17 ноября 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
Всем известно, что Лев Николаевич Толстой хотел показать нам два состояния, в которых может протекать жизнь: война и мир. Состояние войны – это зло, связанное с эгоизмом и равнодушием к другим людям. А мир – это добро, когда человек забывает о себе во благо ближнего. Докажем это на примерах из знаменитого романа-эпопеи.
Начинается произведение эпизодом «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Казалось бы, вполне себе мирный вечерок. Но так ли это? Не похожа ли Анна Павловна на главнокомандующего войском? Вот она присоединила Пьера и ещё одного гостя, споривших между собой, к общему кружку, чтоб не слишком громко разговаривали; вот она напала на Пьера за его смелые заявления; вот она готовит заговор: хочет женить Анатоля на двоюродной сестре княгини Болконской. Как видим, есть сходство с военными действиями. Прав Андрей Болконский, говоря о светских женщинах, как о врагах, ведь они стремятся мужчин сделать своими пленниками: «как скованный колодник, теряешь всякую свободу». Светские женщины – это эгоистки, совершенно равнодушные к желаниям и стремлениям других людей, ведущие войну, порабощая и лишая свободы и воли.
Далее следует эпизод «Именины у Ростовых». Как приветливо и свободно происходит здесь общение! Смех и веселье царит в этом доме. Собираются гости, и хозяин приветствует всех одинаково приветливо, несмотря на чины и звания. Мы знаем, что семья стеснена в средствах, однако же Ростовы с готовностью помогают бедной родственнице деньгами. Если у Шерер споры между гостями воспринимаются с ужасом, то граф Ростов, наоборот, наслаждается живой и эмоциональной речью спорщиков, а вокруг собираются люди, с интересом слушают. У молодёжи свои дела, и тут проявляются разные характеры. Например, мы впервые встречаемся с Наташей и её сестрой Верой. Это совершенно противоположные натуры: Вера жестоко обращается с Соней, а Наташа плачет вместе с подругой, увидав её рыдающей. Наташа – чудо, непосредственная, естественная, искренняя, эта девочка всех умеет развеселить и успокоить, недаром её любят окружающие. Даже грозная Марья Дмитриевна прощает смелой и озорной девчонке шалости. Таково добро – состояние души, когда забываешь о своих принципах и правилах, прощаешь тому, кого любишь, все дерзости.
Итак, всего лишь два начальных эпизода гениального произведения, а мы уже видим, что состояние войны – это стремление навязать окружающим свою волю, подчинить себе всех, кто рядом. Такое поведение является злом, ведь люди страдают и мучаются от захватнической тактики общения. А добро – это состояние мира, в котором царит любовь, когда не жаль дать денег, даже если у самих мало, когда разрешается свободно сказать всё, что придёт на ум, когда приветствуют гостей без различий и чинов. Если каждый из нас построит свою жизнь, руководствуясь идеалами добра, то и войн никаких не будет на Земле.
Начинается произведение эпизодом «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Казалось бы, вполне себе мирный вечерок. Но так ли это? Не похожа ли Анна Павловна на главнокомандующего войском? Вот она присоединила Пьера и ещё одного гостя, споривших между собой, к общему кружку, чтоб не слишком громко разговаривали; вот она напала на Пьера за его смелые заявления; вот она готовит заговор: хочет женить Анатоля на двоюродной сестре княгини Болконской. Как видим, есть сходство с военными действиями. Прав Андрей Болконский, говоря о светских женщинах, как о врагах, ведь они стремятся мужчин сделать своими пленниками: «как скованный колодник, теряешь всякую свободу». Светские женщины – это эгоистки, совершенно равнодушные к желаниям и стремлениям других людей, ведущие войну, порабощая и лишая свободы и воли.
Далее следует эпизод «Именины у Ростовых». Как приветливо и свободно происходит здесь общение! Смех и веселье царит в этом доме. Собираются гости, и хозяин приветствует всех одинаково приветливо, несмотря на чины и звания. Мы знаем, что семья стеснена в средствах, однако же Ростовы с готовностью помогают бедной родственнице деньгами. Если у Шерер споры между гостями воспринимаются с ужасом, то граф Ростов, наоборот, наслаждается живой и эмоциональной речью спорщиков, а вокруг собираются люди, с интересом слушают. У молодёжи свои дела, и тут проявляются разные характеры. Например, мы впервые встречаемся с Наташей и её сестрой Верой. Это совершенно противоположные натуры: Вера жестоко обращается с Соней, а Наташа плачет вместе с подругой, увидав её рыдающей. Наташа – чудо, непосредственная, естественная, искренняя, эта девочка всех умеет развеселить и успокоить, недаром её любят окружающие. Даже грозная Марья Дмитриевна прощает смелой и озорной девчонке шалости. Таково добро – состояние души, когда забываешь о своих принципах и правилах, прощаешь тому, кого любишь, все дерзости.
Итак, всего лишь два начальных эпизода гениального произведения, а мы уже видим, что состояние войны – это стремление навязать окружающим свою волю, подчинить себе всех, кто рядом. Такое поведение является злом, ведь люди страдают и мучаются от захватнической тактики общения. А добро – это состояние мира, в котором царит любовь, когда не жаль дать денег, даже если у самих мало, когда разрешается свободно сказать всё, что придёт на ум, когда приветствуют гостей без различий и чинов. Если каждый из нас построит свою жизнь, руководствуясь идеалами добра, то и войн никаких не будет на Земле.