19 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Примеры тем итогового сочинения
Примерные темы итогового сочинения по разделам и подразделам.
В экзаменационном комплекте будет представлено 6 тем. Необходимо выбрать только одну тему. Образец комплекта тем: 3is.pdf
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
131. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
307. Что такое преступление против самого себя?
405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?
411. Что помогает человеку преодолеть страх?
547. Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
242. Почему в любви важно понимать и прощать?
244. Почему важно уметь сострадать другому?
301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
304. Всегда ли легко различить добро и зло?
312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
345. Как Вы понимаете слова пушкинского героя: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
1.3. Познание человеком самого себя
228. Спорить с судьбой или принимать её?
202. Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?
350. Согласны ли Вы с тем, что изменения в окружающей жизни нужно начинать с себя?
411. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
424. Любовь как путь самопознания.
425. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
1.4. Свобода человека и ее ограничения
129. Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
151. Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
204. Что такое свобода выбора?
503. Чем опасна свобода без ограничений?
545. Свобода и ответственность в жизни человека.
548. Понимать человека или управлять им?
547. Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род, семейные ценности и традиции
324. Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
348. Что связывает Ваших сверстников с поколением отцов и дедов?
349. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
402. Роль родительского наставления в жизни человека.
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
2.2. Человек и общество
127. Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
324. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?
507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
521. Всегда ли общество ценит достойных людей?
522. Может ли один человек изменить общество?
532. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
533. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
209. Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
211. Как влияет на сущность человека война?
227. Как становятся героями на войне?
428. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
501. Что значит быть гражданином?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
308. Чему человек может научиться у природы?
327. Человек – хозяин природы или её часть?
523. Что может дать человеку общение с природой?
527. Почему говорят, что природа не прощает ошибок?
533. Согласны ли Вы с тем, что природа равнодушна к человеку?
3.2. Наука и человек
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
350. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
547. Какая наука, по Вашему мнению, может оказать наибольшее влияние на будущее человечества?
548. Помогает ли технический прогресс человеку стать лучше?
550. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
3.3. Искусство и человек
353. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
423. Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?
527. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
533. Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы?
629. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать искусство?
630. Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
3.4. Язык и языковая личность
429. Должен ли язык искусства быть понятен каждому?
510. Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?
532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
602. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»?
611. В чём сила слова?
612. Как исторические события влияют на изменения в языке?
624. Соблюдение норм речевого этикета, по Вашему мнению, усложняет или упрощает общение?
В экзаменационном комплекте будет представлено 6 тем. Необходимо выбрать только одну тему. Образец комплекта тем: 3is.pdf
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать?
131. Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
307. Что такое преступление против самого себя?
405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?
411. Что помогает человеку преодолеть страх?
547. Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
242. Почему в любви важно понимать и прощать?
244. Почему важно уметь сострадать другому?
301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
304. Всегда ли легко различить добро и зло?
312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
345. Как Вы понимаете слова пушкинского героя: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
1.3. Познание человеком самого себя
228. Спорить с судьбой или принимать её?
202. Как Вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?
350. Согласны ли Вы с тем, что изменения в окружающей жизни нужно начинать с себя?
411. Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
412. Каким может быть путь к познанию самого себя?
424. Любовь как путь самопознания.
425. В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
1.4. Свобода человека и ее ограничения
129. Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
151. Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
204. Что такое свобода выбора?
503. Чем опасна свобода без ограничений?
545. Свобода и ответственность в жизни человека.
548. Понимать человека или управлять им?
547. Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род, семейные ценности и традиции
324. Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
348. Что связывает Ваших сверстников с поколением отцов и дедов?
349. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
402. Роль родительского наставления в жизни человека.
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
2.2. Человек и общество
127. Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
324. Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?
507. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
521. Всегда ли общество ценит достойных людей?
522. Может ли один человек изменить общество?
532. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
533. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
209. Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
211. Как влияет на сущность человека война?
227. Как становятся героями на войне?
428. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
501. Что значит быть гражданином?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
303. Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
308. Чему человек может научиться у природы?
327. Человек – хозяин природы или её часть?
523. Что может дать человеку общение с природой?
527. Почему говорят, что природа не прощает ошибок?
533. Согласны ли Вы с тем, что природа равнодушна к человеку?
3.2. Наука и человек
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
350. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
547. Какая наука, по Вашему мнению, может оказать наибольшее влияние на будущее человечества?
548. Помогает ли технический прогресс человеку стать лучше?
550. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
551. Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
3.3. Искусство и человек
353. Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
423. Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?
527. Можно ли обойтись в жизни без творчества?
533. Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы?
629. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать искусство?
630. Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
3.4. Язык и языковая личность
429. Должен ли язык искусства быть понятен каждому?
510. Почему язык называют величайшим достоянием, богатством народа?
532. Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
602. Как Вы понимаете утверждение А.С. Пушкина: «Чем язык богаче выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»?
611. В чём сила слова?
612. Как исторические события влияют на изменения в языке?
624. Соблюдение норм речевого этикета, по Вашему мнению, усложняет или упрощает общение?