5 января 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Пояснения к заданиям ВПР по русскому языку для 6 класса
ПОЯСНЕНИЯ к заданиям ВПР по русскому языку для 6 класса
1. Вставить буквы и знаки препинания. В тексте будет до 115-120 слов: до 60 пропущенных букв и до 5-6 пропущенных знаков препинания – до 20 орфограмм и 3-4 пунктограмм.
2. – (2)Морфемный и словообразовательный разбор. Разобрать слово по составу с указанием основы. Потом заново написать слово, указать в нем морфему, при помощи которой оно образовано; через тире указать, от какого слова оно образовано, выделить в нем исходную основу и указать способ словообразования: прист.; суф.; прист.- суф…
(3) Морфологический разбор.
Глагол – гл.; вопрос; инфинитив, возврат.или невозврат.; вид; спряжение; накл.:
изъяв. накл. – время; число; лицо только в наст. и будущ. вр. и род в прош. вр.;
повелит. накл. – число;
условное (или сослаг.) (БЫ) накл. – число и род;
какой член предложения (сказуемое).
(4) Синтаксический разбор предложения. Делать разбор в таком порядке: повеств., побуд. или вопрос.; восклиц. или невосклиц.; простое, распр. или нераспр. Если есть осложнение, то указываем: с обращением или с однородными членами. Все члены предложения надо подчеркнуть и написать над каждым словом, какая это часть речи. Члены предложения. Подлежащее (сущ., м., числ.) – кто? что? подчеркиваем одной чертой. Сказуемое (гл.) – что делать? что сделать? – двумя чертами. Дополнение (сущ., м., числ.) – отвечает на вопросы косвенных падежей – пунктиром. Обстоятельство (сущ., н.) – где? куда? откуда? как? когда? – штрих пунктиром. Определение (прил., м., числ.) – какой? который? чей? – волнистой линией
3. Объяснение причины несовпадения или совпадения звуков и букв в слове с указанием количества букв и звуков в слове.
- буквы ъ, ь – звуков нет
- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после согласной:[э,о,у,а].
- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после Ъ,Ь: [йэ,йо,йу,йа].
- тся-ться – звуки:[ца]
- непроизносимая согласная – нет звука
- удвоенная буква -1 звук… Образец: яма – 3б., 4 зв.; я -2 звука ИЛИ медь – 4б., 3 зв.; ь – нет звука
4. Постановка правильного ударения в слова. См. орфоэпический словник.
5. Определение частей речи: СУЩ., ПРИЛ., ГЛ., Н., М., ЧИСЛ. Служебные части речи: предлог, союз, частица = пр., с., ч.
6. Умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения. Задание трудное! Обращаем внимание на написание степеней сравнения прилагательных, собирательных числительных, определение рода иностранных сущ.
7. Тире между подлежащим и сказуемым. Объяснение: подчеркиваем подлеж. и сказ., над ними пишем сущ. И.П.; над тире пишем слово ЭТО. Но можно просто подчеркнуть члены предложения и над тире написать слово ЭТО.
8. Предложение с 2 запятыми. Выписываем, ставим запятые и объясняем. Они буду стоять при однородных членах или обращении. Такое объяснение и пишем.
9. Формулировка основной мысли текста. Можно дословно выписать предлож. из текста ИЛИ сформулировать и записать кратко свое.
10. Составление плана текста. Пункты плана можно записать словосочетаниями, а можно целыми короткими предлож. Варианты написания: Наступление весны. Ранняя весна. Весна наступила.
11. Ответ на вопрос по содержанию текста.
12. Определение значения многозначного слова. Написать значение данного слова и составить с другим значением предложение.
13. Определение стилистической принадлежности конкретного слова (книжн., разговор., научное…), подбор синонима или антонима к данному слову.
14. Объяснение значения фразеологизма, запись до двух предложений, в которых будет описана ситуация, в которой уместно употребление данного фразеологизма. См. фразеологический минимум.
1. Вставить буквы и знаки препинания. В тексте будет до 115-120 слов: до 60 пропущенных букв и до 5-6 пропущенных знаков препинания – до 20 орфограмм и 3-4 пунктограмм.
2. – (2)Морфемный и словообразовательный разбор. Разобрать слово по составу с указанием основы. Потом заново написать слово, указать в нем морфему, при помощи которой оно образовано; через тире указать, от какого слова оно образовано, выделить в нем исходную основу и указать способ словообразования: прист.; суф.; прист.- суф…
(3) Морфологический разбор.
Глагол – гл.; вопрос; инфинитив, возврат.или невозврат.; вид; спряжение; накл.:
изъяв. накл. – время; число; лицо только в наст. и будущ. вр. и род в прош. вр.;
повелит. накл. – число;
условное (или сослаг.) (БЫ) накл. – число и род;
какой член предложения (сказуемое).
(4) Синтаксический разбор предложения. Делать разбор в таком порядке: повеств., побуд. или вопрос.; восклиц. или невосклиц.; простое, распр. или нераспр. Если есть осложнение, то указываем: с обращением или с однородными членами. Все члены предложения надо подчеркнуть и написать над каждым словом, какая это часть речи. Члены предложения. Подлежащее (сущ., м., числ.) – кто? что? подчеркиваем одной чертой. Сказуемое (гл.) – что делать? что сделать? – двумя чертами. Дополнение (сущ., м., числ.) – отвечает на вопросы косвенных падежей – пунктиром. Обстоятельство (сущ., н.) – где? куда? откуда? как? когда? – штрих пунктиром. Определение (прил., м., числ.) – какой? который? чей? – волнистой линией
3. Объяснение причины несовпадения или совпадения звуков и букв в слове с указанием количества букв и звуков в слове.
- буквы ъ, ь – звуков нет
- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после согласной:[э,о,у,а].
- буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после Ъ,Ь: [йэ,йо,йу,йа].
- тся-ться – звуки:[ца]
- непроизносимая согласная – нет звука
- удвоенная буква -1 звук… Образец: яма – 3б., 4 зв.; я -2 звука ИЛИ медь – 4б., 3 зв.; ь – нет звука
4. Постановка правильного ударения в слова. См. орфоэпический словник.
5. Определение частей речи: СУЩ., ПРИЛ., ГЛ., Н., М., ЧИСЛ. Служебные части речи: предлог, союз, частица = пр., с., ч.
6. Умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения. Задание трудное! Обращаем внимание на написание степеней сравнения прилагательных, собирательных числительных, определение рода иностранных сущ.
7. Тире между подлежащим и сказуемым. Объяснение: подчеркиваем подлеж. и сказ., над ними пишем сущ. И.П.; над тире пишем слово ЭТО. Но можно просто подчеркнуть члены предложения и над тире написать слово ЭТО.
8. Предложение с 2 запятыми. Выписываем, ставим запятые и объясняем. Они буду стоять при однородных членах или обращении. Такое объяснение и пишем.
9. Формулировка основной мысли текста. Можно дословно выписать предлож. из текста ИЛИ сформулировать и записать кратко свое.
10. Составление плана текста. Пункты плана можно записать словосочетаниями, а можно целыми короткими предлож. Варианты написания: Наступление весны. Ранняя весна. Весна наступила.
11. Ответ на вопрос по содержанию текста.
12. Определение значения многозначного слова. Написать значение данного слова и составить с другим значением предложение.
13. Определение стилистической принадлежности конкретного слова (книжн., разговор., научное…), подбор синонима или антонима к данному слову.
14. Объяснение значения фразеологизма, запись до двух предложений, в которых будет описана ситуация, в которой уместно употребление данного фразеологизма. См. фразеологический минимум.