15 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Таблица с перечнем возможных смысловых связей между примерами-иллюстрациями
Критерий К2 → Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста.
Источник: Методические материалы ФИПИ для предметных комиссий.
ру-пр25.pdf
К типичным ошибкам экзаменуемых при выявлении смысловой связи относятся:
→ сопоставление логически несопоставимых примеров-иллюстраций;
→ подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка экзаменуемого «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь;
→ подмена анализа смысловой связи общими словами, например: Примеры дополняют друг друга и помогают понять проблему / Примеры связаны между собой и указывают на важность проблемы / Примеры связаны одной мыслью и отвечают на один и тот же вопрос / Связь между примерами очевидна, и она позволяет сделать вывод о…
Таблица оценивания по критерию К2
Все критерии оценивания сочинения: 4ege.ru/russkiy/71319-k...
Источник: Методические материалы ФИПИ для предметных комиссий.
ру-пр25.pdf
Виды смысловых связей разнообразны и не ограничиваются перечнем, представленным ниже. Предложенный в таблице материал не является догмой, прямым руководством к действию экзаменуемых.
№ | Связь между примерами-иллюстрациями | Сущность |
1. | Противопоставление | Одно явление противоположно другому явлению |
2. | Уступительные отношения | Одно явление происходит вопреки другому явлению |
3. | Сопоставление | Одно явление сравнивается с другим явлением |
4. | Аналогия | Одно явление похоже на другое явление |
5. | Дополнение | Одно явление служит добавлением к другому явлению для создания целостного образа, картины |
6. | Причинно-следственные отношения | Одно явление представляет собой причину, а другое явление – следствие |
7. | Указание на цель | Одно явление представляет собой цель, а другое явление – средство её достижения или процесс реализации цели |
8. | Указание на условие | Одно явление выступает условием для другого явления |
9. | Детализация (конкретизация, уточнение, иллюстрация) | Одно явление более подробно показывает то, что было представлено в другом явлении |
10. | Пояснение | Одно явление делает более понятным другое явление |
11. | Выделение | Одно явление подчёркивает главное (важное) в другом явлении |
12. | Обобщение | Одно явление в более обобщённом виде пред-ставляет другое явление |
13. | Заключение (вывод) | Одно явление представляет собой логический итог другого явления |
14. | Подтверждение (аргументация, обоснование) | Одно явление доказывает существование другого явления |
15. | Определение | Одно явление обозначает ключевое понятие другого явления |
14. | Объяснение | Одно явление растолковывает другое явление, обращаясь к его сущности, устройству, функции и т.д. |
К типичным ошибкам экзаменуемых при выявлении смысловой связи относятся:
→ сопоставление логически несопоставимых примеров-иллюстраций;
→ подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка экзаменуемого «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь;
→ подмена анализа смысловой связи общими словами, например: Примеры дополняют друг друга и помогают понять проблему / Примеры связаны между собой и указывают на важность проблемы / Примеры связаны одной мыслью и отвечают на один и тот же вопрос / Связь между примерами очевидна, и она позволяет сделать вывод о…
1. Если экзаменуемый при комментировании авторской позиции только указал, но не пояснил в достаточном объёме смысловую связь между приведёнными примерами-иллюст-рациями, то пояснение смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда со стороны участника экзамена предпринята попытка пояснить некую смысловую связь, но при этом она чётко не указана в виде логического понятия.
2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но пояснение смысловой связи осуществлено правильно, то подобное расхождение оцени-вается на основании критерия К2. Иными словами, пояснение смысловой связи признаётся несостоявшимся.
3. Пояснение указанной смысловой связи композиционно может быть расположено в лю-бой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-ил-люстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.
2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но пояснение смысловой связи осуществлено правильно, то подобное расхождение оцени-вается на основании критерия К2. Иными словами, пояснение смысловой связи признаётся несостоявшимся.
3. Пояснение указанной смысловой связи композиционно может быть расположено в лю-бой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-ил-люстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.
Таблица оценивания по критерию К2
Баллы | Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям | Пояснение указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями | Опора на исходный текст |
3 | к 2 примерам-иллюстрациям | есть | есть |
2 | к 2 примерам-иллюстрациям | нет | |
1 | только к 1 примеру-иллюстрации | не может быть | |
0 | только к 1 примеру-иллюстрации, но с концептуальной фактической ошибкой | не может быть | |
нет | не может быть | ||
вместо комментария дан простой пересказ исходного текста | |||
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | |||
позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исход-ного текста не прокомментирована | |||
нет |
Все критерии оценивания сочинения: 4ege.ru/russkiy/71319-k...