Изобразительно-выразительные средства русского языка
srv.docx
srv.pdf
Термин | Определение | Примеры |
Аллегория (иносказание) |
Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. |
В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости. |
Анафора (единоначатие) |
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. |
Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как. |
Антитеза (противопоставление) |
Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п. |
Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. |
Швед, русский – колет, рубит, режет, |
Гипербола (преувеличение) |
Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. |
В сто сорок солнц закат пылал, |
Градация | Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. |
Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург). |
Инверсия | Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. |
Выткался на озере алый свет зари. |
Ирония (скрытая насмешка) |
Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. |
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). |
Литота | Преуменьшение предмета (обратная гипербола) |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов) |
Метафора | Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора. |
В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). |
Многосоюзие | Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал |
Оксюморон (оксиморон) |
Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) |
Но красоты их безобразной |
Олицетворение | Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. |
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. |
Что ищет он в стране далекой? |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. |
Боюсь гостиниц. Может, потому, |
Перифраз (перифраза) |
Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. |
Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления |
Есть ли смысл обманывать себя? |
Риторическое обращение | Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту. |
О вещая душа моя! |
Сравнение | Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. |
Как дерево роняет тихо листья, |
Развернутое сравнение | Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как). |
Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар. |
Умолчание | Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. |
С тобой летят, летят часы, |
Эллипсис | Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. |
Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, |
Эпитет | Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями. |
Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин). |
Эпифора (концовка) |
Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. |
Милый друг, и в этом тихом доме |