Русский язык
Пробники | Видеоуроки | Сочинения | Демоверсия | Итоговое сочинение | Теория и практика
+1
Вчера, 13:03
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Средства художественной выразительности

Русский
Теория для выполнения задания 22 ЕГЭ из навигатора самостоятельной подготовки.




Название изобразительно-выразительного средства

Определение понятия

Основные виды

Примеры

Изобразительно-выразительные средства фонетики

1.

Аллитера́ция

Изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных согласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего — стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию, а также для ритмообразования.

Передача конкретных звуков изображаемых явлений

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт)

Отвлечённый звуковой символизм

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно.
(Н.А. Заболоцкий)

2.

Ассона́нс

Изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего — стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию, а также для ритмообразования.

Передача конкретных звуков изображаемых явлений

Буря на море и думы, Много мучительных дум. (А.А. Фет)

Отвлечённый звуковой символизм

Над долиной мглистой в высисиней Чистый-чистый серебристый иней. (А. Белый)

Изобразительно-выразительные средства лексики

3.

Эпи́тет

Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения. Оно помогает автору ярко, запоминающе охарактеризовать предмет, действие или признак.

Имя прилагательное или причастие в функции определения

Закружилась листва золотая (С.А. Есенин) Край ты мой заброшенный (С.А. Есенин)

Наречие (чаще всего в функции обстоятельства)

Что ты жадно глядишь на дорогу? (Н.А. Некрасов)

Имя существительное (чаще всего в функции приложения)

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов)

Постоянный эпитет

Глухо шепчет тёмный лес. (Н.А. Некрасов)

4.

Мета́фора

Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по сходству (аналогии, подобию). Является скрытым сравнением, поэтому легко переделывается в сравнение. Отождествляя явления порой из совершенно разных сфер, оно помогает автору передать картину мира более точно и целостно.

Имя существительное

В каждый гвоздикдушистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А.А. Фет)

Глагол

Писатель часто бывает удивлён, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы .(К.Г. Паустовский)

Метафорический фразеологизм

Дела шли в гору.

Перенос по внешнему сходству цвета, формы, объёма, положения в пространстве и времени и проч.

В дымных тучках пурпур розы. (А.А. Фет)

Перенос по функции (назначению)

Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. (А.С. Пушкин)

Симметричный перенос (например, с предмета на предмет)

В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин)

Асимметричный перенос (например, овеществление как перенос с предмета на человека)

Сердце барахлит.

Развёрнутая метафора

Из кружки на землю я вылил Мутного неба остатки. (Е.М. Винокуров)

5.

Метони́мия

Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по смежности понятий, явлений, предметов, то есть перенос с использованием причинной или иной объективной, реальной связи между понятиями, явлениями, предметами. Метонимические переименования дают возможность автору более кратко и образно сформулировать мысль.

Качественная метонимия:


→ метонимия места;
→ метонимия времени;
→ метонимия средств (орудий, органов);
→ метонимия принадлежности;
→ метонимия материала (вещества);
→ метонимия признака

Весь город уже спал, когда мы приехали. Какой был трудный год! У него очень верный глаз.

Она знает наизусть всего Есенина. У меня в кармане одна медь. Пётр — малый с головой.

Количественная метонимия (сине́кдоха):


→ обозначение целого предмета через наименование его части;
→ обозначение части предмета через наименование целого;
→ употребление собственного имени в значении нарицательного

На заводе не хватает рабочих рук. Его зарыли в шар земной. (С.С. Орлов) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)

Метонимический фразеологизм

У тебя длинный язык.

6.

Олицетворе́ние

Изобразительно-выразительное средство лексики, предполагающее приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам. Уподобление человеку способствует тому, что окружающий мир в устах художника слова будто оживает, обретая человеческие черты.

Олицетворение явлений неорганической природы

Светлое и пресветлое солнце!.. Зачем, господине, простерло ты горячий луч на воинов милого? («Слово о полку Игореве»)

Олицетворение растений и животных

И цветущие кисти черёмух Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Л. Пастернак)

Олицетворение предметов материальной культуры

Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Г. Паустовский)

Олицетворение переживаний и состояний человека

Ну, Горе, пойдём с нами вместе. (Народная сказка)

Олицетворение в составе фразеологизма

Пора посмотреть правде в глаза.

Развёрнутое олицетворение

Зелёная причёска, Девическая грудь, О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд? (С.А. Есенин)

7.

Гипе́рбола

Изобразительно-выразительное средство лексики, заключающееся в намеренном и очевидном для автора и читателя искажении действительности — существенном (чрезмерном, непомерном) преувеличении каких-либо свойств, качеств изображаемого предмета, действия или явления (размера, силы, веса, цвета, количества, интенсивности, значения и др.). Не предполагает введения читателя в заблуждение, а преследует цель подчеркнуть (заострить) ту или иную деталь в описании, повысить эстетическую экспрессивность текста.

Преувеличение размера, веса предмета

И сосна до звезды достаёт. (О.Э. Мандельштам)

Преувеличение количества, охвата чего-либо

Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему. (А.С. Грибоедов)

Преувеличение интенсивности процесса, проявления силы чего-либо

Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков. (А.С. Грибоедов)

Преувеличение значения и значимости явления, человека

Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен! (М.В. Ломоносов)

Гипербола в составе фразеологизма

Мы работали до седьмого пота.

Развёрнутая гипербола

Позавтракав как следует, Гаргантюа отправлялся в церковь… В церкви отстаивали 26 или 30 обеден… Далее… он садился за стол и, будучи по природе флегматиком, начинал свой обед с нескольких дюжин окороков, копчёных языков и колбасы, икры и других закусок… В это время четверо слуг один за другим непрерывно кидали ему в рот полными лопатками горчицу. (Ф. Рабле)

8.

Лито́та

Изобразительно-выразительное средство лексики, заключающееся в намеренном и очевидном для автора и читателя искажении действительности — существенном (чрезмерном, непомерном) преуменьшении каких-либо свойств, качеств изображаемого предмета, действия или явления (размера, силы, веса, цвета, количества, интенсивности, значения и др.). Литоту часто называют «обратной гиперболой». Литота помогает автору усилить впечатление от изображаемой картины или, наоборот, смягчить проявление тех или иных качеств.

Преуменьшение размера, веса предмета

Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.В. Гоголь)

Преуменьшение количества, охвата чего-либо

Шалун уж заморозил пальчик. (А.С. Пушкин)

Преуменьшение интенсивности процесса, проявления силы чего-либо

Андерсен знал, что можно… любить… каждую её потерянную ресницу, каждую пылинку на её платье. (К.Г. Паустовский)

Преуменьшение значения и значимости явления, человека

Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (Н.А. Некрасов)

Литота в составе фразеологизма

Теперь мне море по колено!

Развёрнутая литота

Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек — крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него — лук и стрела, за спиной — колчан. А сам он всего в три пальца ростом. (Дж. Свифт)

9.

Сравнение

Изобразительно-выразительное средство лексики, основу которого составляет прямое (непосредственное) сопоставление (сближение) одного предмета, явления (субъекта сравнения) с другим предметом, явлением (объектом сравнения) при наличии каких-либо общих признаков (основа сравнения). Присутствие в сравнении двух представленных в тексте элементов является обязательным условием. При этом общий признак упоминается далеко не всегда. Цели сравнения — придать описанию наглядность, выявить в картине действительности новые важные свойства.

Союзные сравнения (присоединяются при помощи сравнительных союзов как, как бы, будто, как будто, словно, точно, что, чем):


→ сравнительный оборот;
→ сравнительное придаточное;
→ сравнение, оформленное в отдельном предложении

Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота. (А.П. Чехов)

Шёл Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому люду. (М. Горький)

Дети же во вторжении большого кучера в их область не видели ничего странного: пусть играет, лишь бы не дрался! Точно так маленькие собаки не видят ничего странного, когда в их компанию затёсывается какой-нибудь большой, искренний пёс и начинает играть с ними. (А.П. Чехов)

Бессоюзные сравнения:


→ сравнение, выражаемое при помощи сравнительных предлогов подобно, наподобие, вроде;
→ сравнение, выражаемое при помощи сравнительных частиц как, как бы, будто, как будто, словно, точно, что, например, при составном именном сказуемом;
→ творительный сравнения (сравнение, выражаемое при помощи формы творительного падежа существительного);
→ сравнение, выражаемое формой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного, наречия или слова категории состояния;
→ сравнение, вводимое при помощи слов похожий (похож), подобный (подобен), напоминает, кажется и др.;
→ сочинённое сравнение (сравнение в виде отдельного предложения, присоединённого при помощи наречия «так»);
→ сравнение, выражаемое с помощью наречия или притяжательного прилагательного

К счастию, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. (М.Ю. Лермонтов)

Любовь словно звезда. Но: если убрать частицу «словно», то получится пример метафоры: Любовь — звезда.

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов)

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.С. Серафимович)

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И тёмный бред души и трав неясный запах. Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. (А.А. Фет)

Она поступил по-мужски! Мама говорила соловьиным голосом.

Сравнение в составе фразеологизма

В тот день мы были голодные как волки.

Развёрнутое сравнение

Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца- перепела, — так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Н.В. Гоголь)

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

10.

Синтаксический параллели́зм

Изобразительно-выразительное   средство синтаксиса, заключающееся в одинаковом или схожем построении синтаксических конструкций. Выделяют следующие признаки синтаксического параллелизма: 1) одинаковое количество компонентов в параллельных синтаксических конструкциях; 2) одинаковые синтаксические отношения   между   этими   компонентами; 3) одинаковое расположение                             компонентов синтаксических конструкций; 4) наличие не менее двух  синтаксическихединиц    в   составе конструкций. При  соблюдении всех   условий параллельности (полном отождествлении одной конструкции другой) можно говорить о полной реализации    принципа   синтаксического параллелизма, нарушение хотя бы одного из указанных условий (частичное уподобление одной конструкции другой)   приводит  к    неполной реализации    принципа      синтаксического параллелизма. Синтаксический параллелизм часто сопровождается анафорой или эпифорой. Нередко для усиления параллелизма используется такой пунктуационный знак, как тире. Синтаксический параллелизм призван подчеркнуть ту или иную схожесть изображаемых явлений, создать лирико-романтическую  интонацию  или комический эффект.

Синтаксический параллелизм в соседних предложениях

Спите, спящие рты, Летите, летящие листья! (М.И. Цветаева)

Синтаксический параллелизм в удалённых друг от друга предложениях

Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли.

Синтаксический параллелизм в смежных конструкциях внутри одного предложения

Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Синтаксический параллелизм в стихотворных строках, не совпадающих с предложениями

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут… (А.С. Пушкин)

11.

Парцелля́ция

Изобразительно-выразительное  средство синтаксиса, под которым понимается расчленение единой синтаксической конструкции на части. Таким образом, при парцелляции содержание высказывания реализуется не в одном, а в формально нескольких самостоятельных предложениях. Часто при парцелляции употребляется такой знак препинания, как многоточие, однако используются и другие знаки конца предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Парцелляция используется для фиксирования внимания читателей на смысле отдельных слов, наращивания эмоциональности звучания и/или имитации естественной разговорной речи, а также для ритмообразования.

Парцелляция с участием однородных членов предложения

Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А.С. Грибоедов)

Парцелляция с участием разных членов предложения

Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.И. Рождественский)

Парцелляция в виде придаточной части сложноподчинённого предложения

И хотя мы покидаем родные места, всё-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. (В.И. Белов)

Парцелляция в виде части сложносочинённого предложения

Пришёл я домой, лёг и лежу. И ужасно скучаю я от огорчения. (По М. М. Зощенко)

12.

Вопросно-ответная форма изложения

Изобразительно-выразительное   средство синтаксиса, связанное с особым устройством монологической речи, которая по форме представляет собой диалог говорящего/пишущего с самим собой. Используется с целью диалогизации монологической речи, что придаёт тексту оттенок непринуждённости, интимности, а также с целью имитации разговора автора и читателя.

Законченная вопросно-ответная конструкция

Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть.

Неполный вопросно-ответный ход

Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.

13.

Града́ция

Изобразительно-выразительное                      средство синтаксиса, состоящее из ряда словесных компонентов (как правило, не менее трёх): слов, словосочетаний,                                          частей        предложения, предложений, которые расположены в порядке их возрастающей, или (реже) убывающей семантической и/или эмоционально-экспрессивной значимости. Используется для смыслового и/или эмоционально-экспрессивного подчёркивания фразы.

Градация-нагнетание (возрастающая градация, прямая градация)

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин)

Градация-ослабление (нисходящая градация, убывающая градация)

Мне завещал отец, во-первых, Угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведётся жить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, во избежанье зла, Собачке дворника, чтоб ласкова была. (А.C. Грибоедов)

14.

Инве́рсия

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, заключающееся в расположении слов в ином порядке, чем установлено грамматическими правилами современного русского литературного языка. Образно называют «перевёртыванием», «перестановкой». Используется с целью придать значимость отдельным словам и/или для сохранения ритма (рифмы).

Расположение подлежащего после сказуемого

В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные. (М.А. Булгаков)

Расположение согласованного определения после определяемого слова

Подобно птичке перелётной, И он, изгнанник беззаботный, Гнезда надёжного не знал. (А.С. Пушкин)

Расположение несогласованного определения до определяемого слова

Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами? (В.А. Жуковский)

Расположение дополнения перед сказуемым

Присмиревшую музу мою Я сам неохотно ласкаю! (Н.А. Некрасов)

Расположение предлога после слова, к которому он относится

Живым — Европы посреди Зарыть такой народ? (М.И. Цветаева)

Разрыв зависящих друг от друга членов предложения

Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. (А.С. Пушкин)

15.

Лексический повтор

Изобразительно-выразительное   средство синтаксиса, состоящее в повторении слов (а) вне зависимости от его (их) местоположения в той или иной конструкции. Считается более широким понятием по отношению к анафоре и эпифоре. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.

Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме и являющихся одним и тем же членом предложения

Мне опостылели слова, слова, слова. (А.А. Тарковский)

Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме, но являющихся разными членами предложения

Это ещё не сказка. Сказка только начинается.

16.

Ана́фора

Изобразительно-выразительное  средство синтаксиса, состоящее в единоначатии, то есть повторении слов (а) в начале тех или иных конструкций (фраз, частей предложений, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф и т. д.). Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.

Анафора в начале соседних предложений

Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.М. Достоевский)

Анафора в начале удалённых друг от друга предложений

Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз… <…> Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей… (А.С. Пушкин)

Анафора внутри одного предложения

Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.

Анафора в начале стихотворных строк

Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели… (А.А. Фет)

17.

Эпи́фора

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении слов (а) в конце тех или иных конструкций (фраз, частей предложений, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф и т. д.). Образно называют «анафорой наоборот». Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.

Эпифора в конце соседних предложений

Солнце будет светить всегда. Счастливы мы будем всегда.

Эпифора в конце удалённых друг от друга предложений

В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. (М.И. Цветаева)

Эпифора внутри одного предложения

В ворота въезжает он; На дворе встречает он. (В.А. Жуковский)

Эпифора в конце стихотворных строк

Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А. Блок)

18.

Антите́за

Изобразительно-выразительное  средство синтаксиса, состоящее  в резком противопоставлении чего-либо (понятий, положений, образов, состояний и т. п.). Используется для создания контраста и выражения авторской позиции.

Антитеза, создаваемая при помощи антонимов

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А. Некрасов)

Антитеза, создаваемая в том числе при помощи противительных союзов а, но, да (в значении но), зато, однако

Забывается быстро плохое, А хорошее долго живёт. (К.Я. Ваншенкин)

Антитеза, создаваемая в том числе производными предлогами

Человек, в отличие от животных, приобрёл могучее мышление и воображение. (И.А. Ефремов)

Антитеза, создаваемая в том числе выбранной автором синтаксической конструкцией (включая уступительные конструкции и проч.)

Хотя всеми принят, но вовсе не любим.

Развёрнутая антитеза

Туристу интересно всё понемногу, паломнику — только те святыни, ради которых он отправился в свой долгий путь. Турист подвержен настроениям. Паломник слышит зов. (Т.Н. Толстая)

19.

Риторический вопрос

Изобразительно-выразительное  средство синтаксиса в виде условного вопроса, не предполагающего   ответа.   Иными   слова, риторический вопрос задаётся без цели получить от собеседника   ответ.   Образно   называют «мнимовопросительной конструкцией», а её адресата — «нулевым», или «неопределённым». Используется для того, чтобы сделать более убедительной  выражаемую  мысль,  усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Вопрос-утверждение или вопрос- отрицание

На кого не действует новизна? (А.П. Чехов)

Медитативный вопрос (вопрос, используемый не для запроса информации, поиска ответа, а для выражения состояния эмоционального размышления)

Где найду исход желанный? Где воскресну я душой? (В.А. Жуковский)

20.

Риторическое восклицание

Изобразительно-выразительное  средство синтаксиса в виде восклицательного предложения, содержащего, кроме интонации, другие языковые средства передачи экспрессии. Риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательносопровождается теми или иными языковыми средствами выражения. Помогает выразить сильные чувства, эмоциональный накал говорящего/пишущего.

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательной частицы (что за, как и др.)

Как он умел забыть себя! (А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью формообразующей частицы, помогающей образовать форму повелительного наклонения глагола (пусть, пускай, да, давайте и др.)

Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин)

Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательного междометия (о, ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас, класс, батюшки, боже мой, увы, ого, вот те на, браво, чёрт возьми и др.)

О, если б голос мой умел сердца тревожить! (А.С. Пушкин)

21.

Риторическое обращение

Изобразительно-выразительное  средство синтаксиса в виде обращения, которое носит условный характер. Риторическое обращение отличается от обычного обращения (называющего лицо, к которому в непосредственном общении адресована речь) тем, что форма обращения используется не столько для называния адресата (второго лица), сколько для привлечения внимания к этому адресату со стороны других лиц (читателей, слушателей) и его оценочной характеристики. Как правило, в таком случае обращаются к неодушевлённым адресатам или фиктивным по сути (не существующим в реальности или отсутствующим в момент речи по той или иной причине). Используется для того, чтобы привлечь внимание читателя, способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или же напротив, выражению трагичного настроения и эмоционального состояния.

Обращение к вещам

Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов)

Обращение к явлениям природы

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники. (М.Ю. Лермонтов)

Обращение к стране (земле, малой родине, городу и др.)

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? (А.А. Блок)

Обращение к абстрактным понятиям

Прости ж и ты, моя свобода! (А.С. Пушкин)

Обращение к воображаемому человеку (представляемой в воображении группе лиц)

Но есть и божий суд, наперсники разврата! (М.Ю. Лермонтов)

22.

Многосою́зие

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в избыточном повторении (как правило, не менее трёх раз) сочинительного союза. Используется для подчёркивания единства перечисляемого и/или придания тексту особой мелодичности.

Многосоюзие в ряде (-ах) однородных членов предложения (-ий)

Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (В.Г. Короленко)

Многосоюзие в том числе в сложном (-ых) предложении (-ях)

Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В. Гоголь)

23.

Бессою́зие

Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в намеренном исключении из синтаксической конструкции сочинительного (-ых) союза (-ов). Подобный пропуск используется для придания событиям особой сжатости, обострённости и/или динамики.

Бессоюзие в ряде (-ах) однородных членов предложения (-ий)

Швед, русский — колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Бессоюзие в том числе в сложном (-ых) предложении (-ях)

День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… (И.А. Бунин)

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.