5 марта 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Рабочий лист по теме «Типы сказуемых»
Тренировочные задания для закрепления тем «Типы сказуемых», «Грамматическая основа».
типы сказуемых.docx
типы сказуемых.pdf
1. Подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены.
1) Я буду часто тебе писать.
2) Не надо задирать нос после одной удачи.
3) А он прыг в воду!
4) Она его не замечает, хоть умри.
5) Снег белый и сияющий.
6) Завтра начну работать над своей книгой.
2. Какими формами глагола выражены в предложениях простые глагольные сказуемые?
1) Кончилась моя история.
2) Скоро взойдёт солнце.
3) Иди и без подснежников не возвращайся!
4) Иначе их сорвал бы ветер.
5) Я буду петь эту песню на концерте.
3. Составьте предложения, используя в качестве сказуемых устойчивые выражения.
Принять участие, прийти в себя, забить тревогу.
4. Чем выражены составные глагольные сказуемые в предложениях?
1) Мы перестали заниматься английским.
2) Сможем ли мы выступить на этом концерте?
3) Я рад тебе помочь.
4) Тебе необходимо всё обдумать.
5. Выпишите из текста только подлежащие и сказуемые.
Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть. Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной. (И.С. Тургенев)
6. Распределите номера предложений на два столбика: 1) с простым глагольным сказуемым; 2) с составным именным сказуемым.
1) Метель была страшная.
2) На дворе была страшная метель.
3) На наезднике была серая куртка с меховым воротником.
4) Костюм совсем новый.
5) Это был её новый костюм.
6) Накануне праздника будет карнавал.
7) Иллюминация будет красивой.
7. Замените простое глагольное сказуемое на составное именное.
1) Книгу иллюстрировал знаменитый художник.
2) Луна осветила окрестности.
3) Тучи развеял поднявшийся ветер.
4) Композитор исполнил новое сочинение.
5) Этот дом построил известный архитектор.
8. Подчеркните сказуемые. Чем они выражены?
1) Сестра пришла из школы грустная.
2) Она сидела за столом бледная.
3) Ребята прибежали на место происшествия первыми.
4) По окончании института он должен был вернуться в село агрономом.
5) При большем старании она могла бы стать победителем.
9. Определите типы сказуемых в предложениях.
1) Он рассеян по планете.
2) Мы уже давно ищем эту книгу.
3) Эта история началась давным-давно.
4) Миша – директор предприятия.
5) Я буду готовиться к экзамену.
6) Ты уже начал читать параграф?
10. Верно ли утверждение?
В предложении содержится составное именное сказуемое.
11. Верно ли утверждение?
В последней части сложного предложения содержится составное именное сказуемое.
12. Верно ли утверждение?
В сложном предложении первая часть содержит составное глагольное сказуемое.
13. Верно ли утверждение?
В предложении сказуемое составное глагольное.
14. Верно ли утверждение?
Во второй части сложного предложения содержится составное именное сказуемое.
15. Верно ли утверждение?
Во второй части сложного предложения простое глагольное сказуемое.
16. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)
17. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Произведения Тургенева в большинстве своём связаны с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.
1) можно описать (предложение 1)
2) Иван Сергеевич Тургенев являлся (предложение 2)
3) слух (и) вкус сказались (предложение 3)
4) произведения связаны (предложение 4)
5) музыка становится (предложение 5)
18. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.
1) шарики надувают (предложение 1)
2) делают (предложение 2)
3) молекулы малы (предложение 3)
4) давление упало (предложение 4)
5) он может (предложение 5)
19. Подчеркните грамматические основы. Чем они выражены?
1) Эта девушка изящна.
2) Коты – независимые и свободолюбивые создания.
3) Латте был прекрасен.
4) Работы учеников проверены.
5) Он должен вернуться к пяти.
20. Соотнесите предложения с типами сказуемых.
А) Она была хорошим другом.
Б) Он продолжает учиться в институте.
В) Я ходила на танцы весь год.
1) ПГС
2) СГС
3) СИС
Ответы
1. 1) Буду писать (сложная форма будущего времени глагола).
2) Не надо задирать нос (устойчивое выражение + СКС)
3) Прыг (усечённая глагольная форма)
4) Не замечает (глагол 3 лица, изъявительного наклонения), умри (повелительное наклонение глагола).
5) Белый (прилагательное) и сияющий (причастие).
6) Начну работать (глагол + инфинитив)
2. 1) Прошедшее время
2) Будущее время
3) Повелительное наклонение
4) Условное наклонение
5) Сложная форма будущего времени
3. Мы приняли участие в конкурсе. Я едва пришёл в себя после случившегося. Мы забили тревогу, узнав об этом.
4. 1) Глагол прошедшего времени + инфинитив.
2) Глагол со значением желательности + инфинитив.
3) Краткое прилагательное + инфинитив.
4) СКС со значением необходимости + инфинитив.
5. Я вышел и побрёл. Я различал, поле белело, вздымался мрак. Отдавались шаги. Небо стало синеть. Я шёл и собирался было прилечь, очутился.
6. ПГС: 2356
СИС: 147
7. 1) Книга проиллюстрирована знаменитым художником.
2) Окрестности освещены луной.
3) Тучи развеяны поднявшимся ветром.
4) Новое сочинение исполнено композитором.
5) Этот дом построен известным архитектором.
8. 1) Пришла грустная (глагол + прилагательное).
2) Сидела бледная (глагол + прилагательное).
3) Прибежали первыми (глагол + порядковое числительное).
4) Должен был вернуться агрономом (краткое прилагательное, глагол, инфинитив, существительное).
5) Могла бы стать победителем (глагол в условном наклонении, инфинитив, существительное).
9. 1) Рассеян (СИС).
2) Ищем (ПГС).
3) Началась (ПГС).
4) Директор (СИС).
5) Буду готовиться (ПГС).
6) Начал читать (СГС).
10. нет
11. нет
12. да
13. нет
14. нет
15. нет
16. 12
17. 14
18. 234
19. 1) Девушка (сущ.) изящна (прил.)
2) Коты (сущ.) создания (сущ.)
3) Латте (сущ.) был (гл.) прекрасен (прил.).
4) Работы (сущ.) проверены (прич.).
5) Он (мест.) должен (кр. прил.) вернуться (инф.)
20. 321
типы сказуемых.docx
типы сказуемых.pdf
1. Подчеркните сказуемые, укажите, чем они выражены.
1) Я буду часто тебе писать.
2) Не надо задирать нос после одной удачи.
3) А он прыг в воду!
4) Она его не замечает, хоть умри.
5) Снег белый и сияющий.
6) Завтра начну работать над своей книгой.
2. Какими формами глагола выражены в предложениях простые глагольные сказуемые?
1) Кончилась моя история.
2) Скоро взойдёт солнце.
3) Иди и без подснежников не возвращайся!
4) Иначе их сорвал бы ветер.
5) Я буду петь эту песню на концерте.
3. Составьте предложения, используя в качестве сказуемых устойчивые выражения.
Принять участие, прийти в себя, забить тревогу.
4. Чем выражены составные глагольные сказуемые в предложениях?
1) Мы перестали заниматься английским.
2) Сможем ли мы выступить на этом концерте?
3) Я рад тебе помочь.
4) Тебе необходимо всё обдумать.
5. Выпишите из текста только подлежащие и сказуемые.
Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть. Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной. (И.С. Тургенев)
6. Распределите номера предложений на два столбика: 1) с простым глагольным сказуемым; 2) с составным именным сказуемым.
1) Метель была страшная.
2) На дворе была страшная метель.
3) На наезднике была серая куртка с меховым воротником.
4) Костюм совсем новый.
5) Это был её новый костюм.
6) Накануне праздника будет карнавал.
7) Иллюминация будет красивой.
7. Замените простое глагольное сказуемое на составное именное.
1) Книгу иллюстрировал знаменитый художник.
2) Луна осветила окрестности.
3) Тучи развеял поднявшийся ветер.
4) Композитор исполнил новое сочинение.
5) Этот дом построил известный архитектор.
8. Подчеркните сказуемые. Чем они выражены?
1) Сестра пришла из школы грустная.
2) Она сидела за столом бледная.
3) Ребята прибежали на место происшествия первыми.
4) По окончании института он должен был вернуться в село агрономом.
5) При большем старании она могла бы стать победителем.
9. Определите типы сказуемых в предложениях.
1) Он рассеян по планете.
2) Мы уже давно ищем эту книгу.
3) Эта история началась давным-давно.
4) Миша – директор предприятия.
5) Я буду готовиться к экзамену.
6) Ты уже начал читать параграф?
10. Верно ли утверждение?
В предложении содержится составное именное сказуемое.
Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты.
11. Верно ли утверждение?
В последней части сложного предложения содержится составное именное сказуемое.
Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке.
12. Верно ли утверждение?
В сложном предложении первая часть содержит составное глагольное сказуемое.
Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.
13. Верно ли утверждение?
В предложении сказуемое составное глагольное.
Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона.
14. Верно ли утверждение?
Во второй части сложного предложения содержится составное именное сказуемое.
Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.
15. Верно ли утверждение?
Во второй части сложного предложения простое глагольное сказуемое.
Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода.
16. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)
17. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Произведения Тургенева в большинстве своём связаны с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.
1) можно описать (предложение 1)
2) Иван Сергеевич Тургенев являлся (предложение 2)
3) слух (и) вкус сказались (предложение 3)
4) произведения связаны (предложение 4)
5) музыка становится (предложение 5)
18. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Эти молекулы (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго не сдуваться.
1) шарики надувают (предложение 1)
2) делают (предложение 2)
3) молекулы малы (предложение 3)
4) давление упало (предложение 4)
5) он может (предложение 5)
19. Подчеркните грамматические основы. Чем они выражены?
1) Эта девушка изящна.
2) Коты – независимые и свободолюбивые создания.
3) Латте был прекрасен.
4) Работы учеников проверены.
5) Он должен вернуться к пяти.
20. Соотнесите предложения с типами сказуемых.
А) Она была хорошим другом.
Б) Он продолжает учиться в институте.
В) Я ходила на танцы весь год.
1) ПГС
2) СГС
3) СИС
Ответы
1. 1) Буду писать (сложная форма будущего времени глагола).
2) Не надо задирать нос (устойчивое выражение + СКС)
3) Прыг (усечённая глагольная форма)
4) Не замечает (глагол 3 лица, изъявительного наклонения), умри (повелительное наклонение глагола).
5) Белый (прилагательное) и сияющий (причастие).
6) Начну работать (глагол + инфинитив)
2. 1) Прошедшее время
2) Будущее время
3) Повелительное наклонение
4) Условное наклонение
5) Сложная форма будущего времени
3. Мы приняли участие в конкурсе. Я едва пришёл в себя после случившегося. Мы забили тревогу, узнав об этом.
4. 1) Глагол прошедшего времени + инфинитив.
2) Глагол со значением желательности + инфинитив.
3) Краткое прилагательное + инфинитив.
4) СКС со значением необходимости + инфинитив.
5. Я вышел и побрёл. Я различал, поле белело, вздымался мрак. Отдавались шаги. Небо стало синеть. Я шёл и собирался было прилечь, очутился.
6. ПГС: 2356
СИС: 147
7. 1) Книга проиллюстрирована знаменитым художником.
2) Окрестности освещены луной.
3) Тучи развеяны поднявшимся ветром.
4) Новое сочинение исполнено композитором.
5) Этот дом построен известным архитектором.
8. 1) Пришла грустная (глагол + прилагательное).
2) Сидела бледная (глагол + прилагательное).
3) Прибежали первыми (глагол + порядковое числительное).
4) Должен был вернуться агрономом (краткое прилагательное, глагол, инфинитив, существительное).
5) Могла бы стать победителем (глагол в условном наклонении, инфинитив, существительное).
9. 1) Рассеян (СИС).
2) Ищем (ПГС).
3) Началась (ПГС).
4) Директор (СИС).
5) Буду готовиться (ПГС).
6) Начал читать (СГС).
10. нет
11. нет
12. да
13. нет
14. нет
15. нет
16. 12
17. 14
18. 234
19. 1) Девушка (сущ.) изящна (прил.)
2) Коты (сущ.) создания (сущ.)
3) Латте (сущ.) был (гл.) прекрасен (прил.).
4) Работы (сущ.) проверены (прич.).
5) Он (мест.) должен (кр. прил.) вернуться (инф.)
20. 321