19 октября 2016
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Оценивание итогового сочинения в вузах
Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.
Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
| Критерии оценивания | Баллы |
| К1. Соответствие теме | |
| Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. | 2 |
| Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. | 1 |
| Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. |
0 |
| К2. Аргументация. Привлечение литературного материала | |
| Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выбор литературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) |
2 |
| Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения, и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. |
1 |
| сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала. |
0 |
| К3. Композиция | |
| Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли. | 2 |
| Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль не развивается. |
1 |
| Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть. | 0 |
| К4. Качество речи | |
| Сочинение характеризуется точностью выражения мысли,, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов. | 2 |
| Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. | 1 |
| Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 |
| К5. Оригинальность сочинения | |
| Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля. | 1 |
| В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля. | 0 |
| К6. Речевые нормы | |
| Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки. | 2 |
| Допущено 3–4 речевые ошибки. | 1 |
| Допущено 5 и более речевых ошибок. | 0 |
| К7. Орфографические нормы | |
| Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. | 3 |
| Допущено 2–3 орфографические ошибки. | 2 |
| Допущено 4–5 орфографических ошибок. | 1 |
| Допущено более 5 орфографических ошибок. | 0 |
| К8. Пунктуационные нормы | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка. | 3 |
| Допущено 2–3 пунктуационные ошибки. | 2 |
| Допущено 4–5 пунктуационных ошибок. | 1 |
| Допущено более 5 пунктуационных ошибок. | 0 |
| К9. Грамматические нормы | |
| Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка. | 2 |
| Допущено 2–3 грамматические ошибки. | 1 |
| Допущено 4 и более грамматических ошибок. | 0 |
| К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале | |
| Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
| Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале. | 0 |
| МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | 20 |
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
| Отметка по десятибалльной системе | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| Первичный балл | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18 | 19 | 20 |