+2
28 мая 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба

Порядок написания итогового сочинения по литературе

Сочинение
1. Вступление. Направление будущих размышлений, подводим к тезису, объясняем ключевые слова, рассуждаем о месте явлений в жизни человека.

2. Тезис. Если тема содержит вопрос, вы отвечаете на него. Если тема повествовательная, расшифровывайте её (как вы понимаете ключевые слова), если тема представляет цитату, объясняете её смысл своими словами. Вступление и тезис можно объединить в один абзац

Для вступления:
• Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям.
• Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…
• Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
• Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит… (некое понятие). Я считаю, что
• Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу…

3. Связка. Это переход от одной мысли к другой.

• В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
• Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
• Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
• Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором …

4. Аргумент 1. Обращение к произведению

• Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
• Тема (…) затрагивается в романе (автор, название).
• Тема (…) раскрывается в произведении (автор, название).
• Проблема (…) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в (название произведения).
• Мысль о необходимости (…) выражена и в романе (автор, название).
• Вспомним героя повести (автор, название).
• Обратимся к роману…(автор, название)

Анализ персонажа

Имя героя, который будет подтверждать ваш тезис.

• Его портрет, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты («маленький», «лишний», «новый человек», нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей (главный, второстепенный, эпизодический, антагонист).
• Характер. Его нравственные характеристики.
• С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как проявляет себя в жизненных ситуациях, с кем или сем происходит конфликт.
• Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
• Мнение автора о герое, его поступках

Для интерпретации произведения или его фрагмента используйте речевые клише, иначе у вас будет не анализ произведения, а его пересказ.

• Автор повествует о…
• Автор описывает…
• Писатель показывает…
• Писатель размышляет о …
• Писатель обращает наше внимание…
• Писатель (имя) заостряет наше внимание на …
• Он акцентирует внимание читателя на …
• Этот поступок героя говорит о …
• Мы видим, что герой поступил так потому, что…
• Автор показывает, к каким последствиям привело …
• Этому поступку/герою автор противопоставляет …
• Писатель осуждает …
• Он ставит нам в пример
• Автор подчёркивает…
• Автор утверждает…

5. Микровывод. Подытожить свои мысли.

• Писатель считает, что …
• Таким образом автор хочет донести до нас мысль о …
• Мы можем прийти к выводу…

6. Связка. Переход от одной мысли к другой.

7. Аргумент 2. (смотри аргумент 1)

8. Микровывод.

9. Заключение. Речевые клише.

• Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
• Невольно напрашивается вывод…
• Таким образом, мы приходим к выводу…
• Итак, можно сделать вывод, что…
• В заключение хочется призвать людей к … Будем помнить о…
• В заключение хочется выразить надежду на то, что …
• Обобщая написанное, хочу сказать, что …
• Все приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
• Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны …
• (Цитата) «…», - писал … . В этих словах выражена мысль о… . Автор текста тоже считает, что …
• К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо …
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses