Задание 17 ЕГЭ по русскому языку: обособленные определения и обстоятельства
Обособленные определения
Условия обособления | Примеры |
согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже. | |
определение, выраженное причастным оборотом и прилагательным с зависимым словом, стоящее после определяемого слова | Ирина, выпившая карамельный капучино, чувствовала себя прекрасно. |
два и более определения, которые стоят после определяемого слова | Толя, уставший и разозлённый, закрылся в комнате и включил музыку на полную громкость. |
если определяемое слово – личное местоимение | Воодушевлённая, она стала читать о том, как начать свой бизнес с нуля. |
если определяемое слово – имя собственное | Озарённый догадкой, Толя с лёгкостью решил задачу по математике. |
если определение оторвано от определяемого слова | Ирина сидела дома, наевшаяся и счастливая. |
если есть добавочное обстоятельственное значение (причина, уступка и т.д.) | Уволенный из кофейни, бариста принялся искать новое место работы в интернете. (=потому что) |
несогласованные определения – это определения, которые не согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже. | |
выражены существительным в косвенном падеже и относятся к имени существительному или личному местоимению | Толя, в новой лиловой рубашке и тщательно отутюженных брюках, пошёл с Ириной в кинотеатр. |
приложения – это определения, выраженные именем существительным (с зависимыми словами или без), дающие предмету новую характеристику. | |
выражены именем нарицательным с зависимыми словами и стоят после имени нарицательного | Изучение психологии, потрясающей науки, помогло Ирине справиться с проблемой неуверенности в себе. |
относятся к личному местоимению | «Мне, человеку одарённому, тяжело выжить в этом суровом мире», – успокаивал себя Толя после очередной неудачи. |
относятся к имени собственному | Толе, человеку неравнодушному, хотелось заниматься полезной деятельностью. |
имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное и уступительное) | Прекрасный писатель, Э.М. Ремарк стал кумиром современной молодёжи. (=потому что) |
имеют присоединительные слова то есть, в особенности, в том числе, по имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу, родом, например, даже, или = то есть | Кот, по кличке Блинчик, недолюбливал незнакомых людей. |
с союзом как в значении потому что | Ему, как человеку безотказному, часто приходилось работать за других. (=потому что) |
если приложение стоит в конце предложения, перед ним лучше поставить тире | Я так люблю это время – летние каникулы. |
Обособленные обстоятельства
1. Выражены одиночным деепричастием:
Поев, Ирина пошла смотреть сериалы.
Но: не обособляются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (молча, лёжа, сидя, стоя)
Толя и Ирина смотрели первую серию молча.
2. Выражены деепричастными оборотами (обособляются вне зависимости от того, где находятся):
Сходив на пробежку, Толя почувствовал себя намного лучше.
Но: не обособляются деепричастные обороты, выраженные фразеологизмами.
Ирина скрепя сердце отдала Толе последний пончик.
Важно: однородные деепричастные обороты с союзом И не отделяются друг от друга запятыми.
Ирина лежала на диване, слушая музыку и мечтая о море.
Но: неоднородные деепричастные обороты отделяются друг от друга запятыми.
Ирина лежала на диване, слушая музыку, и, мечтая о море, искала красивые картинки в интернете.
3. Выражены существительными в форме косвенного падежа:
Ирина проснулась рано, с мигренью.
4. Выражены существительными с производными предлогами (в силу, вследствие, в связи, по причине, благодаря, вопреки, в результате, при условии, в целях, несмотря на):
Несмотря на плохое настроение, Толя всё-таки сходил в гости к другу.
5. Выражены наречиями или предложно-падежными сочетаниями и уточняют другое обстоятельство:
Ровно через две недели, 2 июня, Ирина поедет в Санкт-Петербург.
Тренировочные задания
1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.
2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней (4) Ипполитом Матвеевичем.
3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.
4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато-розовыми пеленами.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лошади (1) вытянувшие чёрные головы (2) и (3) согнувшиеся над ними всадники (4) показывались на мгновение на белом фоне неба.
7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Игрушечные промыслы (1) возникшие ещё в древности (2) существуют уже не одно столетие (3) исчезая (4) и вновь возрождаясь.
8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Поезд (1) ныряя в (2) прорубленные в скалах (3) тоннели (4) мчался вперёд.
10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.