Пробники ЕГЭ
Математика, Физика, Информатика, Химия, Русский, Обществознание, Литература, История, Иностранные языки, География, Биология
+1
1 июля 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба

Информационный анализ текста. Задание №1

Пробные работы ЕГЭ по русскому языку
Задание №1. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).

2. Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3. Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.

5. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.




Задание №2. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Современного человека трудно удивить вопросами, что такое электричество или как происходит передача тепла – каждый имеет по этим поводам свое мнение. Кто –теоретическое, основанное на изучении физики, а большинство – памятуя незабываемые ощущения от удара током в процессе починки розетки при неотключенном напряжении на щитке или от случайного прикосновения к раскаленному утюгу. Но, конечно, гораздо меньшее число читателей знакомо с явлением термоэлектричества.

История открытия и последующего изучения термоэлектpичества насчитывает более двух веков и начинается с дискуссии между Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта.

В середине XVIII века популярной темой в науке стало изучения электрических явлений, в том числе и животного электричества, например, порождаемого электрическими скатами. Ввиду этого профессор Болонского университета физиолог Луиджи Гальвани стал изучать, что происходит с препарированной лягушкой при пропускании через нее тока. В результате многочисленных экспериментов Гальвани убедился, что электричество свойственно самому животному: от нервов к мышцам как бы протекает флюид и образуется цепь.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте широко используется лексика в переносном значении (незабываемые ощущения, животное электричество, протекает флюид), намеренное столкновение разностилевой лексики (ввиду этого, памятуя незабываемые ощущения от удара током при пропускании через нее тока).

2) Текст относится к официально-деловому стилю, так как информирует читателя о развитии учения о термоэлектричестве, в тексте содержатся конкретные фамилии и факты.

3) В тексте преобладают простые осложнённые и сложноподчинённые предложения, предложения с вводными конструкциями и причастными оборотами.

4) В тексте употребляются публицистические речевые клише (современный человек, свое мнение), яркие метафоры (передача тепла, образуется цепь), воздействующие на читателей, глаголы в форме повелительного наклонения.

5) В тексте преобладает абстрактная лексика, научные термины (физика, термоэлектричество, электричество), сочетания терминологического характера (напряжение на щитке, электричество свойственно), отглагольные существительные со значением действия (напряжение, прикосновение, изучение, ощущение), слова, указывающие на связь и последовательность мыслей (конечно, в том числе, например).




Задание №3. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

В этом году исполнилось 20 лет космическому туризму. В апреле 2001 года американский предприниматель итальянского происхождения Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире. Итоги его полета следующие: 8 месяцев подготовок, 7 дней в космосе, 128 вращений вокруг орбиты Земли, минус 20 миллионов долларов.

Идея космического туризма была впервые озвучена спустя лишь несколько лет, в конце 60-х годов прошлого века, после самого первого полета человека в космос. Однако активное развитие этой отрасли началось лишь в 80-х годах. Шарон Криста Маколифф, учитель истории в средних школах США, должна была стать тем самым первым космическим туристом. Наверно, напрашивается вопрос: почему именно обычный учитель летит в космос? Осенью 1984 года в США был объявлен конкурс под названием «Учитель в космосе». К тому времени уже был совершен ни один десяток успешных полетов в космос. Были сделаны предположения, что не только профессиональные космонавты, а каждый здоровый человек, пройдя специальную подготовку, имеет возможность полететь в космос. Летом следующего года вице-президент США Джордж Буш-старший объявил имя победительницы конкурса. Так Шарон Криста Маколифф осенью 1985 года начала свои тренировки, чтобы совершить полет в космос.

В конце января 1986 года шаттл «Челленджер» поднялся меньше чем за полторы минуты на высоту 14 км, а потом было его свободное падение в океан не более трех минут. Так можно описать несостоявшийся полет первого космического туриста. Полет был 10-ым по счету для данного Американского многоразового транспортного космического корабля «Челленджер». Все 7 членов экипажа шаттла вместе с Шарон Кристой Маколифф погибли. В этом году исполнилось 35 лет этой трагедии. После этой катастрофы правительство США запретило непрофессионалам полёты в космос. Стив Джобс, основатель корпорации Apple, тоже подавал заявку для полета в космос на том самом шаттле «Челленджер», но как мы знаем, она была отклонена.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст-фрагмент эссе. Его цель – поразмышлять об особенностях космического туризма, В начале текста приведена краткая справочная информация, объясняющая проблему, что свойственно для аналитического эссе.

2) В тексте используются лексические средства выразительности, характерные для публицистического стиля речи: общественно-публицистическая лексика (предприниматель, сделаны предположения, основатель корпорации), использование речевых стандартов (итальянского происхождения, развитие отрасли, имеет возможность, подавал заявку).

3)Текст относится к научному стилю, так как основная его функция- информировать читателя, в тексте содержатся конкретные цифры и факты.

4) В тексте употребляются отглагольные существительные (предположения, подготовка, падение), отыменные предлоги, специфические обороты официальной речи, сказуемые выражаются возвратными глаголами (20 лет исполнилось, развитие началось), страдательными причастиями в краткой форме (озвучена, совершен, сделаны, отклонена). Все это признаки официально-делового тиля речи.

5) Это текст публицистического стиля, потому что он предназначен для широкого круга читателей ввиду общественной значимости обсуждаемой проблемы.




Задание №4. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Эволюция подарила человеческому организму два способа избавляться от излишков тепла: во-первых, расширяются кровеносные сосуды, проводя тепло к поверхности тела и далее в окружающее пространство, а во-вторых, на коже выступает пот, охлаждающий ее при испарении. Когда эти механизмы не срабатывают, человек умирает. Звучит просто, но на самом деле это сложный каскадный процесс.

По мере того как внутренняя температура жертвы теплового удара повышается, сердце и легкие работают все более напряженно, накачивая кровь в расширившиеся сосуды. В какой-то момент сердце перестает справляться. Артериальное давление падает, что приводит к головокружению, походка становится неуверенной, речь – неразборчивой. Падает уровень соли в организме, и мышцы сводит судорогой. У многих жертв путаются мысли или даже начинается бред, и они не понимают, что им нужна немедленная помощь.

Поскольку кровь устремляется к перегретой коже, внутренние органы получают ее меньше, что приводит к ряду реакций, повреждающих или разрушающих клетки. Некоторые жертвы умирают, когда внутренняя температура их тела достигает всего 40 градусов Цельсия, другие могут несколько часов выдерживать температуру 42 градуса. Прогноз обычно менее благоприятный для очень молодых и для пожилых людей. Даже здоровые пожилые люди находятся в безусловно невыгодном положении: потовые железы с возрастом уменьшаются в размере. Жертвы теплового удара часто не чувствуют жажды, и потому не пьют. Потоотделение уже не может спасти, поскольку в организме не остается влаги, которой он мог бы пожертвовать. В этот момент у слабого человека может случиться инфаркт, а у более выносливых через некоторое время начинается сужение зрительного восприятия, возникают галлюцинации, а порой люди начинают срывать с себя одежду, которая – из-за возбуждения нервных окончаний – начинает казаться сделанной из наждачной бумаги.

Упасть в обморок на этом этапе – удача, поскольку кровеносные сосуды начинают терять прочность. Следующими на очереди могут быть мышцы, в том числе сердечные. Когда начинает «подтекать» желудочно-кишечный тракт, в кровь попадают токсины. Кровеносная система отвечает последним, отчаянным массированным ударом – свертыванием крови, из-за которого в еще большей опасности оказываются жизненно важные органы: почки, мочевой пузырь, сердце. Смерть близка.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст-фрагмент статьи журнала. Его задача – убедить читателя в необходимости защищать организм от чрезмерного перегревания. Текст образный, эмоциональный.

2) В тексте используются синтаксические средства выразительности, характерные для публицистического стиля речи: сложноподчинённые предложения с придаточными времени, следствия, изъяснительные, предложения с однородными членами, вводные конструкции.

3)Текст относится к научному стилю, так как используются предложения со структурой определения термина, вставные конструкции с пояснениями.

4) В тексте использованы глаголы в настоящем времени, которые выражают «вневременное», другими словами, признаковое значение и у которых ослаблено лексико-грамматическое значение времени, лица, числа.

5) Это текст научного стиля, потому что с точки зрения морфологии в нем отмечаем численное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, употребление имен существительных среднего рода, которые обозначают абстрактное понятие (испарение, реакции, положение), преобладание описательных прилагательных (артериальное, неразборчивый, пожилой, выносливый, зрительный).




Задание №5. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Водородная энергетика занимает важное место в выполнении планов по борьбе с углекислым драконом. В самом деле, если электричество можно генерировать с помощью безуглеродных источников, то с безуглеродным топливом и сырьем для химической и металлургической промышленности имеются очевидные трудности. Здесь-то и пригодится водород в качестве переносчика зеленой электроэнергии. Его можно заправлять в топливный бак автомобиля, и тот станет при движении выдавать не букет вредных продуктов горения бензина, а чистую воду; им можно одновременно отапливать дом и получать для него электричество с помощью высокотемпературного топливного элемента. Металлурги заменят им уголь в качестве восстановителя, а химики, используя в смеси с атмосферным углекислым газом, откажутся от ископаемого углеводородного сырья.

Конечно, есть и альтернативы. Так, в качестве энергоносителя можно выбрать твердый алюминий, обращаться с которым несравнимо проще, чем с газообразным водородом, или сжиженный воздух, который хотя бы не взрывоопасен. Однако стараниями экспертов, консультирующих лидеров ЕС, цивилизация, видимо, пойдет по пути безальтернативного использования именно водорода для этих нужд.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что его отличают логичность, объективность, абстрактность и обобщенность, что выражается на лексическом уровне в использовании терминов (водородная энергетика, химическая и металлургическая промышленность, атмосферный углекислый газ, углеводородное сырье).

2) Текст актуален, общественно значим по тематике, эмоционален, что выражается в метафорах (борьба с углекислым драконом, букет вредных продуктов).

3) Среди характерных для публицистического стиля речи языковых средств можно отметить непосредственное обращение к собеседнику, оправданный повтор слов, ряды однородных членов, отвлеченная лексика (выполнении, трудности, использования).

4) Научность данного текста на синтаксическом уровне выражается в использовании союзов, вводных слов логического характера (однако, конечно, так, видимо).

5) Задача данного текста информировать читателя о развитии водородной энергетике в современной России, дать точные сведения, имеющие практическое значение, а также рекомендации, указания.




Задание №6. Прочитайте текст и выполните после текстовое задание.

Современная оценка потерь советского народа во время Великой Отечественной войны (около 27 млн.) получена методом демографического баланса. Специалисты по возможности аккуратно сравнили данные довоенных переписей с послевоенными и, пересчитав по годам, установили, что при сохранении нормальных условий смертности и рождаемости в стране к концу 1945 года должно было бы быть на 27 млн. взрослого населения больше, чем оказалось в действительности. Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Метод не слишком строгий, но другого, имея в виду отвратительное качество учета, пока не придумали.

Что же до Первой мировой, то наиболее серьезные исследователи — в том числе царский генерал Н. Н. Головин, советский демограф Б. Ц. Урланис и задолго до него Е. З. Волков — независимо друг от друга дают оценки смертельных потерь русской армии в интервале от 1,7 до 2,0 млн. В среднем 1,8 млн плюс-минус 10 %. То есть жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.
А потом со страной и описывающей ее статистикой что-то случилось. Поменялись нормы.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что в нем содержится иллюстрированный материал, примеры и тщательные пояснения.

2) Языковые средства текста (антонимы смертность и рождаемость, эпитеты строгий, отвратительное, фразеологизм имея в виду) являются средством создания образа и передачи эмоционального состояния автора.

3) Текст относится к научному стилю, потому что характеризуется тщательным подбором слов, которые используются в прямом значении, использованием терминов и специальной лексики.

4) В тексте уделяется особое внимание частным и вроде бы случайным обстоятельствам и ситуациям, за которыми можно увидеть типичное и общее (Причем 15—16 млн. из этого исчезнувшего сверхнормативного объема — мужчины призывного возраста. Жертв было на порядок меньше, а точность учета на порядок выше.).

5) В тексте использованы существительные, обозначающие понятия признака или состояния (оценка, данные, население, учет).

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses

Минобрнауки готовит сервис «Верифицированное портфолио абитуриента»

Новости вузов | Сегодня, 16:44

Минобрнауки РФ намерено к 2023 году сформировать сервис «Верифицированное портфолио абитуриента», который позволит отказаться от подтверждения достижений в бумажном виде при поступлении в вузы. Об этом заявил в понедельник замглавы министерства Дмитрий Афанасьев.