Виды грамматических ошибок в сочинении ЕГЭ
Источник: Методические материалы ФИПИ для предметных комиссий.
ру-пр25.pdf
№< | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый; надсмехаться |
2 | Ошибочное образование формы имени существительного | Многие чуда техники; не хватает время |
3 | Ошибочное образование формы имени прилагательного или наречия | Эта книга более интереснее; выглядит красивше |
4 | Ошибочное образование формы имени числительного | С пятистами рублями; говорили первее |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихние дети; не хотелось от её (книги) оторваться |
6 | Ошибочное образование формы глагола, причастия и деепричастия | Они ездиют; они хочут; пиша о жизни природы |
7 | Неправильное употребление имени числительного | Двое девушек неспешно шли по аллее |
8 | Неправильное употребление местоимения | Собралась только молодёжь, они были рады встретиться. |
9 | Нарушение согласования | Она повесила на окна новую тюль |
10 | Неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова | Это было свойственно для них. |
11 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Группа художников возражали против такой оценки их творчества. |
12 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях (неоправданный пропуск слова, нарушающий грамматические связи в предложении) | Он написал книгу, которая эпопея. Ваше мнение странным. |
13 | Ошибка в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. |
14 | Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое странное чувство. |
15 | Ошибка в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
16 | Ошибка в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. |
17 | Неправильное построение предложения с косвенной речью (смешение прямой и косвенной речи); неправильное построение предложения с прямой речью | Автор сказал о себе, что я не согласен с мнением рецензента. |
18 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
19 | Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
20 | Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Прочитайте комментарии Ю.М. Лотмана к роману А.С. Пушкина «Евгению Онегину». |
К числу типичных грамматических ошибок (К9) относятся ошибки, связанные с употреблением глаголов, глагольных форм, наречий, а также связанные с управлением в структуре словосочетания и с построением некоторых синтаксических конструкций:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видо-временных форм глаголов (деепричастий): Женька, год живя в Москве, приезжал в родной город и сравнивает его с Москвой (следует: ...приезжал.., сравнивал... или ...приезжает.., сравнивает...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие); Ничего не значимые для нас вещи (следует: не значащие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (следует: выйдя); Тем самым губив его жизнь (следует: губя или погубив);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут); Рассказчик относился к Андрею нисходительно (норма: снисходительно);
6) нарушение управления: проблема о роли творческих людей; рассуждает над проблемой;
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (следует: …это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (следует: ...нужны смелость, знания, честность);
8) неправильное построение сложносочинённого предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.