Русский язык
Пробники | Видеоуроки | Сочинения | Демоверсия | Итоговое сочинение | Теория и практика
+5
24 октября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Задание 8 ЕГЭ. Грамматические ошибки

Русский
Таблица с видами и примерами грамматических ошибок для подготовки к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку.


Ошибка

Примеры с ошибкой

Исправленный вариант

Неправильное употребление падежной формы управляемого слова.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез, наперекор употребляются с ДАТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ (КОМУ? ЧЕМУ?)
ЗАПОМНИТЬ:
Предлоги
по прибытии,
по окончании,
по истечении,
по исключении,
по приезде!

Учителя сказали директору, что провели все уроки согласно расписания.

По окончанию урока все дружно пошли домой.

Учителя сказали директору, что провели все уроки согласно расписанию.

По окончании урока все дружно пошли домой.

Запомнить:
заведующий (управляющий) библиотекой – директор школы
заплатить за проезд – оплатить проезд
отзыв о книге (реже: отзыв на книгу) – рецензия на книгу
обращать внимание на себя – уделять внимание себе
превосходство над противником – преимущество перед противником
препятствовать развитию – тормозить развитие
различать устную речь и письменную – отличать устную речь от письменной
уверенность в победе – вера в победу
удивляться выносливости – удивлён выносливостью
характерный для меня – свойственный мне.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастный оборот должен обозначать действие того же лица, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится.

Работая над эпизодом, для писателя важно его собственное мировосприятие.

Работая над эпизодом, писатель считает важным собственное мировосприятие.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом
(повесть, роман, картина) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.
Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

В моём любимом романе «Преступлении и наказании» раскрываются актуальные темы.

В «Гроза» А.Н. Островского используется приём контраста.

В моём любимом романе «Преступление и наказание» раскрываются актуальные темы.

В «Грозе» А.Н. Островского используется приём контраста.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Сказуемые должны быть одного вида и одного времени

Ребята надеялись на победу в соревнованиях и верят, что у них получится завоевать медаль.

Ребята надеялись на победу в соревнованиях и верили, что у них получится завоевать медаль.

Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом.

1) Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание).
2)Разрыв причастного оборота.
3) Ошибка в неверном употреблении залога
причастия (страдательное или действительное).

1) Я встретилась с другом, направлявшийся в театр.

1) Я встретилась с другом, направлявшимся в театр.

 

2) На скамейке сидел читавший старик интересную книгу.

2) На скамейке сидел старик, читавший интересную книгу.

3) Задание, выполняющееся учениками, показалось мне несложным.

3) Задание, выполняемое учениками, показалось мне несложным.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

1) Связь между подлежащим и сказуемым может
быть нарушена в числе и роде.

Кто – всегда ед.ч., м.р.
Тот - ед.ч., м.р.
Все, те – мн.ч.

 

Все, кто не пришли на мою сегодняшнюю встречу, приглашаются завтра на тренинг.

Все, кто не пришёл на мою сегодняшнюю встречу, приглашается завтра на тренинг.

Все, кто не пришёл на мою сегодняшнюю встречу, приглашаются завтра на тренинг.

2) Употребление несклоняемых
существительных (нарушение рода)

А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,
кенгуру – м.р.
Б) названия продуктов, растений: кольраби,
брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.
В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,
Миссисипи, Миссури – ж.р.

Красивое шимпанзе привлекло внимание ребят.

Салями оказалось невкусным.

Красивый шимпанзе привлёк внимание ребят.

Салями оказалась невкусной.

Нарушение в построении предложения
с однородными членами.

Мальчик, шагавший по улице и который задумался, не заметил открытый люк. (причастный оборот и придаточное не могут быть однородными).

Я принесла разных цветов: ромашки, васильки, лютики. (однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно само).

Он не только читает, а также анализирует тексты. (существуют союзы: не только, но и; как, так и; не столько, сколько… (нет союзов: не только, а также и т.п.)

На полке не только стоят  книги, но и статуэтки. (разные члены предложения не могут быть однородными).

Мальчик, который шагал по улице и задумался, не заметил открытый люк.

 

 

Я принесла разные цветы: ромашки, васильки, лютики.

 

 

Он не только читает, но и анализирует тексты.

 

 

 

На полке стоят не только книги, но статуэтки.

 

Неправильное построение предложения
с косвенной речью.

Косвенная речь– это прямая речь, переделанная в
сложноподчиненное предложение без кавычек. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.

Он говорил, что мы и спустя время приходим в это памятное место.

Он говорил, что они и спустя время приходят в это место.

Ошибка в употреблении имени числительного.

а) Употребление числительных полтора, полторы,
полтораста.
Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста.
б) числительное ОБЕ: обеими; числительное ОБА: обоими.
в) собирательные числительные (двое, трое, четверо):
употребляются с сущ., обозначающими:
- лиц муж. пола;
- детёнышей:
- парные предметы или имеющие только форму мн. ч.

Посёлок находился в полуторах километрах от города.

 

С обеими друзьями мы поедем на пикник.

Трое подруг собрались в театр.

Посёлок находился в полутора километрах от города.

 

С обоими друзьями мы поедем на пикник.

Три подруги собрались в театр.

Ошибка в построении сложного предложения.

а) в предложении нельзя употреблять одновременно
сочинительные и подчинительные союзы.
б) нельзя повторять близкие по значению союзы (что
насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли)
в) неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы)
г) неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ.

Как только началась лекция, а мы сразу захотели спать.

Мы не поняли, что приехал ли он.

Я думал то, что это какой-то розыгрыш.

Я долго не мог отдать книгу Маше, с которой не расставался целый месяц.

Как только началась лекция, мы сразу захотели спать.

Мы не поняли, приехал ли он.

Я думал, что это какой-то розыгрыш.

Я долго не мог отдать Маше книгу, с которой не расставался целый месяц.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.