17 октября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Самостоятельная работа по разделу «Познание»
2 варианта по 15 заданий.
Познание.docx
Познание.pdf
1. Познание — это процесс:
а) преобразования мира в соответствии с потребностями человека;
б) передачи культурного опыта от поколения к поколению;
в) приобретения и развития знаний о мире и самом себе;
г) создания художественных образов действительности.
2. К формам чувственного познания относится:
а) суждение;
б) ощущение;
в) понятие;
г) умозаключение.
3. Критерием истины, согласно которому истинность знания подтверждается его практической применимостью, является:
а) соглашение ученых;
б) прагматизм;
в) принцип верификации;
г) авторитет.
4. Какая из перечисленных характеристик НЕ относится к научному познанию:
а) доказательность;
б) систематичность;
в) опора на веру;
г) объективность.
5. Утверждение: «Все лебеди белы» — является примером:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) объективной истины;
г) заблуждения.
6. Какой метод научного познания предполагает исследование явлений в контролируемых и управляемых условиях?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) моделирование.
7. Форма рационального познания, представляющая собой мысль, утверждающую или отрицающую что-либо о предмете, — это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) восприятие.
8. Какая из перечисленных форм познания в первую очередь обращена к эмоционально-образному восприятию мира?
а) научное;
б) художественное;
в) обыденное;
г) религиозное.
9. Восстановите логическую цепочку этапов познания:
Ощущение → __________ → Представление → Понятие → __________ → Умозаключение.
10. Заполните пропуск в определении.
«__________ истина — это знание, которое точно и полно отражает свойства изучаемого объекта и которое не может быть опровергнуто в будущем».
11. Установите соответствие между формами познания и их характерными чертами.
Форма познания
1. Научное
2. Обыденное
3. Религиозное
4. Художественное
Черта
А) Опора на веру в сверхъестественное
Б) Создание обобщенных теорий и доказательство гипотез
В) Формирование знаний на основе жизненного опыта и традиций
Г) Отражение мира через систему художественных образов
12. Назовите метод теоретического уровня научного познания, который предполагает мысленное или практическое разложение объекта на составные элементы.
13. Раскройте на примере взаимосвязь чувственного и рационального познания. Почему их единство необходимо для получения полного знания?
14. Объясните, почему практика, будучи основным критерием истины, не является абсолютным и единственным критерием. Приведите два аргумента.
15. Прочитайте высказывание и выполните задание.
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». (Н.А. Рубакин)
Какой вид познания — социальный или самопознание — в наибольшей степени связан с самообразованием? Свой ответ аргументируйте, используя понятия по теме.
Ответы
1-в,
2-б,
3-б,
4-в,
5-б,
6-б,
7-б,
8-б.
9. Восприятие; Суждение.
10. Абсолютная.
11. 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г.
12. Анализ.
13. Примерный ответ: Чувственное познание дает нам непосредственную информацию о мире (например, мы видим яркий свет – ощущение). Рациональное познание обрабатывает эту информацию, позволяя понять ее суть (например, мы понимаем, что это свет – понятие, и делаем вывод, что включили лампу – умозаключение). Без чувственного опыта рациональному нечего обрабатывать, а без рационального осмысления чувственные данные остаются хаотичными и неосознанными.
14. Примерный ответ:
Аргумент 1: Не все теории и гипотезы можно проверить на практике в данный момент (например, гипотезы о строении Вселенной в древности).
Аргумент 2: Практика исторически ограничена и зависит от уровня развития техники (например, во времена Галилея не было инструментов, чтобы подтвердить его идеи).
15. Примерный ответ: В наибольшей степени самообразование связано с самопознанием. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность человека, в ходе которой он не только приобретает новые знания (социальное познание), но и лучше узнает свои способности, интересы, сильные и слабые стороны, то есть познает самого себя. Этот процесс требует самонаблюдения, самоанализа (методы рационального познания) и формирования представления о себе как о личности.
Автор: Юрьева Т.В.
Познание.docx
Познание.pdf
1. Познание — это процесс:
а) преобразования мира в соответствии с потребностями человека;
б) передачи культурного опыта от поколения к поколению;
в) приобретения и развития знаний о мире и самом себе;
г) создания художественных образов действительности.
2. К формам чувственного познания относится:
а) суждение;
б) ощущение;
в) понятие;
г) умозаключение.
3. Критерием истины, согласно которому истинность знания подтверждается его практической применимостью, является:
а) соглашение ученых;
б) прагматизм;
в) принцип верификации;
г) авторитет.
4. Какая из перечисленных характеристик НЕ относится к научному познанию:
а) доказательность;
б) систематичность;
в) опора на веру;
г) объективность.
5. Утверждение: «Все лебеди белы» — является примером:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) объективной истины;
г) заблуждения.
6. Какой метод научного познания предполагает исследование явлений в контролируемых и управляемых условиях?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) моделирование.
7. Форма рационального познания, представляющая собой мысль, утверждающую или отрицающую что-либо о предмете, — это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) восприятие.
8. Какая из перечисленных форм познания в первую очередь обращена к эмоционально-образному восприятию мира?
а) научное;
б) художественное;
в) обыденное;
г) религиозное.
9. Восстановите логическую цепочку этапов познания:
Ощущение → __________ → Представление → Понятие → __________ → Умозаключение.
10. Заполните пропуск в определении.
«__________ истина — это знание, которое точно и полно отражает свойства изучаемого объекта и которое не может быть опровергнуто в будущем».
11. Установите соответствие между формами познания и их характерными чертами.
Форма познания
1. Научное
2. Обыденное
3. Религиозное
4. Художественное
Черта
А) Опора на веру в сверхъестественное
Б) Создание обобщенных теорий и доказательство гипотез
В) Формирование знаний на основе жизненного опыта и традиций
Г) Отражение мира через систему художественных образов
12. Назовите метод теоретического уровня научного познания, который предполагает мысленное или практическое разложение объекта на составные элементы.
13. Раскройте на примере взаимосвязь чувственного и рационального познания. Почему их единство необходимо для получения полного знания?
14. Объясните, почему практика, будучи основным критерием истины, не является абсолютным и единственным критерием. Приведите два аргумента.
15. Прочитайте высказывание и выполните задание.
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». (Н.А. Рубакин)
Какой вид познания — социальный или самопознание — в наибольшей степени связан с самообразованием? Свой ответ аргументируйте, используя понятия по теме.
Ответы
1-в,
2-б,
3-б,
4-в,
5-б,
6-б,
7-б,
8-б.
9. Восприятие; Суждение.
10. Абсолютная.
11. 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г.
12. Анализ.
13. Примерный ответ: Чувственное познание дает нам непосредственную информацию о мире (например, мы видим яркий свет – ощущение). Рациональное познание обрабатывает эту информацию, позволяя понять ее суть (например, мы понимаем, что это свет – понятие, и делаем вывод, что включили лампу – умозаключение). Без чувственного опыта рациональному нечего обрабатывать, а без рационального осмысления чувственные данные остаются хаотичными и неосознанными.
14. Примерный ответ:
Аргумент 1: Не все теории и гипотезы можно проверить на практике в данный момент (например, гипотезы о строении Вселенной в древности).
Аргумент 2: Практика исторически ограничена и зависит от уровня развития техники (например, во времена Галилея не было инструментов, чтобы подтвердить его идеи).
15. Примерный ответ: В наибольшей степени самообразование связано с самопознанием. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность человека, в ходе которой он не только приобретает новые знания (социальное познание), но и лучше узнает свои способности, интересы, сильные и слабые стороны, то есть познает самого себя. Этот процесс требует самонаблюдения, самоанализа (методы рационального познания) и формирования представления о себе как о личности.