Русский язык
Пробники | Видеоуроки | Сочинения | Демоверсия | Итоговое сочинение
0
14 января 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Таблица с перечнем возможных смысловых связей между примерами-иллюстрациями

Русский
Критерий К2.

Источник: Методические материалы ФИПИ для предметных комиссий.
russki_yazyk_mr_ege_2024.pdf

Виды смысловых связей разнообразны и не ограничиваются перечнем, представленным ниже. Предложенный в таблице материал не является догмой, прямым руководством к действию экзаменуемых.


Связь между примерами-иллюстрациями Вопросы
1. Детализация (конкретизация, уточнение) Какие подробности приводятся во втором примере-иллюстрации'?
2. Обобщение Под какое общее понятие подводятся поступки героя, о которых говорится в первом примере-иллюстрации?
3. Указание на причину По какой причине происходят события, о которых рассказано в первом примере- иллюстрации?
4. Указание на следствие И что из этого следует?
5. Указание на условие При каких условиях это возможно?
6. Указание на уступку Что происходит вопреки сложившимся обстоятельствам?
7. Подтверждение Как это подтверждается автором?
8. Объяснение Чем это можно объяснить?
9. Определение Что обозначает ключевое понятие, отмеченное в первом примере- иллюстрации?
10. Аналогия Чем похожи примеры-иллюстрации?
И. Выделение Что автор отмечает в первую очередь?
12. Сопоставление С чем это сравнивается?
13. Противопоставление Чему это противопоставлено?
14. Вывод, заключение К какому выводу мы приходим?
И другие...



К типичным ошибкам экзаменуемых при выявлении смысловой связи относятся:

→ сопоставление логически несопоставимых примеров-иллюстраций;

→ подбор примеров-иллюстраций, не относящихся к одной проблеме, и попытка экзаменуемого «притянуть» к ним ту или иную смысловую связь;

→ подмена анализа смысловой связи общими словами, например: Примеры дополняют друг друга и помогают понять проблему / Примеры связаны между собой и указывают на важность проблемы / Примеры связаны одной мыслью и отвечают на один и тот же вопрос / Связь между примерами очевидна, и она позволяет сделать вывод о…

1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается. То же самое касается ситуации, когда смысловая связь проанализирована, но не указана.

2. Если неправильно указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, но анализ смысловой связи осуществлён правильно, то подобное расхождение оценивается по критерию К2. Иными словами, анализ смысловой связи признаётся несостоявшимся.

3. Анализ указанной смысловой связи композиционно может быть расположен в любой из частей сочинения: после второго примера-иллюстрации; между примерами-иллюстрациями; перед первым примером-иллюстрацией.



Таблица оценивания по критерию К2

Баллы Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям Анализ указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями Опора на исходный текст
3 к 2 примерам-иллюстрациям есть есть
     
2 к 2 примерам-иллюстрациям нет
     
1 только к 1 примеру-иллюстрации не может быть
     
0 только к 1 примеру-иллюстрации, но с концептуальной фактической ошибкой не может быть
нет не может быть
вместо комментария дан простой пересказ исходного текста
вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
проблема исходного текста не прокомментирована
  нет


Все критерии оценивания сочинения: 4ege.ru/russkiy/68379-k...
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.