Русский язык
Пробники | Видеоуроки | Сочинения | Демоверсия | Итоговое сочинение
+6
15 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Таблица с перечнем возможных смысловых связей между примерами-иллюстрациями

Русский
Критерий К2 → Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста.

Источник: Методические материалы ФИПИ для предметных комиссий.
ру-пр25.pdf

Виды смысловых связей разнообразны и не ограничиваются перечнем, представленным ниже. Предложенный в таблице материал не является догмой, прямым руководством к действию экзаменуемых.


Связь между примерами-иллюстрациями Сущность
1. Противопоставление Одно явление противоположно другому явлению
2. Уступительные отношения Одно явление происходит вопреки другому явлению
3. Сопоставление Одно явление сравнивается с другим явлением
4. Аналогия Одно явление похоже на другое явление
5. Дополнение Одно явление служит добавлением к другому явлению для создания целостного образа, картины
6. Причинно-следственные отношения Одно явление представляет собой причину, а другое явление – следствие
7. Указание на цель Одно явление представляет собой цель, а другое явление – средство её достижения или процесс реализации цели
8. Указание на условие Одно явление выступает условием для другого явления
9. Детализация (конкретизация, уточнение, иллюстрация) Одно явление более подробно показывает то, что было представлено в другом явлении
10. Пояснение Одно явление делает более понятным другое явление
11. Выделение Одно явление подчёркивает главное (важное) в другом явлении
12. Обобщение Одно явление в более обобщённом виде пред-ставляет другое явление
13. Заключение (вывод) Одно явление представляет собой логический итог другого явления
14. Подтверждение (аргументация, обоснование) Одно явление доказывает существование другого явления
15. Определение Одно явление обозначает ключевое понятие другого явления
14. Объяснение Одно явление растолковывает другое явление, обращаясь к его сущности, устройству, функции и т.д.



К типичным ошибкам экзаменуемых при выявлении смысловой связи относятся:

→ сопоставление логически несопоставимых примеров-иллюстраций;

→ подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка экзаменуемого «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь;

→ подмена анализа смысловой связи общими словами, например: Примеры дополняют друг друга и помогают понять проблему / Примеры связаны между собой и указывают на важность проблемы / Примеры связаны одной мыслью и отвечают на один и тот же вопрос / Связь между примерами очевидна, и она позволяет сделать вывод о…


1. Если экзаменуемый при комментировании авторской позиции только указал, но не пояснил в достаточном объёме смысловую связь между приведёнными примерами-иллюст-рациями, то пояснение смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда со стороны участника экзамена предпринята попытка пояснить некую смысловую связь, но при этом она чётко не указана в виде логического понятия.

2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но пояснение смысловой связи осуществлено правильно, то подобное расхождение оцени-вается на основании критерия К2. Иными словами, пояснение смысловой связи признаётся несостоявшимся.

3. Пояснение указанной смысловой связи композиционно может быть расположено в лю-бой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-ил-люстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.



Таблица оценивания по критерию К2

Баллы Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям Пояснение указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями Опора на исходный текст
3 к 2 примерам-иллюстрациям есть есть
     
2 к 2 примерам-иллюстрациям нет
     
1 только к 1 примеру-иллюстрации не может быть
     
0 только к 1 примеру-иллюстрации, но с концептуальной фактической ошибкой не может быть
нет не может быть
вместо комментария дан простой пересказ исходного текста
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исход-ного текста не прокомментирована
  нет



Все критерии оценивания сочинения: 4ege.ru/russkiy/71319-k...
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.