Русский язык
Пробники | Видеоуроки | Сочинения | Демоверсия | Итоговое сочинение
+5
21 мая 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Задания 19-20: знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Русский
Обобщающее повторение перед ЕГЭ по русскому языку.

Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, состоящие из двух неравноправных частей – главной и придаточной. От главной к придаточной можно задать вопрос. В одном СПП может быть несколько придаточных частей.

Типы подчинения придаточных

1. Последовательное: от главной части задаем вопрос к придаточной, а от первой придаточной части к следующей и т.д.

[Ирина рассказала] (о чем?), (что они с Толей ходили на спектакль) (какой?), (который им ужасно не понравился).

2. Параллельное (неоднородное): от главной части задаем РАЗНЫЕ вопросы ко всем придаточным.

(Когда Толя зашёл в музей), [он увидел картину] (1) когда? 2) какую?), (которая удивила его яркостью красок и любовью автора к деталям).

3. Однородное: от главной части мы задаем ОДИНАКОВЫЕ вопросы ко всем придаточным.

[Ирина писала] (о чем?), (что ей очень нравится в Санкт-Петербурге) и (что она мечтает остаться там навсегда).

Знаки препинания в СПП

Правило

Примеры

Придаточное предложение отделяется от главной части запятой.
Если придаточное предложение находится в середине главной части, оно отделяется запятыми с двух сторон.

[Случаются ситуации], (которые нельзя предотвратить).

[Некоторые люди, (когда они радуются), готовы обнять всех вокруг].

Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, благодаря тому что, с тех пор как и др., то постановка запятой зависит от интонации:
а) интонационно союз относится к придаточной части, и запятая ставится перед ним;
б) интонационно союз разделяется, и его первая часть входит в состав главного.
Если придаточное предложение предшествует главному, то запятая ставится после придаточной части, а внутри союза не ставится.

[Ирина не пошла на работу], (потому что приболела).

[Ирина не пошла на работу потому], (что приболела).

(Благодаря тому что Толя купил продукты заранее), [мы смогли приготовить ужин].

Придаточная часть не отделяется от главной запятой, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не или повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо и пр.:

[Главное] (не что он сделал), а (почему решился на такой поступок).
[Ирина плакала] и (когда смотрела мелодраму), и (когда потом вспоминала её трагический финал).

Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, а также, и др., то запятая после них не ставится.

[Толя интересовался квантовой физикой], (в частности если находил материалы о параллельных вселенных).

Не отделяются запятой однородные придаточные предложения, связанные неповторяющимися сочинительными союзами.

[Ирина узнала], (что киты очень мудрые животные) и (что они сильно привязаны друг к другу).

[Ирина узнала], (что киты очень мудрые животные) и (они сильно привязаны друг к другу).

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза то, так, но;

[Толя знал], (что, (если он не пойдёт на вечеринку), друзья очень сильно обидятся).

[Толя знал], (что (если он не пойдёт на вечеринку), то друзья очень сильно обидятся).

Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется.

[Ирина уже ходила туда, но не помнила] (когда).




Тренировочные задания

Задание 19

1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Красочное зрелище представляет выход со дна водоёмов (1) скопившихся в иле газов (2) пузыри которых (3) вспыхивают на поверхности воды голубоватым пламенем.



2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.



3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На протяжении многовекового пути развития искусства батика (1) мастера-гравёры отбирали и отшлифовывали узоры (2) главным мотивом (3) которых (4) становились цветы и листья.



4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.



5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей подошёл к широкому ручью (1) на обрывистом берегу (2) которого (3) он часто сидел в детстве (4) и остановился в задумчивости.



6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.



7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Примерно посередине Острова проходит небольшая улица Балчуг (1) название (2) которой (3) произошло от слова «балчук» (4) что означало «рыбный торг» (5) хотя существуют и другие гипотезы.



8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Цикорий зацветает довольно поздно (1) когда лето уже входит в полную силу (2) поэтому его цветение (3) люди связывают с тёплыми днями и раздольем лугов (4) которые радуют сердце.



9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дискуссия отличается тем (1) что ни один из оппонентов не ставит целью «победить» другого (2) поскольку каждый из говорящих представляет свою точку зрения (3) с целью найти решение проблемы (4) которое устраивает всех участников.



10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Между Москвой и Рязанью расположился небольшой город Коломна (1) первое упоминание (2) о котором (3) датировано в летописи 1177 годом (4) когда он выполнял роль пограничного форпоста Рязанского княжества.



Задание 20

1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения.



2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.



3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.



4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.



5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.



6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.



7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.



8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.



9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.



10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.