16 января 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Контрольные диктанты для 10 класса
Диктанты по темам 10 класса с грамматическими заданиями.
диктанты10.docx
диктанты10.pdf
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-9 классах»
Некоторые музеи, наполненные теплом и светом, напоминают живой дом. Например, комнаты дома Пушкина в Михайловском пронизаны запахами свежей земли и хорошего дерева. А когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над этим удивительным местом.
По истечении времени дом пропитывается запахами воска и мёда, потому что на усадьбе зацветают липы. Они стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы.
В доме много хорошего псковского льняного белья: скатертей, полотенец, занавесей, от которых исходит прохладный и крепкий аромат. Когда льняные вещи стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими мастерицами на старинных ткацких станках.
Нельзя не отметить удивительное свойство вещей из льна: там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека, а тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку и утирается льняным полотенцем, — почти никогда не простужается.
Как и все псковичи, пушкинские крестьяне издревле любили выращивать лён, который славился как по всей России, так и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, скупавшая лён и льняные изделия и отправлявшая их за границу.
От льна, цветов, яблок в Михайловском всегда пахнет солнцем и чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей из разных уголков мира.
203 слова
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: наполненные, пропитывается, псковского.
II вариант: вытканными, пушкинские, славился.
2. Синтаксический разбор:
I вариант. А когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над этим удивительным местом.
II вариант. По истечении времени дом пропитывается запахами воска и мёда, потому что на усадьбе зацветают липы.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты:
I вариант: в 1 и 3 абзацах.
II вариант: в предпоследнем абзаце.
4. Из 1-2 абзаца выпишите ССП и подчеркните грамматические основы.
5. В 4-6 абзацах найдите и подчеркните вводное словосочетание.
Контрольный диктант по теме «Морфология. Морфологические нормы»
Снится Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме. Наступает длинный зимний вечер. Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову. Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, а то присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку, высморкается и опять понюхает.
В комнате тускло горит одна сальная свечка. А в летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей. Это частью делалось по привычке, частью из экономии.
На креслах в гостиной сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома. Между собеседниками царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом. Новостей извне получается мало.
Ничто не нарушало однообразия жизни обломовцев. Они сами не тяготились ею, потому что и не представляли себе другой жизни. Другой жизни они не хотели и не любили бы. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра.
162 слова
(По И.А. Гончарову)
Грамматическое задание
1. Морфемный и словообразовательный разбор:
I вариант: гостиная, поджав, однообразия.
II вариант: заложив, представляли, послезавтра.
2. Морфологический разбор:
I вариант: почёсывая, табаку, сопят.
II вариант: прислушиваясь, свечей, сидят.
3. Образуйте все степени сравнения:
I вариант: длинный, лениво.
II вариант: внимательно, глубокое.
4. Определите разряды всех местоимений в последнем абзаце.
Контрольный диктант по теме «Орфография. Основные правила орфографии»
На краю дороги стоял дуб, который, вероятно, был в десять раз старше берез, составлявших лес. Он был во много раз толще и выше каждой березы. Это был огромный дуб с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Он один не хотел подчиняться обаянию весны, не хотел видеть ни весны, ни солнца.
В начале июня князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так его поразил. Старый дуб, весь преображённый, раскинулся шатром сочной, темной зелени. Он млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. На нём ничего не было видно: ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков молодые листья. Сложно было поверить, что это старик произвел их.
На князя Андрея нашло вдруг беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни теперь вспомнились ему.
160 слов
(По Л.Н. Толстому)
Грамматическое задание
1. Выделите приставки:
I вариант: на з-/c-.
II вариант: пре-/при- и неизменяемые приставки.
2. Выпишите слова с –н- и –нн-. Выделите суффиксы, над словами подпишите части речи:
I вариант: из 1 абзаца.
II вариант: из 2 и 3 абзаца.
3. Во 2 абзаце найдите предложение с обобщающим словом. Сделайте его синтаксический разбор.
4. Морфемный разбор:
I вариант: обломанной, несимметрично, колыхаясь.
II вариант: растопыренными, неуклюже, возвращаясь.
5. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Выделите корень.
Контрольный диктант по теме «Текст. Информационно-смысловая переработка текста»
Родители и старшие в большинстве семей в воображении ребёнка создают образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей учителя. Однако кое-где, напротив, говорят ребёнку о существе, которое строго следит за любым малейшим проступком. Оно будет строго наказывать всех, кто не слушает старших, не ест всё, что даёт мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит. Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. Они едва ли захотели бы ходить в школу.
Почему создаётся в одних семьях образ доктора Айболита, а в других – Бабы-Яги? Почему некоторые считают, что ребёнка легко воспитывать запугиванием? Мой опыт мне подсказывает: молодые родители просто не знают азбуку воспитания.
В канун первого сентября, сидя до глубокой ночи за своим письменным столом, я мечтаю, чтобы во всех старших классах школьники держали в руках самую красивую книгу и спешили на самый интересный урок чтобы студенты всех вузов и колледжей тоже держали ту же самую красивую книгу и спешили послушать самую интересную лекцию. А предмет из этих книг я бы назвал так: «Человек – созидатель Человека».
Педагогика становится обязательной наукой для всех, ведь быть воспитателем – гражданский долг каждого члена общества
.
182 слова
(По Ш.А. Амонашвили)
1. Определите стиль предложенного текста и основной тип речи. Докажите свою точку зрения.
2. Выпишите из 1 абзаца все контекстные синонимы.
3. Во 2 абзаце найдите и выпишите контекстные антонимы.
4. В 3 абзаце найдите и подчеркните примеры лексического повтора.
5. Сформулируйте авторскую позицию, найдя в тексте ответ на проблемный вопрос: «Каким должен быть учитель?» Сформулируйте свою точку зрения и приведите пример-аргумент.
Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса
Солнце, похожее на блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Уходя на покой, оно собирало тучи, словно красивая ткачиха, разбросавшая свою золотую пряжу. Степь была от этого переменчивой и чарующей. Травы катились вдаль, будто морские волны, а лучи заходящего солнца играли на них тысячами, сотнями тысяч цветов. Тучи покрывали степь не то лёгкой позолотой, не то ярко-красным тончайшим шёлком, не то мельчайшей пылью или полупрозрачным сиреневым платком.
Безбрежная, необъятная степь походила на океан. Казалось, этому океану нет ни конца, ни начала. И вот он стал тёмно-синим, нахмурился, и волны раскрашенных последними лучами солнца трав стали едва заметными. Тёмно-синее море начало чернеть, а тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез.
Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла. Зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись. Яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер.
164 слова
(По С. Сейфуллину)
Грамматическое задание:
1. Морфологический разбор:
I вариант: блюдце, разбросавшая.
II вариант: пряжу, раскрашенных.
2. Морфемный разбор:
I вариант: разбросавшая, тончайшим, казалось.
II вариант: заходящего, мельчайшей, упираясь.
3. Выделите суффиксы в причастиях из 1 абзаца, определите залог и время.
4. Выделите чередующиеся приставки в словах во втором абзаце.
5. Найдите в тексте прилагательные в превосходной степени сравнения. Выделите суффиксы. Образуйте сравнительную степень.
диктанты10.docx
диктанты10.pdf
Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-9 классах»
Некоторые музеи, наполненные теплом и светом, напоминают живой дом. Например, комнаты дома Пушкина в Михайловском пронизаны запахами свежей земли и хорошего дерева. А когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над этим удивительным местом.
По истечении времени дом пропитывается запахами воска и мёда, потому что на усадьбе зацветают липы. Они стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы.
В доме много хорошего псковского льняного белья: скатертей, полотенец, занавесей, от которых исходит прохладный и крепкий аромат. Когда льняные вещи стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими мастерицами на старинных ткацких станках.
Нельзя не отметить удивительное свойство вещей из льна: там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека, а тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку и утирается льняным полотенцем, — почти никогда не простужается.
Как и все псковичи, пушкинские крестьяне издревле любили выращивать лён, который славился как по всей России, так и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, скупавшая лён и льняные изделия и отправлявшая их за границу.
От льна, цветов, яблок в Михайловском всегда пахнет солнцем и чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей из разных уголков мира.
203 слова
Грамматическое задание
1. Морфемный разбор:
I вариант: наполненные, пропитывается, псковского.
II вариант: вытканными, пушкинские, славился.
2. Синтаксический разбор:
I вариант. А когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над этим удивительным местом.
II вариант. По истечении времени дом пропитывается запахами воска и мёда, потому что на усадьбе зацветают липы.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты:
I вариант: в 1 и 3 абзацах.
II вариант: в предпоследнем абзаце.
4. Из 1-2 абзаца выпишите ССП и подчеркните грамматические основы.
5. В 4-6 абзацах найдите и подчеркните вводное словосочетание.
Контрольный диктант по теме «Морфология. Морфологические нормы»
Снится Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме. Наступает длинный зимний вечер. Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову. Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, а то присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку, высморкается и опять понюхает.
В комнате тускло горит одна сальная свечка. А в летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей. Это частью делалось по привычке, частью из экономии.
На креслах в гостиной сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома. Между собеседниками царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом. Новостей извне получается мало.
Ничто не нарушало однообразия жизни обломовцев. Они сами не тяготились ею, потому что и не представляли себе другой жизни. Другой жизни они не хотели и не любили бы. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра.
162 слова
(По И.А. Гончарову)
Грамматическое задание
1. Морфемный и словообразовательный разбор:
I вариант: гостиная, поджав, однообразия.
II вариант: заложив, представляли, послезавтра.
2. Морфологический разбор:
I вариант: почёсывая, табаку, сопят.
II вариант: прислушиваясь, свечей, сидят.
3. Образуйте все степени сравнения:
I вариант: длинный, лениво.
II вариант: внимательно, глубокое.
4. Определите разряды всех местоимений в последнем абзаце.
Контрольный диктант по теме «Орфография. Основные правила орфографии»
На краю дороги стоял дуб, который, вероятно, был в десять раз старше берез, составлявших лес. Он был во много раз толще и выше каждой березы. Это был огромный дуб с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Он один не хотел подчиняться обаянию весны, не хотел видеть ни весны, ни солнца.
В начале июня князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так его поразил. Старый дуб, весь преображённый, раскинулся шатром сочной, темной зелени. Он млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. На нём ничего не было видно: ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков молодые листья. Сложно было поверить, что это старик произвел их.
На князя Андрея нашло вдруг беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни теперь вспомнились ему.
160 слов
(По Л.Н. Толстому)
Грамматическое задание
1. Выделите приставки:
I вариант: на з-/c-.
II вариант: пре-/при- и неизменяемые приставки.
2. Выпишите слова с –н- и –нн-. Выделите суффиксы, над словами подпишите части речи:
I вариант: из 1 абзаца.
II вариант: из 2 и 3 абзаца.
3. Во 2 абзаце найдите предложение с обобщающим словом. Сделайте его синтаксический разбор.
4. Морфемный разбор:
I вариант: обломанной, несимметрично, колыхаясь.
II вариант: растопыренными, неуклюже, возвращаясь.
5. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Выделите корень.
Контрольный диктант по теме «Текст. Информационно-смысловая переработка текста»
Родители и старшие в большинстве семей в воображении ребёнка создают образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей учителя. Однако кое-где, напротив, говорят ребёнку о существе, которое строго следит за любым малейшим проступком. Оно будет строго наказывать всех, кто не слушает старших, не ест всё, что даёт мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит. Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. Они едва ли захотели бы ходить в школу.
Почему создаётся в одних семьях образ доктора Айболита, а в других – Бабы-Яги? Почему некоторые считают, что ребёнка легко воспитывать запугиванием? Мой опыт мне подсказывает: молодые родители просто не знают азбуку воспитания.
В канун первого сентября, сидя до глубокой ночи за своим письменным столом, я мечтаю, чтобы во всех старших классах школьники держали в руках самую красивую книгу и спешили на самый интересный урок чтобы студенты всех вузов и колледжей тоже держали ту же самую красивую книгу и спешили послушать самую интересную лекцию. А предмет из этих книг я бы назвал так: «Человек – созидатель Человека».
Педагогика становится обязательной наукой для всех, ведь быть воспитателем – гражданский долг каждого члена общества
.
182 слова
(По Ш.А. Амонашвили)
1. Определите стиль предложенного текста и основной тип речи. Докажите свою точку зрения.
2. Выпишите из 1 абзаца все контекстные синонимы.
3. Во 2 абзаце найдите и выпишите контекстные антонимы.
4. В 3 абзаце найдите и подчеркните примеры лексического повтора.
5. Сформулируйте авторскую позицию, найдя в тексте ответ на проблемный вопрос: «Каким должен быть учитель?» Сформулируйте свою точку зрения и приведите пример-аргумент.
Итоговый контрольный диктант за курс 10 класса
Солнце, похожее на блюдце, остановилось, одним своим краем упираясь в далёкую черту горизонта. Уходя на покой, оно собирало тучи, словно красивая ткачиха, разбросавшая свою золотую пряжу. Степь была от этого переменчивой и чарующей. Травы катились вдаль, будто морские волны, а лучи заходящего солнца играли на них тысячами, сотнями тысяч цветов. Тучи покрывали степь не то лёгкой позолотой, не то ярко-красным тончайшим шёлком, не то мельчайшей пылью или полупрозрачным сиреневым платком.
Безбрежная, необъятная степь походила на океан. Казалось, этому океану нет ни конца, ни начала. И вот он стал тёмно-синим, нахмурился, и волны раскрашенных последними лучами солнца трав стали едва заметными. Тёмно-синее море начало чернеть, а тоненький краешек солнечного диска, как дорогой расплавленный металл, засиял на тёмном рубеже горизонта. Он становился всё меньше и меньше и вдруг как-то быстро исчез.
Алая заря закрыла всю западную половину неба, заиграла роскошными красками, потом улеглась, померкла. Зеленоватое покрывало раскинулось на её месте, а сумерки надвинулись. Яркими чёрными силуэтами, словно нарисованные, стали выделяться деревья, горы. Пришёл тихий июльский вечер.
164 слова
(По С. Сейфуллину)
Грамматическое задание:
1. Морфологический разбор:
I вариант: блюдце, разбросавшая.
II вариант: пряжу, раскрашенных.
2. Морфемный разбор:
I вариант: разбросавшая, тончайшим, казалось.
II вариант: заходящего, мельчайшей, упираясь.
3. Выделите суффиксы в причастиях из 1 абзаца, определите залог и время.
4. Выделите чередующиеся приставки в словах во втором абзаце.
5. Найдите в тексте прилагательные в превосходной степени сравнения. Выделите суффиксы. Образуйте сравнительную степень.