1 марта 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Сочинения 4 и 9 в ЕГЭ по литературе
Думаю, каждый знает, что ЕГЭ по литературе состоит не только из тестовой части, но и пяти сочинений, которые очень дорогие по баллам. Чтобы ошибок стало меньше и сочинения перестали быть чем-то очень страшным, я решила написать ту структуру, которой пользуюсь сама.
Автор: Кристина Невзорова | vk.com/viainfinitum
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Учитывая, что это всё же сочинение с ответом на вопрос по тексту, вступление должно содержать: обобщенный ответ на вопрос, перефразированный вопрос или может отсутствовать вовсе. В последнее время начала писать без вступления и ничего не потеряла.
ВОПРОС: "В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?"
ПРИМЕР ВСТУПЛЕНИЯ: "В данном стихотворении А.А. Блок обращается к социальной теме, изображая рабочих на фабрике."
То есть вступление - это просто перефразированное предложение из вопросительного в повествовательное.
Клише, которыми можно воспользоваться: "В приведенном фрагменте\стих-и автор затрагивает\обращается к теме ...", "В данном произ-и содержатся черты ...", "Данный фрагмент раскрывает ..." и тд в зависимости от формулировки вопроса.
2. НА КАЖДОЕ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 2 ТЕЗИСА
Больше не нужно, меньше тоже.
Каждый из тезисов - это некий "аргумент", которые доказывает то, о чем говорится во вступлении. Можно использовать слова "во-первых" и "во-вторых", но! за ними обязательно должен идти ваш тезис.
Они должны отличаться друг от друга по содержанию и редко допускаются схожие формулировки.
Пример 1 тезиса: "Автор не дает четкого описания хозяину, описывая его следующими фразами: "недвижный кто-то, \ чёрный кто-то". А эпитет "медный голос" говорит о силе, при помощи который этот человек управляет рабочими. "
То есть я, анализируя стихотворение, раскрываю образ "угнетателя" рабочих, того, кто ими руководит.
Пример 2 тезиса: "Образ народа более четкий, чем образ хозяина, который призывает их "согнуть измученные спины". Люди подчиняются той неведомой силе, которой обладает этот человек. Над ними смеются и потешаются, их обманывают ("и в жолтых окнах засмеются, \ что этих нищих провели"), однако они не могут ничего возразить и продолжают выполнять свою работу."
Второй тезис отличается от первого по содержанию, ибо здесь я раскрываю уже образ народа.
Аналогично и с прозой, которую писать гораздо проще, чем лирику.
3. ВЫВОД
В выводе мы обобщаем всё вышесказанное, можно взять строчку из вступления, однако! она должна быть перефразирована и не повторяться точь-в-точь.
ПРИМЕР: "Таким образом, А.А. Блок передает угнетение рабочих. Автор противопоставляет народу силу, которой он не в силах противостоять и которая повелевает всеми, но не имеет четкого облика."
НЕБОЛЬШИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Во-первых, отвечая на вопрос, следим за речью. Все повторы слов, неверные употребления слов и пр. - речевые ошибки, на которых можно потерять баллы! Если внимательно читать текст, а желательно вслух, пока есть такая возможность, то их легко заметить.
2. Во-вторых, постоянно задаем себе вопрос "Я ответил на вопрос?". Не уходим в лишние рассуждения, не вдаемся в пересказ, не пишем про историю создания. Льем воду - теряем баллы на раскрытии. Как правило, в сочинениях ответ должен быть четким и точно по теме, не уходить от темы. Если хотите пример "неудачного" сочинения, то я могу попробовать найти.
3. В-третьих, ЦИТАТЫ. Запомнить их сложно, аргументировать ими сложно. Когда пишешь сочинение 4\9, цитаты нужно брать из текста. То есть, тезис - цитата. Она будет подтверждать то, о чем мы написали и доказывать наши слова.