Русский язык
Пробники | Видеоуроки | Сочинения | Демоверсия | Итоговое сочинение
+2
18 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+

Виды грамматических ошибок в сочинении ЕГЭ

Русский
Критерий К9 → Соблюдение грамматических норм.

Источник: Методические материалы ФИПИ для предметных комиссий.
ру-пр25.pdf

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Различают грамматические ошибки на основании нарушения какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.


№<

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый; надсмехаться

2

Ошибочное образование формы имени существительного

Многие чуда техники; не хватает время

3

Ошибочное образование формы имени прилагательного или наречия

Эта книга более интереснее; выглядит красивше

4

Ошибочное образование формы имени числительного

С пятистами рублями; говорили первее

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихние дети; не хотелось от её (книги) оторваться

6

Ошибочное образование формы глагола, причастия и деепричастия

Они ездиют; они хочут; пиша о жизни природы

7

Неправильное употребление имени числительного

Двое девушек неспешно шли по аллее

8

Неправильное употребление местоимения

Собралась только молодёжь, они были рады встретиться.
В тексте звучит тема детской жестокости, сложности их характеров.
Дружба, возникшая между мальчиками, она навсегда изменила их жизни.

9

Нарушение согласования

Она повесила на окна новую тюль

10

Неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова

Это было свойственно для них.
Поезд прибыл на вокзал согласно расписания.
Книга написана и о мне.

11

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Группа художников возражали против такой оценки их творчества.

12

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях (неоправданный пропуск слова, нарушающий грамматические связи в предложении)

Он написал книгу, которая эпопея. Ваше мнение странным.

13

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Все были рады, счастливы и весёлые.

14

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое странное чувство.

15

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.

16

Ошибка в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.

17

Неправильное построение предложения с косвенной речью (смешение прямой и косвенной речи); неправильное построение предложения с прямой речью

Автор сказал о себе, что я не согласен с мнением рецензента.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (цитата без слов автора).

18

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

19

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

20

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Прочитайте комментарии Ю.М. Лотмана к роману А.С. Пушкина «Евгению Онегину».



К числу типичных грамматических ошибок (К9) относятся ошибки, связанные с употреблением глаголов, глагольных форм, наречий, а также связанные с управлением в структуре словосочетания и с построением некоторых синтаксических конструкций:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видо-временных форм глаголов (деепричастий): Женька, год живя в Москве, приезжал в родной город и сравнивает его с Москвой (следует: ...приезжал.., сравнивал... или ...приезжает.., сравнивает...);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие); Ничего не значимые для нас вещи (следует: не значащие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (следует: выйдя); Тем самым губив его жизнь (следует: губя или погубив);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут); Рассказчик относился к Андрею нисходительно (норма: снисходительно);
6) нарушение управления: проблема о роли творческих людей; рассуждает над проблемой;
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (следует: …это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (следует: ...нужны смелость, знания, честность);
8) неправильное построение сложносочинённого предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.