0
23 июля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Учитель на перекрёстках российского рынка труда — 2025

Образование
В представленном аналитическом докладе анализируются изменения, которые произошли с профессией учителя в последние годы, комплексно описываются количественные и качественные характеристики учительских кадров, их положение и условия труда, перспективы развития и возникающие барьеры. Доклад построен на основе данных из различных источников, в первую очередь официальных статистических и административных, призванных дать всестороннее и объективное представление о существующих тенденциях.

Учитель.pdf

→ В общеобразовательных организациях Российской Федерации в 2024/2025 учебном году работает 1132,5 тыс. учителей, среди которых 63,5 тыс. (5,6%) внешних совместителей и учителей, работающих по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).

→ В общей численности работников школ доля учителей составляет 49,7%.

→ Общий тренд численности учителей в России за период с 2016 по 2024 г. нельзя назвать стабильным. Для его первой половины характерен небольшой, но устойчивый рост численности учительских кадров в стране, но с 2020 г. начинается снижение, которое, по ежегодным оценкам, не превышает 1% в год.

→ За период с 2016 по 2024 г. педагогическая (учебная) нагрузка учителей в среднем по России выросла с 1,2 до 1,44 ставки. Для учителей городских школ произошло увеличение педагогической нагрузки за этот период с 1,23 до 1,48 ставки, для сельских учителей — с 1,15 до 1,36 ставки.

→ Наибольшее количество молодёжи в возрасте до 35 лет среди рассматриваемых учительских специальностей наблюдается в числе учителей информатики.

→ 51,3% занятых выпускников бакалавриата и специалитета и 61,4% занятых выпускников магистратуры работают в сфере образования. Однако этот показатель нетождествен работе в школе и включает как работу в системе общего образования, так и занятость в вузах, колледжах и сфере дополнительного образования. Среди занятых выпускников бакалавриата и специалитета всего 30,3% работают в начальном, основном или среднем общем образовании, еще 13,4% — в дошкольном образовании. Среди выпускников магистратуры несколько выше доля занятых в школе (34,8%), но ниже — в дошкольных организациях (9%).

→ 22% выпускников-педагогов обладают статусом ИП или самозанятого, но только для 9,8% выпуска этот статус является единственным, т.е. не совмещен с работой по трудовому договору или договору ГПХ, из них 2% являются ИП, остальные — самозанятые.

→ Уровень дохода выпускников-педагогов, трудоустроенных в школах, часто даже опережает заработную плату выпускников, работающих за пределами образования. В среднем заработная плата выпускников бакалавриата и специалитета, работающих за пределами образования, составляет 62,3 тыс. руб., среди работающих в образовании — 60,2 тыс. руб., причём среди занятых в школе средний уровень вознаграждения выше и составил в 2024 г. 66,1 тыс. руб.

→ За период с 2016 по 2024 г. доля свободных вакансий в России практически не менялась в пределах статистической погрешности от 2,8 до 3,4%.

→ Относительно более высокие показатели доли вакансий присутствуют по таким предметам, как информатика (3,6%), физика и химия (по 3,5%). Доля свободных вакансий ниже среди учителей начальных классов (2%), математики, географии и биологии (по 2,9%). Однако если учитывать только штатных сотрудников и не учитывать внешних совместителей и учителей, работающих по договорам ГПХ, ситуация существенно меняется: доля незанятых ставок увеличивается в среднем по стране до 7,4%, а среди учителей химии превышает 9%.

Источник: lirt.hse.ru
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.