20 мая 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Задание 18 ЕГЭ по русскому языку: вводные слова и обращения
Обобщающее повторение перед ЕГЭ по русскому языку.
Вводные слова, словосочетания и предложения
Вводные слова выделяются запятыми с обеих сторон. Но если стоят в начале или в конце обособленного оборота, то запятыми выделяются только границы этого оборота, а вводное слово не обособляется:
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ: в целом, в итоге, в конечном счете, как минимум, как максимум, иногда, между тем, тем не менее, к тому же, даже, причем, притом, якобы, исключительно, как будто, приблизительно, наверняка, по указанию, по требованию, по распоряжению, по замыслу, как раз, как бы, авось, аналогично, более или менее, буквально, в довершение, в первую очередь, вроде, вдобавок, в крайнем случае, в таком случае, в лучшем случае, в любом случае, вместе с тем, в общем и целом, в основном, в особенности, впоследствии, в противном случае, в результате, в связи с этим, всё-таки, в то же время, в этой связи, фактически, небось, по возможности, по мере возможности, при всем (при) том, при (всем) желании, самое большее, самое меньшее...
Различаем
НАКОНЕЦ
Мы долго его ждали, и он наконец пришёл. (можно подставить –то: наконец-то, в значении ПОСЛЕ ВСЕГО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, наречие).
Он погулял, попил кофе, посидел в соцсетях и, наконец, лёг спать. (вводное слово, = и ещё, указывает на связь мыслей, есть перечисление).
ОДНАКО
Долго, однако, Ирина собиралась создать свой блог о здоровом питании. (вводное слово, в середине предложения, нельзя заменить союзом НО).
Толя не хотел в полпервого ночи начинать смотреть новый сезон сериала, однако не удержался. (однако – противительный союз, можно заменить на НО).
Однако никто не запрещал ему в середине рабочего дня уйти за кофе. (В начале предложения никогда не является вводным словом).
ЗНАЧИТ
Ты совсем не готовишься к экзамену, значит, нечего ждать хорошего результата! (значит = следовательно, вводное слово).
Решать варианты и писать сочинения – значит успешно сдать экзамен. (Если ЗНАЧИТ стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми).
Хороший сон перед экзаменом значит для ученика очень многое. (значит = означает, не является вводным).
ВООБЩЕ
Вообще, мне хотелось бы услышать от тебя, куда делся последний кусок пиццы! (Вообще – вводное слово = вообще говоря).
Ты меня вообще не жди, у меня сегодня важные дела. (вообще = совсем, не является вводным).
Вводные предложения
Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.
Он, я думаю, неплохой человек. Захожу в комнату – и можете себе представить – вижу полный беспорядок.
В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Они выделяются скобками или тире.
Мелодия этой песни (если вы её когда-нибудь слышали) кажется слишком однообразной.
Обращения
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь.
Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).
!Местоимения ТЫ и ВЫ обращениями не являются!
На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:
Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)
Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится.
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).
Тренировочные задания
1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чехов (1) по воспоминаниям современников (2) свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело. Лёгкость и весёлость не были (3) однако (4) плодом простого писательского легкомыслия или цинизма.
2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь (3) в сущности (4) всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного.
3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.
4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л.Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Как кажется на первый взгляд (1) термины (2) будто (3) ничем не отличаются от обычных слов: они имеют определённое значение и грамматические категории, а изменяются и употребляются, как все слова. Однако (4) термины, в отличие от других слов, обозначают научные понятия и используются в специальных областях знания.
6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?
(В.В. Набоков)
7. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Имя первого классика русской музыки Михаила Ивановича Глинки (1) без сомнения (2) стоит рядом с именем Пушкина. Они (3) как известно (4) были современниками.
8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Где (1) ты (2) далёкий друг? Когда прервём разлуку?
Когда прострёшь ко мне ласкающую руку?
Когда мне встретить твой душе понятный взгляд
И сердцем отвечать на дружбы глас священный?..
Где (3) вы (4) дни радостей? Придёшь ли ты назад (5)
О время прежнее (6) о время незабвенно?
Или веселие навеки отцвело
И счастие моё с протекшим протекло?..
(В.А. Жуковский)
9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.
10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.
Вводные слова, словосочетания и предложения
Значение | Примеры |
Степень уверенности | Кажется, возможно, может быть, вероятно, безусловно, разумеется, действительно… |
Чувства | К счастью, к сожалению, к несчастью, к всеобщей радости… |
Источник сообщения | По-моему, по-твоему, по моему мнению, по словам кого-либо… |
Порядок изложения мыслей | Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно… |
Слова вежливости | Пожалуйста, будьте добры, простите, будьте любезны… |
Привлечение внимания | Кстати, видите ли, заметьте, считай… |
Вводные слова выделяются запятыми с обеих сторон. Но если стоят в начале или в конце обособленного оборота, то запятыми выделяются только границы этого оборота, а вводное слово не обособляется:
Ребенок, очевидно испугавшись посторонних, бросился к матери.
Что же касается русских статей, по социологии например, то я не читаю их просто из робости.
Что же касается русских статей, по социологии например, то я не читаю их просто из робости.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ: в целом, в итоге, в конечном счете, как минимум, как максимум, иногда, между тем, тем не менее, к тому же, даже, причем, притом, якобы, исключительно, как будто, приблизительно, наверняка, по указанию, по требованию, по распоряжению, по замыслу, как раз, как бы, авось, аналогично, более или менее, буквально, в довершение, в первую очередь, вроде, вдобавок, в крайнем случае, в таком случае, в лучшем случае, в любом случае, вместе с тем, в общем и целом, в основном, в особенности, впоследствии, в противном случае, в результате, в связи с этим, всё-таки, в то же время, в этой связи, фактически, небось, по возможности, по мере возможности, при всем (при) том, при (всем) желании, самое большее, самое меньшее...
Различаем
НАКОНЕЦ
Мы долго его ждали, и он наконец пришёл. (можно подставить –то: наконец-то, в значении ПОСЛЕ ВСЕГО, В КОНЦЕ КОНЦОВ, наречие).
Он погулял, попил кофе, посидел в соцсетях и, наконец, лёг спать. (вводное слово, = и ещё, указывает на связь мыслей, есть перечисление).
ОДНАКО
Долго, однако, Ирина собиралась создать свой блог о здоровом питании. (вводное слово, в середине предложения, нельзя заменить союзом НО).
Толя не хотел в полпервого ночи начинать смотреть новый сезон сериала, однако не удержался. (однако – противительный союз, можно заменить на НО).
Однако никто не запрещал ему в середине рабочего дня уйти за кофе. (В начале предложения никогда не является вводным словом).
ЗНАЧИТ
Ты совсем не готовишься к экзамену, значит, нечего ждать хорошего результата! (значит = следовательно, вводное слово).
Решать варианты и писать сочинения – значит успешно сдать экзамен. (Если ЗНАЧИТ стоит между подлежащим и сказуемым, то оно не выделяется запятыми).
Хороший сон перед экзаменом значит для ученика очень многое. (значит = означает, не является вводным).
ВООБЩЕ
Вообще, мне хотелось бы услышать от тебя, куда делся последний кусок пиццы! (Вообще – вводное слово = вообще говоря).
Ты меня вообще не жди, у меня сегодня важные дела. (вообще = совсем, не является вводным).
Вводные предложения
Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.
Он, я думаю, неплохой человек. Захожу в комнату – и можете себе представить – вижу полный беспорядок.
В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Они выделяются скобками или тире.
Мелодия этой песни (если вы её когда-нибудь слышали) кажется слишком однообразной.
Обращения
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь.
Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).
!Местоимения ТЫ и ВЫ обращениями не являются!
На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:
Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)
Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится.
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).
Тренировочные задания
1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чехов (1) по воспоминаниям современников (2) свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело. Лёгкость и весёлость не были (3) однако (4) плодом простого писательского легкомыслия или цинизма.
2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь (3) в сущности (4) всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного.
3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.
4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л.Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Как кажется на первый взгляд (1) термины (2) будто (3) ничем не отличаются от обычных слов: они имеют определённое значение и грамматические категории, а изменяются и употребляются, как все слова. Однако (4) термины, в отличие от других слов, обозначают научные понятия и используются в специальных областях знания.
6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?
(В.В. Набоков)
7. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Имя первого классика русской музыки Михаила Ивановича Глинки (1) без сомнения (2) стоит рядом с именем Пушкина. Они (3) как известно (4) были современниками.
8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Где (1) ты (2) далёкий друг? Когда прервём разлуку?
Когда прострёшь ко мне ласкающую руку?
Когда мне встретить твой душе понятный взгляд
И сердцем отвечать на дружбы глас священный?..
Где (3) вы (4) дни радостей? Придёшь ли ты назад (5)
О время прежнее (6) о время незабвенно?
Или веселие навеки отцвело
И счастие моё с протекшим протекло?..
(В.А. Жуковский)
9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.
10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.