Задание 16 ЕГЭ по русскому языку: осложнённое и сложносочинённое предложение
Знаки препинания в предложении с однородными членами
Запятая ставится | Запятая НЕ ставится |
если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: | Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например: В парке рано утром можно было увидеть спортсменов и собаководов. |
если однородные члены связаны повторяющимися союзами: | Если союзы объединяют однородные члены в пары, например: У Толи было много старых дисков и кассет, постеров и вырезок из журналов. (запятые ставятся между парами) |
если однородные члены соединены составными союзами:не только, но и; как, так и; не столько, сколько… (запятая ставится перед второй частью союза) | Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: Толя разбудил Ирину ни свет ни заря. |
Однородные и неоднородные определения
Однородные определения (запятая ставится) | Неоднородные определения (запятая не ставится) |
Характеризуют предмет по одному общему признаку (цвет, форма, размер, вкус, материал) Букет состоял из красных, синих, желтых цветов. | Характеризуют предмет с разных сторон (рост и возраст, размер и материал)
На столе стоял блестящий пузатый электрический чайник. |
Между ними можно поставить союз И (мне приснился страшный, ужасный сон – мне приснился страшный и ужасный сон) | Между ними нельзя поставить союз И. |
Оба определения – качественные прилагательные (чаще всего). | Одно из определений – качественное, другое – относительное. |
Второе определение поясняет, уточняет первое (причинно-следственная связь). | Второе определение не уточняет первое. |
Сложносочинённое предложение
Запятая между частями ССП не ставится
1. Есть общий второстепенный член предложения.
На третьем этаже ТЦ находится кинотеатр и продаётся попкорн.
2. Есть общее вводное слово/словосочетание.
По словам Толи, никто в офисе не хочет работать и все мечтают об отпуске.
3. Есть общее придаточное предложение.
Когда Толя вошёл в комнату, Ирина спала с телефоном в руках и кот с хитрым видом бродил по столу.
4. Части сложного предложения – восклицательные, вопросительные или побудительные.
Как добра Ирина и великодушен Толя!
Тренировочные задания
1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования она получила широкое признание.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.
5) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2) В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3) А. Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.
5) С вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья и по тропинкам в октябре нельзя ступить.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Крупный дождь полился ручьями и один за другим раскатились удары грома.
2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4) Вещи Пушкина живут особой жизнью и хранители музеев читают скрытые в них письмена.
5) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) После обеда бабушка выходила на балкон или с вязанием или с шитьём.
2) В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.
3) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.
4) Богатый и не бедствует да жалуется.
5) Я проработал полгода в песках и как следует оценил их.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.
2) Очень многие акварели или не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.
3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.
4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
5) Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5) Экстренной работы не было и Данилов отпустил часть персонала погулять.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.
3) На клумбе были посажены и яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
5) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.