Задания 23-26 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения 23 задания
1. Внимательно прочитайте формулировку задания. Обратите внимание, какие утверждения нужно найти: а) соответствуют содержанию; б) не соответствуют содержанию.
2. Прочитайте текст, проверяя достоверность каждого утверждения. Важно найти конкретный фрагмент, номер предложения, в котором содержится необходимая информация.
3. Уделяйте внимание фактам (иногда в утверждениях могут быть допущены незначительные искажения, связанные с именами героев, цветом их одежды и прочими малозаметными деталями).
4. Учтите, что в 23 задании к некоторым словам из текста могут быть подобраны синонимы. Важно, чтобы в высказывании была сохранена суть.
Задание 24
Функционально-смысловые типы речи
Отличительные признаки. | Повествование | Описание | Рассуждение |
Цель создания текста | Рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. | Наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения. | Обосновать взаимосвязь явлений. |
Отвечает на вопрос | Что происходит? | Какой? | Зачем? Почему? |
Содержание и форма текста | Последовательность событий. Хронология. Завязка, развитие событий, кульминация, развязка. | Представление о предмете в целом, его деталях. Сравнение с другими, аналогии, противопоставления. | Тезис – аргументы – выводы. |
Типичные грамматические средства оформления | Видо-временные формы глаголов. Простые и сложные предложения с прямым порядком слов. | Определения, выраженные разными частями речи. Средства выразительности. | Распространенные предложения с причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, обстоятельственными придаточными. |
Прием фотографии | Последовательный ряд кадров. Череда картинок. | Один кадр (портрет, пейзаж, интерьер). 1 картинка. | _ |
Различай формулировки.
Если говорится «в предложении представлено повествование/описание/рассуждение» или «в предложении дано повествование/описание/рассуждение», то тип речи преобладает в эпизоде, он основной (элементов других типов речи нет).
Если говорится «предложение содержит повествование/описание/рассуждение» или «содержит элементы повествования/описания/рассуждения», то значит, что в эпизоде встречаются и другие типы речи, а указанный может и не быть основным.
Смысловые связи между предложениями
Смысловая связь | Пример |
Содержание предложения 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 1. | (1) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили. (2) Причина ясная: Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, всё помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение (А. Пушкин. Барышня-крестьянка). |
Содержание предложения 2 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 1. | (1) Пройдёт лет пятьдесят-шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть как на чудо. (2) Поэтому считаю нелишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого (А. Куприн. События в Севастополе). |
Предложение 2 содержит ответ на вопрос, представленный в предложении 1. | (1)Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? (2) Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! (А. Чехов. Хамелеон). |
Предложение 2 раскрывает, поясняет мысль, представленную в предложении 1. | (1) Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. (2) Ты ведь... известный народ! |
Содержание предложения 2 противопоставлено содержанию предложения 1. | (1) На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. (2) Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в её комнате причёсывал парикмахер (А. Чехов. Ионыч). |
Задание 25
Лексическое значение слова – это содержание слова, закреплённое в языке, которое отражает информацию о предмете, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.
Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:
• Однозначные (имеют одно значение)
• Многозначные (имеют несколько значений)
Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение – вторичное значение слова, вытекающее из основного содержания.
От многозначных слов следует отличать омонимы.
Омонимы – это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Синонимы бывают:
• Языковые (зафиксированы в словарях)
• Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях, например: Пушкин и поэт)
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Антонимы бывают:
• Языковые (молодой — старый, умный — глупый).
• Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста. (они невежественные, но добрые)
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
• Нейтральная
• Книжная
• Разговорная
• Просторечная
Нейтральная лексика – это общеупотребительная лексика, которая не обладает стилистической окраской.
Книжные слова – это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.
С точки зрения употребления лексика бывает:
• Общеупотребительная
• Ограниченная в употреблении
Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
К словам с ограниченной сферой употребления относятся:
• Диалектизмы
• Жаргонизмы
• Профессионализмы
• Просторечная лексика
Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определённой местности.
Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной сфере.
Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.
Лексика пассивного запаса
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
К устаревшей лексике относятся:
Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений.
Архаизмы – устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке.
- О чём он говорит?
- Не знаю… Похоже, хочет съесть рамён.
Фразеологизмы – устойчивые выражения.
Задание 26
Лексические средства связи предложений
Средство | Пример |
Лексический повтор | Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу. |
Синонимы (иногда контекстные: шумели – ругались и т.д.) | Этот мальчик был очень красивым. Да и человеком он оказался прекрасным. |
Описательные обороты | Рядом с домом был парк. Зеленый остров среди машин и улиц был настоящим спасением для горожан в жаркий день. |
Антонимы | Это вещь мне хорошо подходила. Но как же плохо я себя чувствовал! |
Формы слова | Он такой замечательный! Но давно я его не видел. |
Однокоренные слова | Я не очень люблю читать. Но эту книгу я прочитал с невероятным удовольствием! |
Грамматические средства связи предложений
Частицы
1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да.
2) Отрицательные: не и ни.
3) Вопросительные: разве, неужели, ли.
4) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только, лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо.
Сочинительные союзы:
- соединительные: и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и.
- противительные: а, но, да (в значении но), зато, же, однако.
- разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то.
Местоимения
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их.
Возвратное: себя.
Указательные: тот, те, этот, таков, столько.
Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего.
Вопросительно-относительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого.
Тренировочные задания
1. Прочитайте текст и выполните задания.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор никогда раньше не видел такого разлива реки в родных местах.
2) В ямке, сделанной коровьим копытом, автор увидел мышат.
3) Увидев человека, выхухоль уплыла на другой берег реки и спряталась в ольховых зарослях.
4) Выхухоль –– осторожное и пугливое животное.
5) Автор испугался за своих детей, которых тоже могло застать наводнение, и быстро ушёл домой.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5––7 представлено рассуждение.
2) Предложения 10––11 включают элементы описания.
3) Предложение 12 содержит элемент описания.
4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.
5) Предложения 26––28 содержат описание.
25. Выпишите антонимы из предложения 10.
26. Среди предложений 16-21 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
2. Прочитайте текст и выполните задания.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера.
2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме.
3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно строить будущее.
4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе.
5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования.
24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 14, 15 представлено рассуждение.
2) В предложениях 37-39 представлено повествование.
3) В предложениях 41, 42 представлено рассуждение.
4) В предложениях 43, 44 содержатся элементы описания.
5) В Предложение 45 называет причину того, о чём говорится в предложении 44.
25. Из предложений 25-27 выпишите синонимы (синонимическую пару).
26. Среди предложений 40−47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
3. Прочитайте текст и выполните задания.
23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы спасти сына от казни, учительница была готова на всё.
2) Учительница просила коменданта о снисхождении к ребятам.
3) Кирилл не хотел встретиться взглядом с мамой, чтобы не проявить слабость.
4) Учительница хотела спасти сына, потому что у него была корь.
5) Четверо мальчишек были казнены.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-6 содержится описание.
2) Предложения 107, 108 объясняют причину того, о чём говорится в предложении 109.
3) В предложениях 72-77 представлено рассуждение.
4) В предложении 71 содержится пояснение к предложению 70.
5) В предложениях 100-106 представлено повествование.
25. Из предложений 25–31 выпишите фразеологизм.
26. Среди предложений 84–88 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
4. Прочитайте текст и выполните задания.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Любовь к Родине – сложное чувство, оно вмещает в себя и любовь к родной природе.
2) Любовь к родной природе воспитана в людях писателями, поэтами, художниками, музыкантами.
3) Люди родились и выросли среди природы, поэтому чувство любви к природе для каждого человека стихийно.
4) С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине.
5) И.С. Соколов-Микитов из внимательного наблюдателя, как это часто бывает со старыми людьми, превратился в азартного охотника.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4, 5 поясняют, раскрывают содержание предложения 3.
2) В предложениях 6–8 содержатся рассуждение и описание.
3) Предложения 11, 12 содержат повествование.
4) В предложении 25 представлено описание.
5) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
25. Из предложений 12–14 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, форм слов и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
5. Прочитайте текст и выполните задания.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Картину «Верба» подарил повествователю старинный приятель.
2) Картина напомнила рассказчику о военных событиях.
3) Для рассказчика верба – это символ неразделённой любви.
4) Для рассказчика верба – символ весны и жизни.
5) Однажды в солнечный день в Берёзовом Логу рассказчик увидел удивительный вербовый куст.
24. Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 9-13 представлено рассуждение.
2) В предложениях 27-28 представлено рассуждение.
3) В предложениях 3-5 представлено повествование.
4) В предложениях 14-15 представлено описание.
5) Предложения 22-24 содержат элементы описания.
25. Из предложения 27 выпишите синонимы.
26. Среди предложений 4-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.