30 октября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рабочий лист по теме «Правописание служебных частей речи»
Подготовка к ЕГЭ-2026 на 80+ баллов
9 из 10 учеников поступают куда хотели. Промокод на 10%: FOXFORD
Информация о рекламе
ООО Фоксфорд
ИНН 7726464100
erid: LdtCK5fVB
ООО Фоксфорд
ИНН 7726464100
erid: LdtCK5fVB
Рабочий лист для подготовки к заданиям 14 (ЕГЭ) и 6 (ОГЭ).
1. Подберите существительные или местоимения к производным предлогам. Запишите получившиеся словосочетания, раскрывая скобки.
(В)виду, (в)виде, (в)следствие, (в)продолжение, (не)смотря на, (на)перекор, (за)счёт, (на)счёт.
2. Выпишите словосочетания с производными предлогами. Раскройте скобки.
(В)бок от дороги, отпрыгнуть (в)бок, (в)бок автомобиля; вышли (на)встречу, (на)встречу с друзьями, (на)встречу приятелям; (в)виду холодов, (в)виде снежинки, имей (в)виду; крикнул (в)след, (в)след за мечтой, (в)след от кошачьей лапы.
3. Распределите словосочетания на две группы: 1) производный предлог; 2) самостоятельная часть речи. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(В)течени.. реки, поговорить (на)счёт экскурсии, (не)смотря на трудности, (в)место на карте, (в)продолжени.. книги, (в)заключени.. хочется сказать, (на)встречу с поэтом, (на)подобие змеи, (не)смотря под ноги, (в)следствии не было обнаружено новых фактов.
4. В каких вариантах оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы встретились, но я понял, что он имел (В)ВИДУ.
2) (ПО)НАЧАЛУ романа сложно что-то понять, (НЕ)СМОТРЯ на увлекательную завязку.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ болезни он не смог прийти (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.
4) Я купил значок (НА)ПОДОБИЕ броши, даже (НЕ)СМОТРЯ на финансовые затруднения.
5) (НА)СЧЁТ этого ты не беспокойся, (В)ВИДУ холодов мы всё равно не пойдём в школу.
5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
2) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с глаголами пишутся раздельно.
3) В ПРОДОЛЖЕНИИ (романа) – существительное с непроизводным предлогом пишется раздельно.
4) ВСЛЕДСТВИЕ – наречие пишется слитно.
5) ВПОСЛЕДСТВИИ – производный предлог пишется слитно.
6) ЗА СЧЁТ (этого) – производный предлог пишется раздельно.
6. Выберите правильно написание союзов, наречий или местоимений с частицами.
1) Мои друзья (то же, тоже) здесь были.
2) Я сделаю (то же, тоже) самое, что и Маша.
3) Сегодня на улице (также, так же) дождливо, как и вчера.
4) Я ходила в библиотеку, а (так же, также) на выставку.
5) Мы будем заниматься фитнесом, а (также, так же) йогой.
6) Мы (то же, тоже) хотели пойти на вечер.
7. Распределите номера предложений на две группы: 1) слово в скобках пишется слитно; 2) слово в скобках пишется раздельно.
1) (Что)бы мне сегодня поесть?
2) Я пришёл к тебе, (что)бы ты мне объяснил эту тему.
3) Что одному сходит с рук, (за)то другого ругают.
4) Сегодня мы не ходили на прогулку, (за)то много разговаривали.
5) Я никуда не пошла, (по)тому что устала.
6) (По)тому, что было написано в этом документе, я сделала соответствующие выводы.
8. Запишите номера предложений с союзами.
1) (Что)бы мне сделать для тебя?
2) Надо дождаться во (что)бы то ни стало.
3) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.
4) Это (то)же самое, о чём ты говорил вчера.
5) Природе надо, (что)бы её любили.
6) Как холодно на улице, (за)то сколько свободного времени!
9. В каких вариантах оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ЧТО)БЫ мне предпринять, (ЧТО)БЫ решить эту проблему?
2) (И)ТАК, она (ТО)ЖЕ прочитала эту книгу.
3) Не показывали ничего нового: всё (ТО)ЖЕ и все (ТЕ)ЖЕ.
4) Всё (ТАК)ЖЕ сиял в небе месяц и (ТАК)ЖЕ прекрасна земля.
5) (ЗА)ЧЕМ пойдёшь, (ТО)ЖЕ и найдёшь.
10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАТО – противительный союз пишется слитно.
2) ЧТО БЫ (придумать) – подчинительный союз пишется раздельно.
3) И ТАК (всё и случилось) – сочинительный союз и наречие пишутся раздельно.
4) ТО ЖЕ (самое) – сочинительный союз пишется раздельно.
5) ЧТОБЫ (это предотвратить) – местоимение с частицей пишется слитно.
6) ТАК ЖЕ (как и ты) – наречие с частицей пишется раздельно.
11. Спишите, раскрывая скобки.
Были(ж) схватки боевые, всё(таки), почитал(бы), нет(с), какой(то) человек, посмотри(ка) сюда, я(ль) это сделал, ты(ли) приходил, кто(то) подошёл, уехал(таки), возьми(ка), да(же) ты это признал, кое(в)чём не согласен, опять(таки) не услышал, дружили(бы), хорошая(таки) книга, знали(бы), чай(то) остыл, снова(таки), помнишь(ли), книга(то), устали(же), возможно(таки), прочитай(ка), ну что(за) шейка, вряд(ли), выдержит(ли), он(бы) ушёл, не знал(бы) забот, если(б) не Маша, так(таки), я(таки) это сделала.
12. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЧТО-ТО – неопределённое местоимение с частицей –ТО пишется через дефис.
2) ВСЁ-ТАКИ – частица –ТАКИ всегда пишется со словами через дефис.
3) ЧТО ЗА – частица с местоимением пишется раздельно.
4) ПОСМОТРИ-КА – частица –КА со словами всегда пишется через дефис.
5) ЕСЛИ БЫ – частица БЫ всегда пишется раздельно.
6) ДАЖЕ – частица ЖЕ всегда пишется слитно.
13. В каком варианте оба выделенных слова пишутся через дефис?
1) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
2) (И)ТАК, Андрей утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
3) Солнце лишь иногда поглядывало ИЗ(ЗА) облаков, все вокруг было тихо, только щебетали КАКИЕ(ТО) птички.
4) Сколько я ни старался различить ЧТО(НИБУДЬ) (НА)ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.
5) ЧТО(ТО) заставляло меня идти дальше, как БУД(ТО) я не знал, что ничего нового не увижу.
14. В каких вариантах оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
2) (С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.
3) НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.
4) Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.
5) (ОТ)ЧЕГО люди не летают и (ПО)ЧЕМУ нет у них крыльев?
15. Спишите предложения, раскрывая скобки.
1) Деревья (ТАК)ЖЕ подвержены болезни, (ПО)ЭТОМУ ухаживай за ними как следует.
2) Речевой этикет (В)ЦЕЛОМ универсальное явление, но в (ТО)ЖЕ время у каждого народа есть свои особенности.
3) Очевидно, каждому творцу БЫЛО(БЫ) полезно владеть (КАКОЙ)НИБУДЬ профессией.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили страшные события, (ПО)ЭТОМУ важно знать историю, (ЧТО)БЫ не повторять ошибок.
5) (НА)РЯДУ с этими картинами у художника есть и портреты, над которыми он работал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
Ответы
1. Ввиду болезни, в виде книги, вследствие недомогания, в продолжение вечера, несмотря на препятствия, наперекор судьбе, за счёт вчерашних занятий, насчёт экскурсии.
2. Вбок от дороги, навстречу приятелям, ввиду холодов, в виде снежинки, вслед за мечтой.
3. 1) Поговорить насчёт экскурсии; несмотря на трудности, в заключение хочется сказать, наподобие змеи.
2) В течении реки, в место на карте, в продолжении книги, на встречу с поэтом, не смотря под ноги, в следствии не было обнаружено новых фактов.
4. 45
5. 136
6. 1) Мои друзья тоже здесь были.
2) Я сделаю то же самое, что и Маша.
3) Сегодня на улице так же дождливо, как и вчера.
4) Я ходила в библиотеку, а также на выставку.
5) Мы будем заниматься фитнесом, а также йогой.
6) Мы тоже хотели пойти на вечер.
7. 1) 2, 4, 5
2) 1, 3, 6
8. 356
9. 345
10. 136
11. Были ж схватки боевые, всё-таки, почитал бы, нет-с, какой-то человек, посмотри-ка сюда, я ль это сделал, ты ли приходил, кто-то подошёл, уехал-таки, возьми-ка, даже ты это признал, кое в чём не согласен, опять-таки не услышал, дружили бы, хорошая таки книга, знали бы, чай-то остыл, снова-таки, помнишь ли, книга-то, устали же, возможно-таки, прочитай-ка, ну что за шейка, вряд ли, выдержит ли, он бы ушёл, не знал бы забот, если б не Маша, так-таки, я таки это сделала.
12. 145
13. 3
14. 25
15. 1) Деревья ТАКЖЕ подвержены болезни, ПОЭТОМУ ухаживай за ними как следует.
2) Речевой этикет В ЦЕЛОМ универсальное явление, но в ТО ЖЕ время у каждого народа есть свои особенности.
3) Очевидно, каждому творцу БЫЛО БЫ полезно владеть КАКОЙ-НИБУДЬ профессией.
4) В ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили страшные события, ПОЭТОМУ важно знать историю, ЧТОБЫ не повторять ошибок.
5) НАРЯДУ с этими картинами у художника есть и портреты, над которыми он работал В ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
1. Подберите существительные или местоимения к производным предлогам. Запишите получившиеся словосочетания, раскрывая скобки.
(В)виду, (в)виде, (в)следствие, (в)продолжение, (не)смотря на, (на)перекор, (за)счёт, (на)счёт.
2. Выпишите словосочетания с производными предлогами. Раскройте скобки.
(В)бок от дороги, отпрыгнуть (в)бок, (в)бок автомобиля; вышли (на)встречу, (на)встречу с друзьями, (на)встречу приятелям; (в)виду холодов, (в)виде снежинки, имей (в)виду; крикнул (в)след, (в)след за мечтой, (в)след от кошачьей лапы.
3. Распределите словосочетания на две группы: 1) производный предлог; 2) самостоятельная часть речи. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(В)течени.. реки, поговорить (на)счёт экскурсии, (не)смотря на трудности, (в)место на карте, (в)продолжени.. книги, (в)заключени.. хочется сказать, (на)встречу с поэтом, (на)подобие змеи, (не)смотря под ноги, (в)следствии не было обнаружено новых фактов.
4. В каких вариантах оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы встретились, но я понял, что он имел (В)ВИДУ.
2) (ПО)НАЧАЛУ романа сложно что-то понять, (НЕ)СМОТРЯ на увлекательную завязку.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ болезни он не смог прийти (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.
4) Я купил значок (НА)ПОДОБИЕ броши, даже (НЕ)СМОТРЯ на финансовые затруднения.
5) (НА)СЧЁТ этого ты не беспокойся, (В)ВИДУ холодов мы всё равно не пойдём в школу.
5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
2) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с глаголами пишутся раздельно.
3) В ПРОДОЛЖЕНИИ (романа) – существительное с непроизводным предлогом пишется раздельно.
4) ВСЛЕДСТВИЕ – наречие пишется слитно.
5) ВПОСЛЕДСТВИИ – производный предлог пишется слитно.
6) ЗА СЧЁТ (этого) – производный предлог пишется раздельно.
6. Выберите правильно написание союзов, наречий или местоимений с частицами.
1) Мои друзья (то же, тоже) здесь были.
2) Я сделаю (то же, тоже) самое, что и Маша.
3) Сегодня на улице (также, так же) дождливо, как и вчера.
4) Я ходила в библиотеку, а (так же, также) на выставку.
5) Мы будем заниматься фитнесом, а (также, так же) йогой.
6) Мы (то же, тоже) хотели пойти на вечер.
7. Распределите номера предложений на две группы: 1) слово в скобках пишется слитно; 2) слово в скобках пишется раздельно.
1) (Что)бы мне сегодня поесть?
2) Я пришёл к тебе, (что)бы ты мне объяснил эту тему.
3) Что одному сходит с рук, (за)то другого ругают.
4) Сегодня мы не ходили на прогулку, (за)то много разговаривали.
5) Я никуда не пошла, (по)тому что устала.
6) (По)тому, что было написано в этом документе, я сделала соответствующие выводы.
8. Запишите номера предложений с союзами.
1) (Что)бы мне сделать для тебя?
2) Надо дождаться во (что)бы то ни стало.
3) Снегу было мало, снежных буранов (то)же.
4) Это (то)же самое, о чём ты говорил вчера.
5) Природе надо, (что)бы её любили.
6) Как холодно на улице, (за)то сколько свободного времени!
9. В каких вариантах оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ЧТО)БЫ мне предпринять, (ЧТО)БЫ решить эту проблему?
2) (И)ТАК, она (ТО)ЖЕ прочитала эту книгу.
3) Не показывали ничего нового: всё (ТО)ЖЕ и все (ТЕ)ЖЕ.
4) Всё (ТАК)ЖЕ сиял в небе месяц и (ТАК)ЖЕ прекрасна земля.
5) (ЗА)ЧЕМ пойдёшь, (ТО)ЖЕ и найдёшь.
10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАТО – противительный союз пишется слитно.
2) ЧТО БЫ (придумать) – подчинительный союз пишется раздельно.
3) И ТАК (всё и случилось) – сочинительный союз и наречие пишутся раздельно.
4) ТО ЖЕ (самое) – сочинительный союз пишется раздельно.
5) ЧТОБЫ (это предотвратить) – местоимение с частицей пишется слитно.
6) ТАК ЖЕ (как и ты) – наречие с частицей пишется раздельно.
11. Спишите, раскрывая скобки.
Были(ж) схватки боевые, всё(таки), почитал(бы), нет(с), какой(то) человек, посмотри(ка) сюда, я(ль) это сделал, ты(ли) приходил, кто(то) подошёл, уехал(таки), возьми(ка), да(же) ты это признал, кое(в)чём не согласен, опять(таки) не услышал, дружили(бы), хорошая(таки) книга, знали(бы), чай(то) остыл, снова(таки), помнишь(ли), книга(то), устали(же), возможно(таки), прочитай(ка), ну что(за) шейка, вряд(ли), выдержит(ли), он(бы) ушёл, не знал(бы) забот, если(б) не Маша, так(таки), я(таки) это сделала.
12. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЧТО-ТО – неопределённое местоимение с частицей –ТО пишется через дефис.
2) ВСЁ-ТАКИ – частица –ТАКИ всегда пишется со словами через дефис.
3) ЧТО ЗА – частица с местоимением пишется раздельно.
4) ПОСМОТРИ-КА – частица –КА со словами всегда пишется через дефис.
5) ЕСЛИ БЫ – частица БЫ всегда пишется раздельно.
6) ДАЖЕ – частица ЖЕ всегда пишется слитно.
13. В каком варианте оба выделенных слова пишутся через дефис?
1) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
2) (И)ТАК, Андрей утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
3) Солнце лишь иногда поглядывало ИЗ(ЗА) облаков, все вокруг было тихо, только щебетали КАКИЕ(ТО) птички.
4) Сколько я ни старался различить ЧТО(НИБУДЬ) (НА)ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.
5) ЧТО(ТО) заставляло меня идти дальше, как БУД(ТО) я не знал, что ничего нового не увижу.
14. В каких вариантах оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
2) (С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.
3) НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.
4) Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.
5) (ОТ)ЧЕГО люди не летают и (ПО)ЧЕМУ нет у них крыльев?
15. Спишите предложения, раскрывая скобки.
1) Деревья (ТАК)ЖЕ подвержены болезни, (ПО)ЭТОМУ ухаживай за ними как следует.
2) Речевой этикет (В)ЦЕЛОМ универсальное явление, но в (ТО)ЖЕ время у каждого народа есть свои особенности.
3) Очевидно, каждому творцу БЫЛО(БЫ) полезно владеть (КАКОЙ)НИБУДЬ профессией.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили страшные события, (ПО)ЭТОМУ важно знать историю, (ЧТО)БЫ не повторять ошибок.
5) (НА)РЯДУ с этими картинами у художника есть и портреты, над которыми он работал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
Ответы
1. Ввиду болезни, в виде книги, вследствие недомогания, в продолжение вечера, несмотря на препятствия, наперекор судьбе, за счёт вчерашних занятий, насчёт экскурсии.
2. Вбок от дороги, навстречу приятелям, ввиду холодов, в виде снежинки, вслед за мечтой.
3. 1) Поговорить насчёт экскурсии; несмотря на трудности, в заключение хочется сказать, наподобие змеи.
2) В течении реки, в место на карте, в продолжении книги, на встречу с поэтом, не смотря под ноги, в следствии не было обнаружено новых фактов.
4. 45
5. 136
6. 1) Мои друзья тоже здесь были.
2) Я сделаю то же самое, что и Маша.
3) Сегодня на улице так же дождливо, как и вчера.
4) Я ходила в библиотеку, а также на выставку.
5) Мы будем заниматься фитнесом, а также йогой.
6) Мы тоже хотели пойти на вечер.
7. 1) 2, 4, 5
2) 1, 3, 6
8. 356
9. 345
10. 136
11. Были ж схватки боевые, всё-таки, почитал бы, нет-с, какой-то человек, посмотри-ка сюда, я ль это сделал, ты ли приходил, кто-то подошёл, уехал-таки, возьми-ка, даже ты это признал, кое в чём не согласен, опять-таки не услышал, дружили бы, хорошая таки книга, знали бы, чай-то остыл, снова-таки, помнишь ли, книга-то, устали же, возможно-таки, прочитай-ка, ну что за шейка, вряд ли, выдержит ли, он бы ушёл, не знал бы забот, если б не Маша, так-таки, я таки это сделала.
12. 145
13. 3
14. 25
15. 1) Деревья ТАКЖЕ подвержены болезни, ПОЭТОМУ ухаживай за ними как следует.
2) Речевой этикет В ЦЕЛОМ универсальное явление, но в ТО ЖЕ время у каждого народа есть свои особенности.
3) Очевидно, каждому творцу БЫЛО БЫ полезно владеть КАКОЙ-НИБУДЬ профессией.
4) В ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили страшные события, ПОЭТОМУ важно знать историю, ЧТОБЫ не повторять ошибок.
5) НАРЯДУ с этими картинами у художника есть и портреты, над которыми он работал В ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.