16 января 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Эволюция качества математического образования 1931 - 2009 гг.
Оценка качества математического образования с 1931 года.
Автор: Костенко Игорь Петрович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики - 1 Ростовский государственный университет путей сообщения, филиал в г. Краснодар.
Главной характеристикой качества математического образования является качество знаний учащихся и, прежде всего, выпускников общеобразовательной школы. Для количественной оценки этого показателя мы используем процент отличных и хороших отметок проверочных работ (экзаменов, тестов) в различных выборках и называем такую оценку кратко качеством-1. Процент отличных, хороших и удовлетворительных отметок, который официально называется “процентом успеваемости”, мы называем качеством-2. Эти проценты до 1970-х гг. оцениваются приближённо (они показаны на рис. 1) путём сопоставления разных данных (результаты массовых официальных контрольных работ, тестов, вступительных экзаменов в вузы, международных исследований, экспертные оценки учителей, методистов, преподавателей высшей школы) и учитывая их согласованность между собой.
После реформы, со второй половины 1970-х гг., трудность экзаменационных заданий и требования к отметкам стали резко снижаться. С этого времени мы не можем достоверно оценить введённые показатели. Но можем установить тенденции их изменения, в частности, по решаемости базовых типов заданий.
Оценка качества-1 2009 г. сделана по выборке первокурсников МАДИ, прошедших контрольное ЕГЭ-тестирование, проведённое преподавателями института. Этот процент (2,4%) согласуется с результатами ЕГЭ по стране: «доля выпускников с хорошими (более 75) и, тем более, отличными (более 90) баллами ничтожно мала». Процент МАДИ согласуется с результатами международного тестирования PISA-2009, – «продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения» обладают 3,6% наших 15-летних школьников.
Аннотация:
Введены показатели качества знаний выпускников школы и сделаны их оценки в разные годы. Построена диаграмма, отражающая динамику изменения этих показателей с 1931 г. по 2009 г. Выявлены факторы, предопределившие непрерывный рост качества образования в период с 1931 г. по 1956 г. Объяснены причины резкого падения качества в период с 1956 по 1960 г., обвального падения в 1978 г. и стагнации в настоящее время.
→ Скачать статью: is-math.pdf
→ Рекомендуем посмотреть: ЕГЭ и агония математики в школе