Итоговое сочинение → Разделы | Критерии | Подготовка | Примеры
0
17 декабря 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Как Вы относитесь к тому, что в художественной литературе на историческую тему есть отступления от фактов?

Сочинение
Образец итогового сочинения.

Любое литературное произведение субъективно и не имеет цели передать историческую правду. Конечно, многие писатели обращались к тем или иным событиям прошлого и выдающимся личностям, однако это не значит, что можно ставить знак равенства между реальной жизнью и художественным вымыслом. Любой автор имеет право приукрашивать или додумывать факты, ведь он создаёт не учебник по истории. Главное, чтобы читатель понимал это и видел разницу между человеком и литературным героем. Чтобы это доказать, обращусь к примерам.

Так, исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» посвящён крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва. В книге действуют реально существовавшие личности, но в то же время в ней появляются и вымышленные персонажи, что закономерно для литературы. Обо всём происходящем мы узнаём от выдуманного А.С. Пушкиным Петра Гринёва, который на протяжении своего жизненного пути неоднократно сталкивается с Пугачёвым. Этот литературный герой считается одним из самых неоднозначных в романе. С одной стороны, у него благородная цель – отстоять права и свободы крестьян, а с другой – средства, которые он выбирает для её достижения, неприемлемы. Гринёв много раз убеждался в доброте Пугачёва, его умении сочувствовать, но он так и не смог принять его сторону. Авторская позиция раскрывается в калмыцкой сказке об орле и вороне: жить разбоем и убийствами, по мнению Петра Гринёва, это то же самое, что клевать мертвечину. Но даже в жестоком человеке А.С. Пушкин увидел луч света, и это, конечно, не более чем художественный вымысел. Настоящий Пугачёв едва ли спасал дворянина из-за заячьего тулупа или помогал его возлюбленной освободиться из плена. А.С. Пушкин художественно перерабатывает историческую правду и, как и подобает писателю, многое додумывает.

Такую же работу с историей мы видим и в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Автор создаёт яркий портрет Наполеона Бонапарта, делая акцент на его круглом животе и коротких ногах. Л.Н. Толстой всеми силами пытается вызвать у читателя отвращение к этому человеку. Наполеон в его изображении совсем не кажется великим полководцем, а скорее эгоистичным, высокомерным и тщеславным. Война для него не более чем игра в шахматы, и он даже не задумывается о солдатах, отдающих жизни на поле боя. Известно, что Л.Н. Толстой в данном случае несколько искажает правду, ставя перед собой задачу создать образ главного антагониста в романе. Кутузов же, напротив, вызывает у читателя симпатию, ведь автор идеализирует его образ, подчёркивая отеческую привязанность к бойцам и честность перед самим собой и другими. Итак, отступления от фактов необходимы Л.Н. Толстому, так как они двигают сюжет.

Таким образом, в художественной литературе на историческую тему допустимы некоторые отступления, если они помогают раскрыть авторский замысел и умело вплетаются в сюжетную канву.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.