Задания 19-20: знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, состоящие из двух неравноправных частей – главной и придаточной. От главной к придаточной можно задать вопрос. В одном СПП может быть несколько придаточных частей.
Типы подчинения придаточных
1. Последовательное: от главной части задаем вопрос к придаточной, а от первой придаточной части к следующей и т.д.
[Ирина рассказала] (о чем?), (что они с Толей ходили на спектакль) (какой?), (который им ужасно не понравился).
2. Параллельное (неоднородное): от главной части задаем РАЗНЫЕ вопросы ко всем придаточным.
(Когда Толя зашёл в музей), [он увидел картину] (1) когда? 2) какую?), (которая удивила его яркостью красок и любовью автора к деталям).
3. Однородное: от главной части мы задаем ОДИНАКОВЫЕ вопросы ко всем придаточным.
[Ирина писала] (о чем?), (что ей очень нравится в Санкт-Петербурге) и (что она мечтает остаться там навсегда).
Знаки препинания в СПП
Правило | Примеры |
Придаточное предложение отделяется от главной части запятой. | [Случаются ситуации], (которые нельзя предотвратить). [Некоторые люди, (когда они радуются), готовы обнять всех вокруг]. |
Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, благодаря тому что, с тех пор как и др., то постановка запятой зависит от интонации: | [Ирина не пошла на работу], (потому что приболела). [Ирина не пошла на работу потому], (что приболела). (Благодаря тому что Толя купил продукты заранее), [мы смогли приготовить ужин]. |
Придаточная часть не отделяется от главной запятой, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не или повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо и пр.: | [Главное] (не что он сделал), а (почему решился на такой поступок). |
Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, а также, и др., то запятая после них не ставится. | [Толя интересовался квантовой физикой], (в частности если находил материалы о параллельных вселенных). |
Не отделяются запятой однородные придаточные предложения, связанные неповторяющимися сочинительными союзами. | [Ирина узнала], (что киты очень мудрые животные) и (что они сильно привязаны друг к другу). [Ирина узнала], (что киты очень мудрые животные) и (они сильно привязаны друг к другу). |
При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза то, так, но; | [Толя знал], (что, (если он не пойдёт на вечеринку), друзья очень сильно обидятся). [Толя знал], (что (если он не пойдёт на вечеринку), то друзья очень сильно обидятся). |
Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется. | [Ирина уже ходила туда, но не помнила] (когда). |
Тренировочные задания
Задание 19
1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Красочное зрелище представляет выход со дна водоёмов (1) скопившихся в иле газов (2) пузыри которых (3) вспыхивают на поверхности воды голубоватым пламенем.
2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.
3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На протяжении многовекового пути развития искусства батика (1) мастера-гравёры отбирали и отшлифовывали узоры (2) главным мотивом (3) которых (4) становились цветы и листья.
4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алексей подошёл к широкому ручью (1) на обрывистом берегу (2) которого (3) он часто сидел в детстве (4) и остановился в задумчивости.
6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Примерно посередине Острова проходит небольшая улица Балчуг (1) название (2) которой (3) произошло от слова «балчук» (4) что означало «рыбный торг» (5) хотя существуют и другие гипотезы.
8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Цикорий зацветает довольно поздно (1) когда лето уже входит в полную силу (2) поэтому его цветение (3) люди связывают с тёплыми днями и раздольем лугов (4) которые радуют сердце.
9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дискуссия отличается тем (1) что ни один из оппонентов не ставит целью «победить» другого (2) поскольку каждый из говорящих представляет свою точку зрения (3) с целью найти решение проблемы (4) которое устраивает всех участников.
10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Между Москвой и Рязанью расположился небольшой город Коломна (1) первое упоминание (2) о котором (3) датировано в летописи 1177 годом (4) когда он выполнял роль пограничного форпоста Рязанского княжества.
Задание 20
1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения.
2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.
3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.
4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.
8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.
10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.