Пробники ЕГЭ
Математика Физика Информатика Химия Русский Обществознание Литература История Иностранные языки География Биология
+3
12 декабря 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Примеры сочинений ЕГЭ по литературе

Пробные работы ЕГЭ по литературе
Образцы развёрнутых ответов и сочинений ЕГЭ по литературе.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентёры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собою. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.

С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что-нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.

– Глянь-ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкетёра-солдата, который с офицером подошёл к цепи и что-то часто и горячо говорил с французским гренадёром. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз-то за ним не поспевает. Ну-ка ты, Сидоров...
– Погоди, послухай. Ишь ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по-французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов вместе с своим ротным пришёл в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, ещё, ещё! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперёд и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?

Долохов не отвечал ротному; он был вовлечён в горячий спор с французским гренадёром. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас, и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадёр-француз.

Зрители и слушатели-французы смеялись.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)


4.1 Что изменилось в сознании противников, оказавшихся в положении вне боя?

Когда противники оказались в положении вне боя, они смогли поговорить с глазу на глаз. Уже в самом начале фрагмента Л.Н. Толстой подчёркивает: «…цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собою». Автор делает акцент на любопытстве, охватившем и русских, и французов в относительно мирной обстановке.

Кроме того, писатель передаёт разговор между русским солдатом Долоховым и французским гренадёром. В эту минуту они не похожи на настоящих противников, а их угрозы кажутся шутливыми: «Зрители и слушатели-французы смеялись».

Таким образом, противники в этом фрагменте действительно не выглядят ожесточёнными и ненавидящими друг друга.


4.2 Каковы причины веселья, царящего в рядах русских и французов?

Причины веселья, царящего в рядах русских и французов, связаны с тем, что они оказались совсем рядом, в положении вне боя. Соответственно, изменилось их сознание и отношение друг к другу.

Л.Н. Толстой подчёркивает, что и русских, и французов охватило любопытство, которое не имеет ничего общего с ненавистью и озлобленностью. Солдаты шутят друг над другом, прислушиваются к французской речи, спорят с противниками. Автор пишет: «…стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей». По мнению Л.Н. Толстого, обеим сторонам интересно, с кем и за что они воюют, но по-настоящему негативных чувств никто из них не испытывает.

Даже угрозы Долохова французскому гренадёру кажутся шутливыми, потому что вызывают у противников смех. Всё это говорит о том, что веселье, царящее в рядах русских и французов, объясняется самой обстановкой, в которой оказались противники, отсутствием боевых действий.


5. Опираясь на приведённый фрагмент произведения, сопоставьте его с диалогом казаков и пленного австрийца, позже убитого Чубатым (роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»). В чём различие двух эпизодов?

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» также есть эпизод, в котором приводится диалог между противниками. Однако, если у Л.Н. Толстого общение выглядит почти миролюбивым, в шолоховском тексте всё заканчивается трагически.

Л.Н. Толстой делает акцент на любопытстве, охватившем и русских, и французов, поэтому они с таким интересом разглядывают друг друга и даже вступают в «горячий спор», кто из них одержит верх в следующем сражении. У М.А. Шолохова казаки поначалу дружелюбно относятся к пленному австрийцу, чувствуя, что перед ними – добрый человек, который очень хочет выжить. Однако, если у Л.Н. Толстого никакого открытого противостояния и борьбы не происходит, то в «Тихом Доне» Чубатый всё-таки расправляется с противником. Кроме того, шолоховский герой лжёт товарищам о том, что пленный пытался сбежать и поплатился за это жизнью.

Так, в эпизоде из «Войны и мира» царит атмосфера веселья и противники не чувствуют ненависти по отношению друг к другу, а М.А. Шолохов, напротив, подчёркивает неистребимую жестокость Чубатого, хладнокровно расправляющегося с пленным только потому, что тот сражается на вражеской стороне.


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания.

Август

Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолётность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.

В нём кажется ошибкой полдень знойный,–
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз, пред остриём серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжёлого снопа,

А в небе журавлей летит толпа
И криком шлёт «прости» в места родные.

(К.Д. Бальмонт, 1894)


9.1 Какие черты поэзии символизма присутствуют в стихотворении К.Д. Бальмонта?

К.Д. Бальмонт относится к поэтам-символистам. В приведённом стихотворении «Август» прослеживаются черты этого художественного направления.

Так, нельзя не обратить внимание на музыкальность произведения, достигающуюся за счёт использования разных видов звукописи. Например, аллитерация на «с» и «т» в первой строфе как будто передаёт звуки, характерные для последнего летнего месяца: шелест листвы, на которой уже появился золотой оттенок.

Кроме того, символисты наследуют традиции поэтов-романтиков, в связи с чем в их творчестве важное место занимает мотив двоемирия:
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.
В этих строках спокойный и нежный август противопоставлен суетливой реальной жизни, о которой лирическому герою хочется ненадолго забыть.

Таким образом, в сонете К.Д. Бальмонта действительно немало черт, свойственных поэзии символизма.


9.2 В чём состоит философский смысл стихотворения «Август»?

Стихотворение К.Д. Бальмонта «Август» относится к пейзажно-философской лирике. Так, поэт-символист пишет о переходных моментах в природном мире, ведь речь идёт о последнем летнем месяце перед наступлением осени.

Интересно, что с августом связаны «грустные мечты» и размышления лирического героя. С одной стороны, он восхищается «мимолётностью красоты», а с другой, сожалеет об утраченном времени. К.Д. Бальмонт создаёт символический образ августа, подразумевая под ним некий идеальный мир, в котором можно ненадолго скрыться «от жизни беспокойной». Всё, что видит вокруг лирический герой, вызывает у него приятные чувства: «прохлада, прелесть тихой простоты», «отраден вид тяжёлого снопа». Однако он понимает, что существующее не вечно и у красоты есть свой срок.

Таким образом, философский смысл стихотворения «Август» связан с темой быстротечности жизни и невозможности остановить мгновение.


10. Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема времён года. В чём сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением К.Д. Бальмонта?

Тема времён года звучит, например, в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Оно относится к пейзажно-философской лирике, как и произведение К.Д. Бальмонта «Август».

Оба автора выбирают переходный момент в природном мире: как К.Д. Бальмонт пишет о «мимолётности красоты» и листве, приобретающей золотой оттенок, так и Ф.И. Тютчев называет начало осени «короткой, но дивной порой». Поэты делают акцент на недолговечности прекрасного, быстротечности самой жизни.

К.Д. Бальмонт и Ф.И. Тютчев затрагивают также тему крестьянского труда. Поэт-символист пишет:
Отраден вид тяжёлого снопа.
Ф.И. Тютчев вспоминает недавнее время, где «бодрый серп гулял и падал колос». Это говорит о том, что лирические герои обоих произведений – наблюдательные люди с творческим мироощущением.

Таким образом, стихотворения поэтов действительно перекликаются и содержат в себе философский смысл.


Напишите сочинение.


11.1 Черты социальной сатиры в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на современное автору общество. Писатель создаёт конфликт между представителями «века минувшего» и «века нынешнего», высмеивая отсталость и духовную скудость светского общества. Рассмотрим черты социальной сатиры на конкретных примерах.

Размышляя о нравах поколения «отцов», автор даёт героям право высказаться самостоятельно, создавая уникальный речевой портрет каждого. Нельзя не вспомнить, например, известный монолог Фамусова, в котором он рассказывает слуге Петрушке о запланированных делах. Каждый новый день у людей из «века минувшего» похож на предыдущий, они не видят разницы между крестинами и похоронами, главное для них – соблюдать правила приличия и не вызывать общественных толков. А.С. Грибоедов делает акцент на том, какую важную роль играют в жизни этих людей материальные ценности. Некий Кузьма Петрович, которого вспоминает Фамусов, представляется ему идеалом только потому, что он дослужился до высокого чина, устроил собственного ребёнка, «богат и на богатой был женат». Сатира автора в этом фрагменте проявляется в высмеивании продажности и корыстолюбия фамусовского общества.

Ещё один персонаж, относящийся к «веку минувшему» даже несмотря на возраст, это секретарь Фамусова Молчалин. Его фамилия неслучайно стала нарицательной: молчалинством называют лицемерие и угодничество. А.С. Грибоедов подчёркивает, что характер Молчалина сформировался под влиянием родительского воспитания, ведь именно отец завещал сыну «угождать всем людям без изъятья», чтобы добиться успехов. В одном из эпизодов эта черта героя доведена до абсурда: он выказывает уважение даже питомцу уважаемой гостьи. Сатира А.С. Грибоедова в комедии и направлена против таких беспринципных людей, которые могут дойти «до степеней известных», но при этом ничего из себя не представляют и не имеют собственного мнения.

Представителям «века минувшего» противопоставлен Чацкий, ратующий за развитие наук и образования. Монолог «А судьи кто?» можно считать образцом авторской сатиры, а самого героя – резонёром, озвучивающим идеи А.С. Грибоедова. Герой словно создаёт портрет поколения «отцов», не находя повода брать их поведение за образец для подражания. По мнению Чацкого, единственное, что их интересует, – это возможность продвинуться по карьерной лестнице, однако это не должно становиться предметом мечтаний молодого человека. Приём антитезы, использованный в этом фрагменте, позволяет увидеть разницу между безнравственным лицемером и «врагом исканий», что в науки «вперит ум, алчущий познаний». Однако горечь авторской сатиры заключается в том, что таких по-настоящему умных людей не ценят и прогоняют, как это случилось и с самим Чацким.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» действительно находят отражение черты социальной сатиры, так как задачей автора становится обличение светского общества первой половины XIX века.


11.2 Сюжет и проблематика одного из произведений Н.С. Лескова. (По выбору).

Н.С. Лесков – автор знаменитых художественных произведений, таких как «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник». В каждом из них так или иначе раскрываются актуальные проблемы, связанные с темами ответственности, служения долгу, угрызений совести, нравственности и, напротив, безнравственности. Остановимся на сказе «Левша», заглавный герой которого – тульский мастер, сумевший подковать английскую блоху. Каковы же особенности сюжета и проблематики этого произведения?

Автор даёт понять, что Левша – талантливый человек, хорошо разбирающийся в своём деле. Именно он делал самую мелкую и кропотливую работу с целью доказать императору мастерство русских людей. Платов, правая рука императора Николая I, забирает Левшу с собой в Англию, чтобы продемонстрировать там подкованную блоху. Англичане сразу заметили талант тульского мастера и даже предложили ему остаться у них, пообещав счастливую и безбедную жизнь, однако Левша не задумываясь отказался. Тем самым Н.С. Лесков подчёркивает ответственность своего героя, его привязанность к родной земле, отсутствие в нём тщеславия и гордыни. Мастер понимал, что его долг – работать во благо Отчизне, поэтому он и не мог поступить эгоистично, оставшись на чужбине.

Кроме того, писатель использует приём антитезы, подчёркивая, как по-разному относились к Левше на Родине и в Англии. К сожалению, в России в то время такие талантливые люди никому не были интересны, поэтому герой попадает в больницу для нищих, где его никто не собирается лечить, и обречён на смерть. Однако и в таких условиях Левша не озлобился, а продолжил служить своему делу. Перед смертью он попытался передать государю, как правильно чистить ружья, чему научился в Англии. Автор делает акцент на том, что даже в последнюю минуту жизни Левша продолжает думать о судьбе своей Родины, не забывает об ответственности перед ней.

Хочется также обратить внимание на последний эпизод сказа, раскрывающий авторскую позицию. Н.С. Лесков ставит важные проблемы в этом фрагменте, обращаясь к теме научно-технического прогресса. По мнению автора, «машины сравняли неравенство талантов и дарований», в связи с чем люди перестали ценить по-настоящему способных мастеров, относящихся к своему делу с прилежанием и искренней любовью.

Таким образом, в сказе «Левша» Н.С. Лесков задумывается о судьбах людей, которые зачастую остаются незамеченными другими, хотя и обладают большим талантом и «человечкиной душой».


11.3 Образ революционного Петрограда в поэме А.А. Блока «Двенадцать».


В основе поэмы А.А. Блока «Двенадцать» лежит конфликт между старой, отживающей свой век и новой, претерпевающей важные изменения Россией. Место действия произведения – революционный Петроград, который становится символическим образом. Обратимся к примерам.

Поэт подробно описывает изменения, произошедшие в городе после захвата власти большевиками. В центре внимания автора оказываются значимые детали, позволяющие наиболее полно представить происходящее: протянутый от здания к зданию канат, лоскут с надписью «Вся власть Учредительному собранию», и всё это на фоне страшной метели, как бы олицетворяющей саму революцию. А.А. Блок делает акцент на чувствах людей, наблюдающих за всем этим, создаёт образ плачущей старушки, писателя-витии и невесёлого попа. В тексте создаётся атмосфера всепоглощающего страха, окутавшего город перед неизбежным стихийным переворотом.

Уже во второй главе появляется образ двенадцати красногвардейцев, которые воспринимаются читателем как одно целое. «Бубновый туз» на спине намекает на то, что перед нами преступники, убийцы, и они ни перед чем не остановятся. Неслучайно они идут с твёрдым намерением уничтожить «Святую Русь», дискредитируя традиции и духовные ценности. Итак, в представлении А.А. Блока Петроград – это город, взятый во власть самим Дьяволом, место, где хладнокровно совершается убийство девушки Катьки и никто не чувствует из-за этого угрызения совести.

Кроме того, нельзя оставить без внимания и финальный эпизод поэмы, в котором появляется фигура Иисуса Христа. Этот образ, как и любой символ, обладает потенциальной многозначностью, поэтому он и породил огромное количество самых разнообразных трактовок. Некоторые литературоведы считают Иисуса Христа проводником в светлое будущее, другие же, напротив, полагают, что красногвардейцы преследуют Сына Божьего, чтобы его уничтожить. Однако образ Христа нередко называют феминизированным: «нежной поступью надвьюжной», «в белом венчике из роз». Все эти символы говорят о том, что блоковский герой соотносится с Прекрасной Дамой, способной спасти мир от гибели. Это позволяет предположить, что Петроград А.А. Блока – пространство, которое могут вот-вот стереть с лица земли.

Итак, место действия играет важную роль в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Автор создаёт образ стихийного города, становящегося символом революции как непостижимого и неконтролируемого события.


11.4 Значение названия произведения (На примере произведения одного из авторов в отечественной литературе: Д.И. Фонвизина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова).

Название – это визитная карточка художественного произведения. Нередко оно отражает авторскую идею и позволяет лучше понять замысел текста. Хотелось бы остановиться на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», ведь его заглавие тесно связано с проблематикой. Обращусь к конкретным примерам.

В центре внимания автора – зарождение в сознании человека, бывшего студента юридического факультета, антигуманной идеи. Раскольников оправдывает себя мыслью о том, что убийство одной старухи-процентщицы поможет исправить мир и помочь «униженным и оскорблённым». Итак, сюжет романа действительно завязан на преступлении, что находит отражение в заглавии. Несмотря на сомнения Раскольников всё-таки переступает запретную грань, чтобы проверить собственную теорию о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Ф.М. Достоевский подчёркивает: ни одно преступление нельзя оправдать, какая бы благая цель за ним ни стояла.

Вторая часть названия связана с раскаянием и искуплением преступника. Правда, Раскольников далеко не сразу разочаровался в своей теории, а лишь в самом себе – слабом человеке, не способном стать вторым Наполеоном. Ф.М. Достоевский, создавая психологический портрет героя, использует интересное сравнение: «…как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Это доказывает его тяжёлое моральное состояние и невозможность быть рядом с близкими. Раскольников осознаёт, что убийца превращается в озлобленного одиночку, исключая себя из мира людей. Душевные муки героя, на которых делает акцент Ф.М. Достоевский, его исповедь Сонечке Мармеладовой и мучительные сны как отражение внутреннего мира и становятся первым этапом самого страшного наказания. По мнению автора, суд совести вынести намного тяжелее, чем наказание, предусмотренное законом.

Наконец, в эпилоге намечено нравственное воскресение Раскольникова, находящегося на каторге. В этом эпизоде герой отбывает заслуженное наказание, но при этом в нём происходят важные изменения. Именно психологическое состояние персонажа интересует Ф.М. Достоевского, его искреннее раскаяние в содеянном и осознание антигуманности собственной теории. Авторская позиция выражена в последнем сне Раскольникова о моровой язве, которая становится символом конца света. Именно к таким непредвиденным последствиям и могла привести теория героя, если бы у неё появились последователи. Развязка романа убеждает читателей в том, что Раскольников переоценил прежние взгляды и встал на путь искупления.

Таким образом, название романа Ф.М. Достоевского действительно отражает авторский замысел и позволяет понять главную идею: ни одно преступление не остаётся безнаказанным и человек должен расплачиваться за свои грехи.


11.5 Какие рекомендации можно дать художнику, иллюстрирующему баллады В.А. Жуковского? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения)

В.А. Жуковского называют Колумбом романтизма на Руси. Этот поэт стал родоначальником жанра баллады в русской литературе: сначала занимался переводами, а затем и написанием оригинальных произведений. Художнику, иллюстрирующему баллады В.А. Жуковского, очень важно учитывать не только сюжет и проблематику, но и особенности индивидуально-авторского стиля, а также романтические черты в его творчестве. Остановимся на самой известной балладе писателя «Светлана».

Завязка произведения представляет собой сцену святочного гадания, в котором участвует и заглавная героиня. Правда, в отличие от подруг, Светлана выглядит печальной и отрешённой, потому что в течение долгого времени не получала известий от жениха. На мой взгляд, это один из ключевых эпизодов, который становится отправной точкой для дальнейшего развития событий, поэтому художнику необходимо особенно тщательно подходить к его иллюстрированию. Поэт передаёт чувства героини через монолог, в котором она честно признаётся:
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Иллюстрация должна представлять собой психологический портрет, где больший акцент делается на выражении лица и жестах. Так, Светлана может стоять перед подругами не в силах сдержать слёз и прижимать ладонь к груди в знак того, что её сердце тоскует и болит. Итак, художнику необходимо учитывать эмоциональное звучание произведения.

Обращаясь к одному из самых страшных гаданий с зеркалом, Светлана устанавливает связь с потусторонним миром, за что, конечно, должно последовать наказание. Создавая следующую иллюстрацию, художнику важно обратить внимание на образы-символы. Это чёрный гроб, который героиня видит в церкви, и такой же чёрный ворон как вестник несчастья, неминуемой гибели. Кроме того, В.А. Жуковский создаёт яркую пейзажную зарисовку, делая акцент на разбушевавшейся стихии. Чтобы иллюстрация выглядела контрастной, художник может оставить её чёрно-белой, ведь так, на фоне метели, ворон и гроб будут выглядеть ещё более угрожающими.

Наконец, третья иллюстрация будет посвящена кульминационной части баллады. Когда Светлана оказывается в хижине, она видит свечку и икону, которые обязательно должны быть изображены художником. В.А. Жуковский даёт читателю понять, что именно молитва спасла героиню. После этого к ней прилетел, словно весточка свыше, белый голубок – символ спасения, что также необходимо учитывать во время создания иллюстрации. Словом, художнику важно передать чувство облегчения, которое испытывает Светлана, узнав, что всё произошедшее – это не более чем дурной сон.

Таким образом, баллады В.А. Жуковского – многослойные произведения, построенные на контрастах. Чтобы раскрыть авторскую позицию, художнику придётся вдумчиво разобрать каждый эпизод произведения, обращая внимание на чувства персонажа, переломные моменты в повествовании и символические образы.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.