17 сентября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рабочий лист по теме «Правописание чередующихся гласных в корнях -МАК-/-МОК- и -РАВН-/-РОВН-»
Рабочий лист для подготовки к заданиям 9 (ЕГЭ) и 6 (ОГЭ).
мак_мок.docx
мак_мок.pdf
1. Правописание гласных в корнях -МАК-/-МОК- зависят от:
1) ударения
2) суффикса А
3) конечной согласной корня
4) лексического значения
2. Объясните написание слова «промокательная».
1) можно подобрать проверочное слово «промокнуть»
2) употребляется в значении «пропускать жидкость»
3) после корня есть суффикс А
4) без ударения пишем О
3. Объясните написание слова «обмакнуть».
1) можно подобрать проверочное слово «обмакивать»
2) непроверяемая гласная в корне, надо запомнить
3) после корня нет суффикса А
4) употребляется в значении «опустить в жидкость»
4. Распределите словосочетания в два столбика: 1) -МАК-; 2) -МОК-.
Вым..ченный в молоке, новая пром..кашка, непром..каемый плащ, обм..кнуть блин в сметану, подм..ченная репутация, разм..чивание в воде, обм..кнул в чернила, м..кнуть в масло.
5. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) м..кать блины в варенье
2) м..кай сухарь в молоко
3) обм..кни печенье в чай
4) непром..каемый брезент
5) вым..кнуть до нитки
6) полное нам..кание
7) пром..чила ноги
8) нам..чите тряпку
9) см..чите лицо
10) пром..кающие ботинки
6. Найдите ошибку в каждом ряду. Запишите слова правильно.
1) хорошая промакашка, замочил ноги, макающий в чай
2) смочите руки, мокать в воду, промокший под дождём
3) непромакаемая обувь, мочёные яблоки, обмакнуть кисть в краску
4) макать в мёд, отмакать в воде, подмочить кеды
7. Объясните написание слова «равнина».
1) употребляется в значении «равный, одинаковый»
2) употребляется в значении «ровный», «прямый»
3) далее нет суффикса А
4) является исключением из правила
8. В каком значении пишется корень -РОВН-?
1) равный
2) одинаковый
3) прямой
4) сравниваемый
9. В каком варианте пишется корень –РАВН-?
1) р..вный характер
2) р..вное место
3) р..вные возможности
4) выр..внять ряды
5) разделить пор..вну
10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни. Какие слова являются исключениями?
Прир..внять величины, точное ср..внение, ср..внять с землёй, ур..внение с двумя неизвестными, р..вноценный обмен, мы с ним р..весники, ур..внять в правах, ср..внять в значении, ур..вень воды, подр..внять кусты, разр..внять песок, выр..внять дорогу, р..вняться на знамя.
11. Выберите ряды, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква.
1) пор..вняться (с музеем), обм..ченный, р..вномерный.
2) р..внобедренный, обм..кивать (в молоке), р..внинный.
3) подр..внять (бороду), вым..кший (под дождём), см..чите.
4) р..внение (в строю), подр..внять (цветы), зам..чить (бельё).
5) пор..вняться (с прохожим), отм..кать, подм..ченный.
12. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
Весеннее р..вноденствие, ср..внительный оборот, выр..внять поверхность, подр..вняйтесь, подр..внять волосы, ср..внять счёт, р..вняться на старших, разделить пор..вну.
13. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.
Пор..вняться с человеком, выр..внять шаг, ср..внять с землёй, ср..вняться с соперником, р..внять грядку, выйти на новый ур..вень, выр..внять дорогу, ненужная ур..вниловка, красивая р..внина.
14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение выделенного слова.
1) РАВНЕНИЕ (налево) – написание безударной гласной в корне объясняется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением.
2) РОВЕСНИКИ – написание чередующийся гласной в корне объясняется исключением из правила.
3) ПОДРОВНЯТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.
4) ПОРОВНУ – в корне с чередованием пишется О в значении «равный, одинаковый».
5) СРАВНИВАТЬ – написание чередующейся гласной А зависит от лексического значения.
6) РАВНОСИЛЬНО – написание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.
7) УРАВНОВЕШЕННЫЙ – написание безударной гласной в корне объясняется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением.
15. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение выделенного слова.
1) ОБМАКНУТЬ – написание безударной гласной в корне необходимо запомнить, так как её невозможно проверить.
2) ВЫМОКНУТЬ – написание чередующийся гласной в корне объясняется исключением из правила.
3) НЕПРОМОКАЕМЫЙ – написание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.
4) ОТМОКАТЬ – в корне пишется О в значении «погружать в жидкость».
5) ПРОМОЧИТЬ – в корне пишется О в значении «пропускать жидкость».
6) ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ – написание безударной гласной в корне объясняется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением.
7) СМАЧИВАТЬ – написание безударной гласной в корне зависит от ударения.
16. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
1) Мы выр..вняли дорожку но попали под дождь и вым..кли.
2) Повысился ли ур..вень воды в реке?
3) Вася любил м..кать печенье с шоколадом в молоко.
4) Алина пор..внялась с другом который ей очень нравился.
5) Мама сказала высуши свои ботинки они очень сильно пром..кли.
17. Распределите слова в 2 столбика: 1) с О; 2) с А.
Великолепная р..внина, обм..кнуть в чернильницу, непром..каемое пальто, пор..вняться с домом, зар..внять грядки, положить пром..кашку, решить ур..внение.
18. Выпишите из предложений слова с пропущенными буквами. Выделите корни.
1) Снег лежал на выр..вненном поле аэродрома.
2) Орёл парил со мной нар..вне.
3) «Р..вняйсь! Смирно!»
4) Климат р..вняет всех.
5) Всё занесло и ср..вняло с полем.
6) Роты выр..внялись в рядах.
Ответы
1. 4
2. 2
3. 8
4. 1) обмакнуть блин в сметану, размачивание в воде, обмакнул в чернила, макнуть в масло.
2) вымоченный в молоке, новая промокашка, непромокаемый плащ, подмоченная репутация.
5. 1) макать блины в варенье
2) макай сухарь в молоко
3) обмакни печенье в чай
4) непромокаемый брезент
5) вымокнуть до нитки
6) полное намокание
7) промочила ноги
8) намочите тряпку
9) смочите лицо
10) промокающие ботинки
6. промокашка, макать, непромокаемая, отмокать.
7. 4
8. 3
9. 3
10. Приравнять величины, точное сравнение, сровнять с землёй, уравнение с двумя неизвестными, равноценный обмен, мы с ним ровесники, уравнять в правах, сравнять в значении, уровень воды, подровнять кусты, разровнять песок, выровнять дорогу, равняться на знамя.
Искл.: уровень, ровесники.
11. 23
12. Равноденствие, сравнительный, подравняйтесь, сравнять, равняться.
13. Выровнять, сровнять, ровнять, уровень, выровнять.
14. 235
15. 35
16. Мы выровняли дорожку, но попали под дождь и вымокли.
Повысился ли уровень воды в реке?
Вася любил макать печенье с шоколадом в молоко.
Алина поравнялась с другом, который ей очень нравился.
Мама сказала: «Высуши свои ботинки, они очень сильно промокли».
17. 1) равнина, обмакнуть, поравняться, уравнение.
2) непромокаемое, заровнять, промокашку.
18. Выровненном, наравне, равняйсь, равняет, сровняло, выровнялись.
мак_мок.docx
мак_мок.pdf
1. Правописание гласных в корнях -МАК-/-МОК- зависят от:
1) ударения
2) суффикса А
3) конечной согласной корня
4) лексического значения
2. Объясните написание слова «промокательная».
1) можно подобрать проверочное слово «промокнуть»
2) употребляется в значении «пропускать жидкость»
3) после корня есть суффикс А
4) без ударения пишем О
3. Объясните написание слова «обмакнуть».
1) можно подобрать проверочное слово «обмакивать»
2) непроверяемая гласная в корне, надо запомнить
3) после корня нет суффикса А
4) употребляется в значении «опустить в жидкость»
4. Распределите словосочетания в два столбика: 1) -МАК-; 2) -МОК-.
Вым..ченный в молоке, новая пром..кашка, непром..каемый плащ, обм..кнуть блин в сметану, подм..ченная репутация, разм..чивание в воде, обм..кнул в чернила, м..кнуть в масло.
5. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) м..кать блины в варенье
2) м..кай сухарь в молоко
3) обм..кни печенье в чай
4) непром..каемый брезент
5) вым..кнуть до нитки
6) полное нам..кание
7) пром..чила ноги
8) нам..чите тряпку
9) см..чите лицо
10) пром..кающие ботинки
6. Найдите ошибку в каждом ряду. Запишите слова правильно.
1) хорошая промакашка, замочил ноги, макающий в чай
2) смочите руки, мокать в воду, промокший под дождём
3) непромакаемая обувь, мочёные яблоки, обмакнуть кисть в краску
4) макать в мёд, отмакать в воде, подмочить кеды
7. Объясните написание слова «равнина».
1) употребляется в значении «равный, одинаковый»
2) употребляется в значении «ровный», «прямый»
3) далее нет суффикса А
4) является исключением из правила
8. В каком значении пишется корень -РОВН-?
1) равный
2) одинаковый
3) прямой
4) сравниваемый
9. В каком варианте пишется корень –РАВН-?
1) р..вный характер
2) р..вное место
3) р..вные возможности
4) выр..внять ряды
5) разделить пор..вну
10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни. Какие слова являются исключениями?
Прир..внять величины, точное ср..внение, ср..внять с землёй, ур..внение с двумя неизвестными, р..вноценный обмен, мы с ним р..весники, ур..внять в правах, ср..внять в значении, ур..вень воды, подр..внять кусты, разр..внять песок, выр..внять дорогу, р..вняться на знамя.
11. Выберите ряды, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква.
1) пор..вняться (с музеем), обм..ченный, р..вномерный.
2) р..внобедренный, обм..кивать (в молоке), р..внинный.
3) подр..внять (бороду), вым..кший (под дождём), см..чите.
4) р..внение (в строю), подр..внять (цветы), зам..чить (бельё).
5) пор..вняться (с прохожим), отм..кать, подм..ченный.
12. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.
Весеннее р..вноденствие, ср..внительный оборот, выр..внять поверхность, подр..вняйтесь, подр..внять волосы, ср..внять счёт, р..вняться на старших, разделить пор..вну.
13. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.
Пор..вняться с человеком, выр..внять шаг, ср..внять с землёй, ср..вняться с соперником, р..внять грядку, выйти на новый ур..вень, выр..внять дорогу, ненужная ур..вниловка, красивая р..внина.
14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение выделенного слова.
1) РАВНЕНИЕ (налево) – написание безударной гласной в корне объясняется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением.
2) РОВЕСНИКИ – написание чередующийся гласной в корне объясняется исключением из правила.
3) ПОДРОВНЯТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.
4) ПОРОВНУ – в корне с чередованием пишется О в значении «равный, одинаковый».
5) СРАВНИВАТЬ – написание чередующейся гласной А зависит от лексического значения.
6) РАВНОСИЛЬНО – написание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.
7) УРАВНОВЕШЕННЫЙ – написание безударной гласной в корне объясняется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением.
15. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение выделенного слова.
1) ОБМАКНУТЬ – написание безударной гласной в корне необходимо запомнить, так как её невозможно проверить.
2) ВЫМОКНУТЬ – написание чередующийся гласной в корне объясняется исключением из правила.
3) НЕПРОМОКАЕМЫЙ – написание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.
4) ОТМОКАТЬ – в корне пишется О в значении «погружать в жидкость».
5) ПРОМОЧИТЬ – в корне пишется О в значении «пропускать жидкость».
6) ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ – написание безударной гласной в корне объясняется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный находится под ударением.
7) СМАЧИВАТЬ – написание безударной гласной в корне зависит от ударения.
16. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
1) Мы выр..вняли дорожку но попали под дождь и вым..кли.
2) Повысился ли ур..вень воды в реке?
3) Вася любил м..кать печенье с шоколадом в молоко.
4) Алина пор..внялась с другом который ей очень нравился.
5) Мама сказала высуши свои ботинки они очень сильно пром..кли.
17. Распределите слова в 2 столбика: 1) с О; 2) с А.
Великолепная р..внина, обм..кнуть в чернильницу, непром..каемое пальто, пор..вняться с домом, зар..внять грядки, положить пром..кашку, решить ур..внение.
18. Выпишите из предложений слова с пропущенными буквами. Выделите корни.
1) Снег лежал на выр..вненном поле аэродрома.
2) Орёл парил со мной нар..вне.
3) «Р..вняйсь! Смирно!»
4) Климат р..вняет всех.
5) Всё занесло и ср..вняло с полем.
6) Роты выр..внялись в рядах.
Ответы
1. 4
2. 2
3. 8
4. 1) обмакнуть блин в сметану, размачивание в воде, обмакнул в чернила, макнуть в масло.
2) вымоченный в молоке, новая промокашка, непромокаемый плащ, подмоченная репутация.
5. 1) макать блины в варенье
2) макай сухарь в молоко
3) обмакни печенье в чай
4) непромокаемый брезент
5) вымокнуть до нитки
6) полное намокание
7) промочила ноги
8) намочите тряпку
9) смочите лицо
10) промокающие ботинки
6. промокашка, макать, непромокаемая, отмокать.
7. 4
8. 3
9. 3
10. Приравнять величины, точное сравнение, сровнять с землёй, уравнение с двумя неизвестными, равноценный обмен, мы с ним ровесники, уравнять в правах, сравнять в значении, уровень воды, подровнять кусты, разровнять песок, выровнять дорогу, равняться на знамя.
Искл.: уровень, ровесники.
11. 23
12. Равноденствие, сравнительный, подравняйтесь, сравнять, равняться.
13. Выровнять, сровнять, ровнять, уровень, выровнять.
14. 235
15. 35
16. Мы выровняли дорожку, но попали под дождь и вымокли.
Повысился ли уровень воды в реке?
Вася любил макать печенье с шоколадом в молоко.
Алина поравнялась с другом, который ей очень нравился.
Мама сказала: «Высуши свои ботинки, они очень сильно промокли».
17. 1) равнина, обмакнуть, поравняться, уравнение.
2) непромокаемое, заровнять, промокашку.
18. Выровненном, наравне, равняйсь, равняет, сровняло, выровнялись.