Разделы ОГЭ
Новости ОГЭ Пробники Математика История Физика Биология Русский язык Химия Литература География Обществознание Иностранные языки Информатика Видеоуроки Демоверсии
0
17 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Материал 16+

Законодательный процесс в РФ

ОГЭ по обществознанию
Законодательный процесс — порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Основные стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива, т. е. внесение законопроекта или законопредложения.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) — обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;

3) принятие закона — В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов;

4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Принятые парламентом законы направляются главе государства — Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.

В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ.

Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее ¾ от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту Российской Федерации,
• Совету Федерации,
• сенаторам Российской Федерации,
• депутатам Государственной Думы,
• Правительству Российской Федерации,
• законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации,
• Конституционному Суду Российской Федерации (по вопросам его ведения),
• Верховному Суду Российской Федерации (по вопросам его ведения)

Согласно ст. 104 ч. 3 Конституции РФ, некоторые законопроекты не могут быть приняты к рассмотрению Госдумой РФ если не имеют заключения Правительства РФ. Это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.

Статья 106 Конституции РФ

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира

Наложение Президентом РФ ВЕТО на законопроект и возвращение законопроекта на повторное рассмотрение Государственной Думой.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.

Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.