16 сентября 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рабочий лист по теме «Чередование гласных в корне»
Рабочий лист может пригодиться для подготовки к заданию 9 (ЕГЭ) и заданиям 6-7 (ОГЭ).
чередование.docx
чередование.pdf
1. Распределите слова на два столбика: 1) с корнем -КАС-; 2) с корнем -КОС-.
Прик..сался, прик..сновение, к..сички, по к..сательной, к..снусь, неприк..самый, к..снёшься, вык..сил, к..снитесь, пок..сившийся, соприк..салась, к..сание, прик..снуться, к..сарь, иск..са.
2. Выпишите из предыдущего задания слова с проверяемой гласной в корне.
3. Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.
1) прил..жить
2) прол..гать
3) местопол..жение
4) прил..гательное
5) выл..жить
6) пол..г
7) сл..жение
8) изл..жение
9) пол..жить
10) зал..жить
11) прил..гаемый
12) сл..гаемое
13) распол..гать
14) изл..гать
15) сосл..гательный
4. Составьте предложения с 3 любыми словами из предыдущего задания.
5. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни.
Заж..гательный танец, соб..раться на экзамен, соб..ру урожай, изб..рательная кампания, бл..стеть на солнце, зап..рать на замок, расст..лить скатерть, интересное словосоч..тание, бл..снуть умом, бл..стать в свете, выж..гать рисунок, зап..реть дом, приб..рать комнату, бл..стящий ответ, зам..реть от страха, пон..мать друга, раст..раться полотенцем.
6. Распределите на 2 столбика: 1) слова с чередованием Е/И в корне; 2) проверяемые гласные в корне.
Зам..реть от восторга, прим..рить друзей, изм..рить длину, не заж..гать свечу, оп..раться на друга, п..ровать от души, зад..рать нос, прим..рить юбку, наб..рёшь вес, приб..раться в доме.
7. Исправьте орфографические ошибки в тексте. Выпишите только слова, в которых были допущены ошибки.
Раннее утро. Солнце ещё не выглянуло из-за дальнего леса, но Ване не спится. Сегодня они с дедом собераются на делянку. Дед редко берёт его с собой, ведь делянка распологается очень далеко. К ней приходится продераться сквозь густые зарасли и даже проходить опасный участок лесного болота.
Ваня любит бывать на делянке и теперь с замеранием сердца ждёт сигнала отправляться в путь. Но дед не торопится, даёт внуку выспаться. Только вечером они смогут отдохнуть, снять тяжёлые рюкзаки, примутся разжегать костёр и печь картошку. Утром Ваня станет помогать деду, а в перерывах между работой собирёт для своего гербария ростения, которых в других местах не встречал.
8. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне.
Роса, растение, роскошь, подрастать, растяпа, возложить, предполагать, растворить, растаять, ложный, лагерь, расположиться, оросить, отрасль, вложить.
9. В каком ряду во всех словах пишется буква О? Найдите все варианты ответа.
1) выр..сли, р..стовщик, Р..стовская область
2) зар..стает, р..сток, выр..щенный
3) отр..сль, зар..сли, водор..сли
4) прор..стить, р..стительность, прор..щённый
5) Р..стислав, на выр..ст, пор..сль.
10. Выпишите из предыдущего задания все исключения.
11. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни.
Ск..кать на лошади, решительный ск..чок, соск..чить с седла, проск..чить поворот, остановить на ск..ку, подск..чить от испуга, выск..чить из-за угла, ужасный выск..чка, хороший ск..кун, ск..чкообразный полёт.
12. Исключите лишнее слово из каждого ряда.
1) выр..стать, р..стение, р..сточек, произр..стать
2) изб..рательный, прот..реть, пост..лить, прод..рётся
3) выж..гаю, бл..стеть, прим..рить, зам..рает
4) б..рлога, заст..лить, кл..нировать, ст..рать (бельё)
13. Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит правописание гласных в этой группе корней?
1) тв..рить
2) з..ря
3) з..рянка
4) тв..рец
5) уг..релый
6) заг..релая
7) г..релка
8) прекл..няться
9) покл..ниться
10) выг..рки
11) прекл..нный
12) сотв..рить
14. Выберите только верные утверждения.
1) СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
2) БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
3) ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
4) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
5) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
6) ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
7) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
8) ЗАГОРЕЛЫЙ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
9) РАСТУЩИЙ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.
10) ЗАМИРАТЬ (от восторга) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
11) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
12) БЛИСТАЮЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
13) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
15. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется И.
Утро зан_(1)малось над селом, роса бл_(2)стела. Вокруг п_(3)стрела листьями наб_(4)рающая силу осень. Солнце уже не обж_(5)гало своими лучами. Сп_(6)койная равнина зам_(7)рла в ожидании х_(8)лодов.
16. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется Е.
Вечером я соб_(1)ру все т_(2)тради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у тел_(3)визора и наслаждаться бл_(4)стящей игрой актеров. Начина_(5)тся фильм. Загорелый юноша прод_(6)рается сквозь заросли и заб_(7)рается на дерево, зам_(8)рая там, как дикий зверь.
17. Вставьте пропущенные буквы. Укажите цифры, на месте которых пишется О.
Волны неслись к берегу и выбрасыв_(1)ли на песок водор_(2)сли. Было приятно заг_(3)рать на берегу, изредка ощущая лёгкое прик_(4)сновение ветерка, вслушив_(5)ясь в ш_(6)рохи трав. Мы предпол_(7)гали задержаться здесь подольше.
18. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется А.
Вдоль речки распол_(1)галась дорога. По ней, стараясь с_(2)хранить р_(3)внение в рядах, бодро шагали ребята. Они предпол_(4)гали на правом берегу разбить лагерь, разл_(5)жить костёр, приг_(6)товить обед, попл_(7)вать, позаг_(8)рать.
19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) безотл..гательный, р..сток, пл..вательный
2) выр..щенный, ск..ковой, к..сание
3) выб..рать, расст..лить, выж..гание
4) приг..рание, утв..рь, покл..нение
5) прид..рчивый, изб..рательная, бл..стательный
20. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Летом я очень сильно заг..рел, так как ездил вместе с родителями на юг. Но важно заг..рать правильно и осторожно, чтобы совсем не обг..реть. Этому меня научила мама.
Сейчас она соб..рается подавать ужин. Слышу, как мама заж..гает плиту и раскладывает ложки и вилки, а потом наб..рает в чайник воды.
Пока идут приготовления к ужину, я учусь писать изл..жение. В учебнике сказано, что мысли важно изл..гать последовательно и чётко. Предл..жения должны быть распространёнными, а высказанные пол..жения предл..гается доказать примерами.
Когда я доч..тал до конца, вспомнил, что ещё не сделал биологию. На уроке мы изучали р..стения, и я узнал, что деревья одного вида и возр..ста часто ср..стаются стволами. Всё это очень интересно, но меня уже зовут к ужину.
Ответы
1. КАС: прикасался, по касательной, неприкасаемый, соприкасалась, касание.
КОС: прикосновение, косички, коснусь, коснёшься, выкосил, коснитесь, покосившийся, прикоснуться, косарь, искоса.
2. Косички, выкосил, косарь, искоса.
3. 1) о
2) а
3) о
4) а
5) о
6) о
7) о
8) о
9) о
10) о
11) а
12) а
13) а
14) а
15) а
4. На уроке я написал прекрасное сжатое изложение. К сожалению, мы не располагаем временем. Что такое сослагательное наклонение глагола?
5. Зажигательный танец, собираться на экзамен, соберу урожай, избирательная кампания, блестеть на солнце, запирать на замок, расстелить скатерть, интересное словосочетание, блеснуть умом, блистать в свете, выжигать рисунок, запереть дом, прибирать комнату, блестящий ответ, замереть от страха, понимать друга, растираться полотенцем.
6. 1) Замереть от восторга, не зажигать свечу, опираться на друга, задирать нос, наберёшь вес, прибираться в доме.
2) примирить друзей, измерить длину, пировать от души, примерить юбку.
7. Собираются, располагается, продираться, заросли, замиранием, разжигать, соберёт, растения.
8. растение, подрастать, возложить, предполагать, растворить, расположиться, отрасль, вложить.
9. 15
10. Ростовщик, Ростовская область, росток, отрасль, Ростислав, на вырост.
11. Скакать на лошади, решительный скачок, соскочить с седла, проскочить поворот, остановить на скаку, подскочить от испуга, выскочить из-за угла, ужасный выскочка, хороший скакун, скачкообразный полёт.
12. 1) росточек
2) избирательный
3) примирить
4) застелить
13. 1) творить
2) заря
3) зарянка
4) творец
5) угорелый
6) загорелая
7) горелка
8) преклоняться
9) поклониться
10) выгарки
11) преклонный
12) сотворить
14. 3, 8, 9, 13
15. 145
16. 12345
17. 2346
18. 1347
19. 25
20. Летом я очень сильно загорел, так как ездил вместе с родителями на юг. Но важно загорать правильно и осторожно, чтобы совсем не обгореть. Этому меня научила мама.
Сейчас она собирается подавать ужин. Слышу, как мама зажигает плиту и раскладывает ложки и вилки, а потом набирает в чайник воды.
Пока идут приготовления к ужину, я учусь писать изложение. В учебнике сказано, что мысли важно излагать последовательно и чётко. Предложения должны быть распространёнными, а высказанные положения предлагается доказать примерами.
Когда я дочитал до конца, вспомнил, что ещё не сделал биологию. На уроке мы изучали растения, и я узнал, что деревья одного вида и возраста часто срастаются стволами. Всё это очень интересно, но меня уже зовут к ужину.
чередование.docx
чередование.pdf
1. Распределите слова на два столбика: 1) с корнем -КАС-; 2) с корнем -КОС-.
Прик..сался, прик..сновение, к..сички, по к..сательной, к..снусь, неприк..самый, к..снёшься, вык..сил, к..снитесь, пок..сившийся, соприк..салась, к..сание, прик..снуться, к..сарь, иск..са.
2. Выпишите из предыдущего задания слова с проверяемой гласной в корне.
3. Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.
1) прил..жить
2) прол..гать
3) местопол..жение
4) прил..гательное
5) выл..жить
6) пол..г
7) сл..жение
8) изл..жение
9) пол..жить
10) зал..жить
11) прил..гаемый
12) сл..гаемое
13) распол..гать
14) изл..гать
15) сосл..гательный
4. Составьте предложения с 3 любыми словами из предыдущего задания.
5. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни.
Заж..гательный танец, соб..раться на экзамен, соб..ру урожай, изб..рательная кампания, бл..стеть на солнце, зап..рать на замок, расст..лить скатерть, интересное словосоч..тание, бл..снуть умом, бл..стать в свете, выж..гать рисунок, зап..реть дом, приб..рать комнату, бл..стящий ответ, зам..реть от страха, пон..мать друга, раст..раться полотенцем.
6. Распределите на 2 столбика: 1) слова с чередованием Е/И в корне; 2) проверяемые гласные в корне.
Зам..реть от восторга, прим..рить друзей, изм..рить длину, не заж..гать свечу, оп..раться на друга, п..ровать от души, зад..рать нос, прим..рить юбку, наб..рёшь вес, приб..раться в доме.
7. Исправьте орфографические ошибки в тексте. Выпишите только слова, в которых были допущены ошибки.
Раннее утро. Солнце ещё не выглянуло из-за дальнего леса, но Ване не спится. Сегодня они с дедом собераются на делянку. Дед редко берёт его с собой, ведь делянка распологается очень далеко. К ней приходится продераться сквозь густые зарасли и даже проходить опасный участок лесного болота.
Ваня любит бывать на делянке и теперь с замеранием сердца ждёт сигнала отправляться в путь. Но дед не торопится, даёт внуку выспаться. Только вечером они смогут отдохнуть, снять тяжёлые рюкзаки, примутся разжегать костёр и печь картошку. Утром Ваня станет помогать деду, а в перерывах между работой собирёт для своего гербария ростения, которых в других местах не встречал.
8. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне.
Роса, растение, роскошь, подрастать, растяпа, возложить, предполагать, растворить, растаять, ложный, лагерь, расположиться, оросить, отрасль, вложить.
9. В каком ряду во всех словах пишется буква О? Найдите все варианты ответа.
1) выр..сли, р..стовщик, Р..стовская область
2) зар..стает, р..сток, выр..щенный
3) отр..сль, зар..сли, водор..сли
4) прор..стить, р..стительность, прор..щённый
5) Р..стислав, на выр..ст, пор..сль.
10. Выпишите из предыдущего задания все исключения.
11. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни.
Ск..кать на лошади, решительный ск..чок, соск..чить с седла, проск..чить поворот, остановить на ск..ку, подск..чить от испуга, выск..чить из-за угла, ужасный выск..чка, хороший ск..кун, ск..чкообразный полёт.
12. Исключите лишнее слово из каждого ряда.
1) выр..стать, р..стение, р..сточек, произр..стать
2) изб..рательный, прот..реть, пост..лить, прод..рётся
3) выж..гаю, бл..стеть, прим..рить, зам..рает
4) б..рлога, заст..лить, кл..нировать, ст..рать (бельё)
13. Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит правописание гласных в этой группе корней?
1) тв..рить
2) з..ря
3) з..рянка
4) тв..рец
5) уг..релый
6) заг..релая
7) г..релка
8) прекл..няться
9) покл..ниться
10) выг..рки
11) прекл..нный
12) сотв..рить
14. Выберите только верные утверждения.
1) СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
2) БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
3) ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
4) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
5) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
6) ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
7) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
8) ЗАГОРЕЛЫЙ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.
9) РАСТУЩИЙ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.
10) ЗАМИРАТЬ (от восторга) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
11) БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
12) БЛИСТАЮЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
13) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
15. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется И.
Утро зан_(1)малось над селом, роса бл_(2)стела. Вокруг п_(3)стрела листьями наб_(4)рающая силу осень. Солнце уже не обж_(5)гало своими лучами. Сп_(6)койная равнина зам_(7)рла в ожидании х_(8)лодов.
16. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется Е.
Вечером я соб_(1)ру все т_(2)тради и учебники в портфель. Теперь можно расположиться у тел_(3)визора и наслаждаться бл_(4)стящей игрой актеров. Начина_(5)тся фильм. Загорелый юноша прод_(6)рается сквозь заросли и заб_(7)рается на дерево, зам_(8)рая там, как дикий зверь.
17. Вставьте пропущенные буквы. Укажите цифры, на месте которых пишется О.
Волны неслись к берегу и выбрасыв_(1)ли на песок водор_(2)сли. Было приятно заг_(3)рать на берегу, изредка ощущая лёгкое прик_(4)сновение ветерка, вслушив_(5)ясь в ш_(6)рохи трав. Мы предпол_(7)гали задержаться здесь подольше.
18. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры на месте которых пишется А.
Вдоль речки распол_(1)галась дорога. По ней, стараясь с_(2)хранить р_(3)внение в рядах, бодро шагали ребята. Они предпол_(4)гали на правом берегу разбить лагерь, разл_(5)жить костёр, приг_(6)товить обед, попл_(7)вать, позаг_(8)рать.
19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) безотл..гательный, р..сток, пл..вательный
2) выр..щенный, ск..ковой, к..сание
3) выб..рать, расст..лить, выж..гание
4) приг..рание, утв..рь, покл..нение
5) прид..рчивый, изб..рательная, бл..стательный
20. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Летом я очень сильно заг..рел, так как ездил вместе с родителями на юг. Но важно заг..рать правильно и осторожно, чтобы совсем не обг..реть. Этому меня научила мама.
Сейчас она соб..рается подавать ужин. Слышу, как мама заж..гает плиту и раскладывает ложки и вилки, а потом наб..рает в чайник воды.
Пока идут приготовления к ужину, я учусь писать изл..жение. В учебнике сказано, что мысли важно изл..гать последовательно и чётко. Предл..жения должны быть распространёнными, а высказанные пол..жения предл..гается доказать примерами.
Когда я доч..тал до конца, вспомнил, что ещё не сделал биологию. На уроке мы изучали р..стения, и я узнал, что деревья одного вида и возр..ста часто ср..стаются стволами. Всё это очень интересно, но меня уже зовут к ужину.
Ответы
1. КАС: прикасался, по касательной, неприкасаемый, соприкасалась, касание.
КОС: прикосновение, косички, коснусь, коснёшься, выкосил, коснитесь, покосившийся, прикоснуться, косарь, искоса.
2. Косички, выкосил, косарь, искоса.
3. 1) о
2) а
3) о
4) а
5) о
6) о
7) о
8) о
9) о
10) о
11) а
12) а
13) а
14) а
15) а
4. На уроке я написал прекрасное сжатое изложение. К сожалению, мы не располагаем временем. Что такое сослагательное наклонение глагола?
5. Зажигательный танец, собираться на экзамен, соберу урожай, избирательная кампания, блестеть на солнце, запирать на замок, расстелить скатерть, интересное словосочетание, блеснуть умом, блистать в свете, выжигать рисунок, запереть дом, прибирать комнату, блестящий ответ, замереть от страха, понимать друга, растираться полотенцем.
6. 1) Замереть от восторга, не зажигать свечу, опираться на друга, задирать нос, наберёшь вес, прибираться в доме.
2) примирить друзей, измерить длину, пировать от души, примерить юбку.
7. Собираются, располагается, продираться, заросли, замиранием, разжигать, соберёт, растения.
8. растение, подрастать, возложить, предполагать, растворить, расположиться, отрасль, вложить.
9. 15
10. Ростовщик, Ростовская область, росток, отрасль, Ростислав, на вырост.
11. Скакать на лошади, решительный скачок, соскочить с седла, проскочить поворот, остановить на скаку, подскочить от испуга, выскочить из-за угла, ужасный выскочка, хороший скакун, скачкообразный полёт.
12. 1) росточек
2) избирательный
3) примирить
4) застелить
13. 1) творить
2) заря
3) зарянка
4) творец
5) угорелый
6) загорелая
7) горелка
8) преклоняться
9) поклониться
10) выгарки
11) преклонный
12) сотворить
14. 3, 8, 9, 13
15. 145
16. 12345
17. 2346
18. 1347
19. 25
20. Летом я очень сильно загорел, так как ездил вместе с родителями на юг. Но важно загорать правильно и осторожно, чтобы совсем не обгореть. Этому меня научила мама.
Сейчас она собирается подавать ужин. Слышу, как мама зажигает плиту и раскладывает ложки и вилки, а потом набирает в чайник воды.
Пока идут приготовления к ужину, я учусь писать изложение. В учебнике сказано, что мысли важно излагать последовательно и чётко. Предложения должны быть распространёнными, а высказанные положения предлагается доказать примерами.
Когда я дочитал до конца, вспомнил, что ещё не сделал биологию. На уроке мы изучали растения, и я узнал, что деревья одного вида и возраста часто срастаются стволами. Всё это очень интересно, но меня уже зовут к ужину.