3 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рабочий лист по теме «Языковые нормы»
Тренировочные задания по орфоэпическим, лексическим и грамматическим нормам.
нормы.docx
нормы.pdf
1. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) навралА
2) озлобИть
3) вероисповедАние
4) ободренА
5) закупОрить
2. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) освЕдомиться
2) средствА
3) кухОнный
4) добралА
5) накренИтся
3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) лОктя
2) надЕлит (полномочиями)
3) кровотОчит
4) снятА
5) тамОжня
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Из ярко освещённых, переливающихся всеми цветами радуги дверей несётся оглушительная РИТМИЧНАЯ музыка.
2) Между странами установились доверительные и ДРУЖЕСТВЕННЫЕ отношения.
3) В СЛОВЕСНОМ составе языка не все элементы одинаково подвижны
и чувствительны к изменениям.
4) Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
5) Утром сошёл мощный сель, который ПЕРЕГОРОДИЛ русло реки.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Природа восхищает нас ВЕЧНОЙ красотой и удивляет своим величием.
2) У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.
3) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс –– это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
4) Спортсмен с трудом расшнуровал ЛЕДЯНЫМИ пальцами лыжные ботинки.
5) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Он встал и окинул собравшихся горделивым, исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
2) Впереди весна –– самая КРАСОЧНАЯ пора жизни всего живого на Земле.
3) На Кубе вы сможете посетить ПОПУЛЯРНЫЙ курорт Варадеро.
4) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
5) Весь объём ТЕХНИЧНОГО переоснащения здания театра выполнен международной творческой командой из пяти стран мира.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) СЕМИСТАМИ жителями
2) нет ТУФЕЛЬ
3) мягких КРЕСЕЛ
4) ДВУМСТАМ пятидесяти рублям
5) без САПОГ
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) много ВАФЛЕЙ
2) цепь ОБЛАКОВ
3) ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
4) опытные ДОКТОРА
5) ВЫЛОЖИ на сайт
9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) у ОБОИХ учеников
2) ВЕКТОРЫ движения
3) ЛЖЁТЕ
4) в ТЫСЯЧУ девяностом году
5) день ИМЕНИН
10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Певец, с которым мы познакомились во время поездки, пришёл на собрание писателей и подарил нам бесплатно несколько своих пластинок.
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы управляемого слова
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В Забайкальском крае можно заметить не только немало интересных особенностей в почве и растительности, но и в большом видовом разнообразии животного мира.
2. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по предъявлению паспорта и соответствующего удостоверения о полномочиях.
3. Подводя неутешительные итоги обсуждения нового проекта, одним из докладчиков были намечены основные задачи повышения конкурентоспособности компании на мировом рынке чёрной металлургии.
4. Столичные театральные критики отметили, что исполнитель не просто вжился в роль, но стал намного эмоциональнее, чем на премьере оперы Николая Римского-Корсакова «Царской невесты» в декабре прошлого года.
5. Потом она осторожно спросила, что не будет ли удобнее Илье на время отпуска переехать на дачу к родителям.
6. Лариса заворожённо смотрела на пароход «Ласточка».
7. Молодёжь собралась в клубе.
8. Книга, лежащая на столе, была интересной.
9. Заблудившись в лесу, он принялся искать дорогу.
17. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
3. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.
4. Все, кто приближается к площади, ещё издали видят необыкновенной красоты храм, ставший символом города.
5. Журналист Игорь Сокольский известен читателям по публикациям в газете «Аргументы и факты».
6. Ряд домов стоял в конце деревни.
7. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.
8. Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи.
9. Нас было пятеро.
18. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Лингвист А. А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка».
2. Я увлеклась рассказом Чехова «Дама с собачкой».
3. Критично относясь к другим, мы часто не замечаем собственные недостатки.
4. Токарь выточил деталь согласно нарисованного чертежа.
5. Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри.
6. Все, кто побывал на спектакле, были в полном восторге от игры актёров.
7. Переходя улицу, мы часто нарушаем правила.
8. Нефтяные загрязнения являются угрозой всему живому в Мировом океане, возникающие при транспортировке нефти.
9. Когда комья снега временами срывались с высоких сосен, они нарушат тишину.
19. Составьте словосочетания, определите падеж управляемого слова.
1) Больше времени уделять (чтение книг)
2) Вопреки (противопожарные действия)
3) Восхищаться (благородный поступок)
4) Гордиться (свои ученики)
5) Избежать (серьёзная опасность)
6) Побудить (решительные действия)
7) По истечении (десять дней)
20. Определите род несклоняемых существительных.
Какаду, мадемуазель, шимпанзе, пони, маэстро, буржуа, фрау, авеню, кольраби, кашне, радио, кофе, салями, киви.
Ответы
1. 14
2. 145
3. 145
4. словарном
5. памятливым
6. технического
7. семьюстами
8. вафель
9. тысяча
10. бесплатно
11. спросонья
12. опущенные
13. часть
14. впечатление
15. внимания
16. 34125
17. 87231
18. 45891
19. 1) Больше времени уделять чтению книг
2) Вопреки противопожарным действиям
3) Восхищаться благородным поступком
4) Гордиться своими учениками
5) Избежать серьёзной опасности
6) Побудить к решительным действиям
7) По истечении десяти дней
20. Какаду (м.р.), мадемуазель (ж.р.), шимпанзе (м.р.), пони (м.р.), маэстро (м.р.), буржуа (м.р.), фрау (ж.р.), авеню (ж.р.), кольраби (ж.р.), кашне (ср.р.), радио (ср.р.), кофе (м.р.), салями (ж.р.), киви (ср.р.).
нормы.docx
нормы.pdf
1. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) навралА
2) озлобИть
3) вероисповедАние
4) ободренА
5) закупОрить
2. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) освЕдомиться
2) средствА
3) кухОнный
4) добралА
5) накренИтся
3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) лОктя
2) надЕлит (полномочиями)
3) кровотОчит
4) снятА
5) тамОжня
4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Из ярко освещённых, переливающихся всеми цветами радуги дверей несётся оглушительная РИТМИЧНАЯ музыка.
2) Между странами установились доверительные и ДРУЖЕСТВЕННЫЕ отношения.
3) В СЛОВЕСНОМ составе языка не все элементы одинаково подвижны
и чувствительны к изменениям.
4) Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
5) Утром сошёл мощный сель, который ПЕРЕГОРОДИЛ русло реки.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Природа восхищает нас ВЕЧНОЙ красотой и удивляет своим величием.
2) У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.
3) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс –– это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
4) Спортсмен с трудом расшнуровал ЛЕДЯНЫМИ пальцами лыжные ботинки.
5) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
6. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Он встал и окинул собравшихся горделивым, исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
2) Впереди весна –– самая КРАСОЧНАЯ пора жизни всего живого на Земле.
3) На Кубе вы сможете посетить ПОПУЛЯРНЫЙ курорт Варадеро.
4) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
5) Весь объём ТЕХНИЧНОГО переоснащения здания театра выполнен международной творческой командой из пяти стран мира.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) СЕМИСТАМИ жителями
2) нет ТУФЕЛЬ
3) мягких КРЕСЕЛ
4) ДВУМСТАМ пятидесяти рублям
5) без САПОГ
8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) много ВАФЛЕЙ
2) цепь ОБЛАКОВ
3) ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
4) опытные ДОКТОРА
5) ВЫЛОЖИ на сайт
9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) у ОБОИХ учеников
2) ВЕКТОРЫ движения
3) ЛЖЁТЕ
4) в ТЫСЯЧУ девяностом году
5) день ИМЕНИН
10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Певец, с которым мы познакомились во время поездки, пришёл на собрание писателей и подарил нам бесплатно несколько своих пластинок.
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное употребление падежной формы управляемого слова
Д) ошибка в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В Забайкальском крае можно заметить не только немало интересных особенностей в почве и растительности, но и в большом видовом разнообразии животного мира.
2. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по предъявлению паспорта и соответствующего удостоверения о полномочиях.
3. Подводя неутешительные итоги обсуждения нового проекта, одним из докладчиков были намечены основные задачи повышения конкурентоспособности компании на мировом рынке чёрной металлургии.
4. Столичные театральные критики отметили, что исполнитель не просто вжился в роль, но стал намного эмоциональнее, чем на премьере оперы Николая Римского-Корсакова «Царской невесты» в декабре прошлого года.
5. Потом она осторожно спросила, что не будет ли удобнее Илье на время отпуска переехать на дачу к родителям.
6. Лариса заворожённо смотрела на пароход «Ласточка».
7. Молодёжь собралась в клубе.
8. Книга, лежащая на столе, была интересной.
9. Заблудившись в лесу, он принялся искать дорогу.
17. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
3. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.
4. Все, кто приближается к площади, ещё издали видят необыкновенной красоты храм, ставший символом города.
5. Журналист Игорь Сокольский известен читателям по публикациям в газете «Аргументы и факты».
6. Ряд домов стоял в конце деревни.
7. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.
8. Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи.
9. Нас было пятеро.
18. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) неправильное употребление падежной управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Лингвист А. А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка».
2. Я увлеклась рассказом Чехова «Дама с собачкой».
3. Критично относясь к другим, мы часто не замечаем собственные недостатки.
4. Токарь выточил деталь согласно нарисованного чертежа.
5. Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри.
6. Все, кто побывал на спектакле, были в полном восторге от игры актёров.
7. Переходя улицу, мы часто нарушаем правила.
8. Нефтяные загрязнения являются угрозой всему живому в Мировом океане, возникающие при транспортировке нефти.
9. Когда комья снега временами срывались с высоких сосен, они нарушат тишину.
19. Составьте словосочетания, определите падеж управляемого слова.
1) Больше времени уделять (чтение книг)
2) Вопреки (противопожарные действия)
3) Восхищаться (благородный поступок)
4) Гордиться (свои ученики)
5) Избежать (серьёзная опасность)
6) Побудить (решительные действия)
7) По истечении (десять дней)
20. Определите род несклоняемых существительных.
Какаду, мадемуазель, шимпанзе, пони, маэстро, буржуа, фрау, авеню, кольраби, кашне, радио, кофе, салями, киви.
Ответы
1. 14
2. 145
3. 145
4. словарном
5. памятливым
6. технического
7. семьюстами
8. вафель
9. тысяча
10. бесплатно
11. спросонья
12. опущенные
13. часть
14. впечатление
15. внимания
16. 34125
17. 87231
18. 45891
19. 1) Больше времени уделять чтению книг
2) Вопреки противопожарным действиям
3) Восхищаться благородным поступком
4) Гордиться своими учениками
5) Избежать серьёзной опасности
6) Побудить к решительным действиям
7) По истечении десяти дней
20. Какаду (м.р.), мадемуазель (ж.р.), шимпанзе (м.р.), пони (м.р.), маэстро (м.р.), буржуа (м.р.), фрау (ж.р.), авеню (ж.р.), кольраби (ж.р.), кашне (ср.р.), радио (ср.р.), кофе (м.р.), салями (ж.р.), киви (ср.р.).