предложения 61 текста «В тот памятный вечер в моём сердце затеплилась искра»?».


Смысл предложения 61 текста И.С. Шмелёва я понимаю так: мальчик благодарен дяде за то, что тот научил его видеть в книгах настоящих друзей, которые всегда останутся рядом. Приведу конкретные примеры.

Изначально рассказчик очень гордится тем, что он многое прочитал в свои девять лет. Герой перечисляет дяде названия увлекательных художественных произведений, которые давал мальчику дворник Степан. Однако все эти книги оказываются не серьёзными, а развлекательными. По мнению дяди, литература «должна указывать людям, как надо и как не надо жить» (предложение 52).

Чтобы мальчик ощутил контраст, дядя даёт ему «Сказки Андерсена», и это вызывает у ребёнка бурю эмоций: «Должно быть, радость, которую я пережил в этот момент, отразилась на моей физиономии…» Этот пример доказывает, как бережно относился рассказчик к книгам, а также подчёркивает его желание приобрести новый опыт.

Таким образом, «искра» в сердце – это предвкушение новых книжных путешествий и знакомств с литературными героями, а также чувство благодарности по отношению к дяде, который открыл мальчику удивительный мир.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль книги играют в жизни человека?».


Книги становятся для человека источником вдохновения, помощником в трудных ситуациях и подталкивают к изменениям в лучшую сторону. Приведу примеры из прочитанного текста.

В предложенном тексте И.С. Шмелёва главный герой меняет круг чтения благодаря своему дяде. Если раньше он предпочитал развлекательную литературу, то теперь обращается только к поучительным произведениям. Дядя рассказчика замечательно определяет роль книги в жизни человека: «Она должна указывать людям, как надо и как не надо жить» (предложение 52).

Кроме того, дядя отмечает, что книга должна становиться человеку другом. Вспоминая об этом, рассказчик испытывает чувство благодарности, ведь именно в тот «памятный вечер» он осознал подлинную ценность книг.

Таким образом, чтобы книги оказывали положительное влияние на человека, важно обращаться к тем произведениям, которые послужат опорой и поддержкой на нашем жизненном пути.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.