Литература Пробники | Демоверсия
+4
15 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

М. Горький «На дне»

Литература
Анализ произведения из кодификатора ЕГЭ по литературе.

на дне.docx
на дне.pdf

Год создания — 1902.
Направление — критический реализм.
Род — драма.
Жанр — социально-философская драма.

Пьеса «На дне», написанная в 1902 году, относится к направлению критического реализма, хотя написана уже в эпоху модернизма. Главным в произведении является философский вопрос о правде и лжи. Безусловно, философом, который оказал влияние на писателя, стал Фридрих Ницше, говоривший о человеке, его месте в жизни и смысле существования.

Тема: спор о человеке, смысле жизни.
Идея: бесчеловечные социальные отношения бросают людей на «дно» жизни, калечат человеческие души. Нельзя мириться с неправдой и несправедливостью, нужно бороться за право быть человеком. Тех, кто оказался «на дне», не стоит жалеть и утешать, им стоит помочь, пусть даже горькой правдой. Однако помочь можно только тому, кто этого сам хочет.

Композиция и сюжет

Экспозиция: описание ночлежки Костылёва, знакомство с героями «дна».
Завязка: появление странника Луки, который хочет всех утешить, дать надежду.
Развитие действия: осознание «бывшими людьми» ужаса своего положения.
Кульминация: исчезновение Луки, драка, во время которой происходит убийство Костылёва, Василиса ошпаривает кипятком Наташу.
Развязка: крушение надежд героев (смерть Анны, самоубийство Актёра, арест Васьки Пепла).

Система персонажей

Герой произведения

Краткая характеристика

Наташа

Сестра Василисы. Думает, что вся жизнь у неё впереди. Терпит побои от сестры, но ничего не делает, чтобы их прекратить. Её характер меняется в связи с событиями жизни и её окружением.

Василиса Костылёва

Молодая жена Михаила. Любовница Васьки Пепла. Терпит унижения от мужа. Питает зло ко всем окружающим.

Лука

Странник. Утешитель. Пытается помочь жителям ночлежки.

Михаил Костылёв

54 года, хозяин ночлежного дома, делец.

Барон

Бывший аристократ, уверен, что у него всё в прошлом.

Актёр

Спившийся человек, в конце пьесы убивает себя.

Клещ

Работяга, слесарь.

Васька Пепел

Вор.

Бубнов

Скорняк (делает шляпы). Разочаровался в жизни, не пытается вырваться из ночлежки.

Сатин

Телеграфист, резонёр (выражает позицию автора). Убил человека ради сестры, сидел в тюрьме.



Основные конфликты

Философский: что важнее для человека – ложь или правда?
Социальный: противостояние хозяев ночлежки Костылёвых и её обитателей; личный социальный конфликт ночлежников в прошлом, из-за которого они оказались в подобном положении.
Любовный: взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, хозяина ночлежки и Наташи.

Философский спор о правде и лжи

Образы

Понимание «правды»

Лука (имя отсылает к образу святого Луки и в то же время к слову «лукавство»)

Испытывает ко всем сострадание, выступает за утешительную ложь. По его мнению, человек должен жить вопреки бессмыслице жизни. Человеку нужна ложь во спасение, иначе он не выдержит правды и погибнет. Пытается лишь облегчить чужие страдания, а не изменить ситуацию.

Сатин

Верит в человека. Считает, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Человека нужно уважать, а не унижать жалостью.

Бубнов

Считает, что нужно говорить прямо, как есть. Убеждён, что человек рождается для смерти и незачем его жалеть.



Образ Луки

Странник 60 лет. Его прошлое никому неизвестно, но при появлении полиции он таинственным образом исчезает. Лука поучает, шутит, утешает (Анне говорит, что после смерти её ждёт новый, лучший мир; Актёру даёт надежду на возможность излечиться от алкоголизма; Ваське Пеплу говорит ехать в Сибирь с Наташей и начать новую жизнь; убеждает Настю в том, что верит в её любовные истории). Его речь отличается афористичностью. Сатин отмечает, что он подействовал на ночлежников «как кислота на старую и грязную монету».

Лука пробудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что в них было. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Образ Сатина

Его имя Константин становится известно лишь в 3 акте пьесы. Когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же стал шулером и алкоголиком. В его речи всё ещё мелькают слова, значения которых он не помнит: органон, сикамбр, макробиотика, трансцендентальный).

Из истории Сатина известно, что он отсидел в тюрьме (убил человека, заступившись за сестру). Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылёва. Ему не чуждо сострадание.

Именно в монологах Сатина о величии человека выражается авторская позиция.

Смысл названия

Название пьесы олицетворяет одновременно и социальное дно (нищенское положение обитателей ночлежки), и моральное (жестокость, пьянство, потребительское отношение к людям Клеща, Пепла, «ничегонеделанье» Сатина, бесчеловечность хозяев ночлежки). Первые названия пьесы: «Ночлежка», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни».

Черты «новой драмы»

1) нет центральных героев (полифония),
2) традиционная интрига (Пепел убивает Костылёва из любви к Наташе) не играет главной роли, так как её развязка наступает уже в 3 акте, а не в последнем;
3) на сцене больше говорят, чем действуют;
4) много пауз, отвлечённых разговоров.

Ключевые цитаты

«Мм-да! А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Бубнов


«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все – черненькие, все – прыгают».

Лука


«Чело-век! Это – великолепно! Это – звучит гордо! Надо уважать Человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Сатин
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.