16 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
16+
Методические рекомендации для учителей русского языка
Обзор документа ФИПИ по русскому языку.
В целях успешной подготовки к экзамену в 2025 году необходимо:
Типичные ошибки
Задание 1-3
Типичная ошибка – незнание разрядов местоимений (вместо определительного местоимения учащиеся указывали в ответах этот, какой-либо и др.), неумение работать с текстовым материалом, определять стили речи и языковые средства.
Задание 4
Участники ЕГЭ-2024 хуже справлялись с ударением в причастиях (приручЁнный, нажИвший, снятА), глаголах настоящего времени (сверлИт, одолжИт, наделИт), некоторых именах существительных (дешевИзна, бухгАлтеров, срЕдства), некоторых именах прилагательных (прозорлИва, мозаИчный) и некоторых деепричастиях (прибЫв, закУпорив).
Задание 5
Учащиеся хуже всего справились с паронимами-прилагательными (ледовый, лаковый, нестерпимый, дипломатический, величественный, памятливый, представительный, гуманитарный, жилищный), некоторыми паронимами-существительными (дипломат, упоминание).
Задание 6
Хуже всего в 2024 г. участники экзамена справились с заменой одного из слов в таких комбинациях, как производил/создавал/придавал внимание, быстрый поезд, ведущее внимание.
Задание 7
К типичным ошибкам при выполнении задания 7 можно отнести либо исправление правильного на неправильное (замена сочетания более СТРОГО на предполагаемое сочетание более СТРОЖЕ, замена сочетания золоченые КУПОЛА на предполагаемое сочетание золоченые КУПОЛЫ или сочетания пара ПОЛОТЕНЕЦ на предполагаемое сочетание пара ПОЛОТЕНЦЕВ), либо ошибочную трансформацию неверно образованного слова (замена неправильного сочетания с ПОВИДЛОЙ на такое же неправильное сочетание с ПОВИДЛО).
Задание 8
Поэзия М.Ю. Лермонтова была одним из факторов, который заставил В.Г. Белинского не столько острее ощутить трагическое неустройство современной жизни, сколько глубже понять ее социальные противоречия.
(отмечалось учащимися как ошибка в предложении с однородными членами)
Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых красивых зрелищ.
На предсказания метеорологов ориентируются как хозяйственная, так и медицинская службы города.
(отмечались учащимися как нарушение связи между подлежащим и сказуемым).
Особенные трудности возникают с употреблением несклоняемых существительных в роли подлежащих (Сочи, Баку) и аббревиатур (МГУ, ООН)
Задания 9-15
Типичные ошибки связаны с незнанием таких правил, как написание приставок ПРЕ- и ПРИ, правописание Ъ и Ь, З и С на конце приставок, неправильным морфемным членением слова, неумением определять спряжение глагола, соотносить причастие с глаголом, от которого оно образовано, неправильным определением частеречной принадлежности слова.
Задания 16-21
Основные ошибки можно объяснить незнанием условий обособления причастных и деепричастных оборотов, неумением различать союзы и вводные слова (однако как вводное слово и противительный союз), неумением определять границы простых предложений в СПП, наличием сложностей в распознавании одинаковых синтаксических конструкций.
Задание 22-26
Типичной ошибкой выпускников 2024 г. стало неразличение синонимов и антонимов: в качестве правильного ответа указывалось доброзло, тудаобратно, однойдругой; не учащиеся умеют определять функционально-смысловой тип речи, многие игнорируют формулировку задания (верное/ошибочное утверждение).
Ошибки в задании 27 (сочинение)
Типичные грамматические ошибки
1) ошибочное словообразование: следущий, спокойство, благовение;
2) нарушение управления: счастье было в обладании власти; доказывающих правоту позиции автором; над этим вопросом рассуждает автор; он неравнодушен от увиденных цветов;
3) ошибка в построении предложения с однородными членами: хотелось наслаждаться и веселиться природой; стал замечать и вдохновляться красотой мира;
4) ошибка в построении сложного предложения: автор хотел, чтобы нужно бы…; люди опасались с цветами что-то случится; мы готовы помочь все, кто нуждается в помощи;
5) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом: подводя итог, автору удалось…; вспоминая произведение, начинается сопоставление; окончив автошколу, работа для героя стала самой любимой;
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: два примера связано друг с другом; это показывают…;
7) нарушение границ предложения (немотивированная парцелляция): Поняв позиция автора и рассмотрев примеры. Мы можем сказать, насколько…
Типичные речевые ошибки
1) употребление слова (фразеологизма) в несвойственном им значении: Читая, человек обучается новому, берет для себя все блага; Позиция человека остановилась между понятиями добра и зла;
2) нарушение лексической сочетаемости: Это пример показывает отличное отношение к человеку; Жить спокойно человеку на протяжении жизни мешает огромное количество причин;
3) логико-речевая ошибка: Оба примера дополняют друг друга;
4) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология): Чувство чего-то «нового» мы почувствовали в этот момент;
5) речевая избыточность, или многословие (употребление лишних слов, слов-паразитов, плеоназм): Наглядный пример бесполезного времяпрепровождения иллюстрируется в произведении И. Гончарова «Обломов»; Автор раскрывает влияние всей экологии на эмоциональное состояние человека;
6) речевая недостаточность: По мнению В.Г. Распутина, люди, которые не могли определиться с выбором, стерли границы;
7) не устраненная контекстом двусмысленность (употребление местоимений, многозначных слов, омонимов): Ю.В. Бондарев ярко описывает чувства Павла. Он переживает и испытывает чувство стыда за него;
8) неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи: В настоящее время эта проблема все ж таки остается актуальной.
Ошибки в анализе смысловой связи между аргументами
• Автор дополняет один пример другим, поэтому использует уточнение. С помощью этого вида связи показано с разных сторон влияние природы на человека.
• Эти два аргумента дополняют друг друга, становясь одним целым, и показывают нам взаимосвязь отношений человека к разным видам искусства.
• Эти примеры взаимосвязаны. Автор использует дополнение, поэтому можно говорить о сравнении героев и поступков…
• Приведенные примеры тесно связаны друг с другом. Они приближают нас к пониманию авторской позиции.
В целях успешной подготовки к экзамену в 2025 году необходимо:
1) проводить работу, направленную на осмысленное чтение текстов для выполнения заданий 1-3 и 23-27;
2) при работе с текстами важно уточнять значения слов, используя толковые словари, включённые в кодификатор ЕГЭ, и создавать вместе с учащимися собственные словарные статьи;
3) системно проводить на уроках орфоэпические разминки с чётким произнесением слов вслух, ориентируясь на актуальный «Орфоэпический словник»;
4) для отработки задания 5 можно включить в работу лексические блицы (ученик подбирает паронимический ряд к названному учителем слову), тщательно анализируя официальный «Словник паронимов»;
5) организовать самостоятельное ведение учащимися словариков лексической сочетаемости (сочетание-параллельные сочетания-ошибочные сочетания);
6) составлять вместе с учащимися обобщающие схемы и таблицы по орфографии, начинать выполнение заданий 11-15 с определения частей речи предложенных слов;
7) проводить со школьниками практикумы на выделение грамматических основ в предложениях разных типов, цифровые и схематические диктанты;
8) давать развёрнутые комментарии фразеологизмам из официального списка на сайте ФИПИ;
9) для написания сочинения-рассуждения (задание 27) формировать у учащихся привычку читать, анализировать и писать;
10) делать записи в таблице с рубриками «Формулировка проблемы», «Комментарий проблемы» и т.д. и писать сочинение на уроке вместе с учениками.
2) при работе с текстами важно уточнять значения слов, используя толковые словари, включённые в кодификатор ЕГЭ, и создавать вместе с учащимися собственные словарные статьи;
3) системно проводить на уроках орфоэпические разминки с чётким произнесением слов вслух, ориентируясь на актуальный «Орфоэпический словник»;
4) для отработки задания 5 можно включить в работу лексические блицы (ученик подбирает паронимический ряд к названному учителем слову), тщательно анализируя официальный «Словник паронимов»;
5) организовать самостоятельное ведение учащимися словариков лексической сочетаемости (сочетание-параллельные сочетания-ошибочные сочетания);
6) составлять вместе с учащимися обобщающие схемы и таблицы по орфографии, начинать выполнение заданий 11-15 с определения частей речи предложенных слов;
7) проводить со школьниками практикумы на выделение грамматических основ в предложениях разных типов, цифровые и схематические диктанты;
8) давать развёрнутые комментарии фразеологизмам из официального списка на сайте ФИПИ;
9) для написания сочинения-рассуждения (задание 27) формировать у учащихся привычку читать, анализировать и писать;
10) делать записи в таблице с рубриками «Формулировка проблемы», «Комментарий проблемы» и т.д. и писать сочинение на уроке вместе с учениками.
Типичные ошибки
Задание 1-3
Типичная ошибка – незнание разрядов местоимений (вместо определительного местоимения учащиеся указывали в ответах этот, какой-либо и др.), неумение работать с текстовым материалом, определять стили речи и языковые средства.
Задание 4
Участники ЕГЭ-2024 хуже справлялись с ударением в причастиях (приручЁнный, нажИвший, снятА), глаголах настоящего времени (сверлИт, одолжИт, наделИт), некоторых именах существительных (дешевИзна, бухгАлтеров, срЕдства), некоторых именах прилагательных (прозорлИва, мозаИчный) и некоторых деепричастиях (прибЫв, закУпорив).
Задание 5
Учащиеся хуже всего справились с паронимами-прилагательными (ледовый, лаковый, нестерпимый, дипломатический, величественный, памятливый, представительный, гуманитарный, жилищный), некоторыми паронимами-существительными (дипломат, упоминание).
Задание 6
Хуже всего в 2024 г. участники экзамена справились с заменой одного из слов в таких комбинациях, как производил/создавал/придавал внимание, быстрый поезд, ведущее внимание.
Задание 7
К типичным ошибкам при выполнении задания 7 можно отнести либо исправление правильного на неправильное (замена сочетания более СТРОГО на предполагаемое сочетание более СТРОЖЕ, замена сочетания золоченые КУПОЛА на предполагаемое сочетание золоченые КУПОЛЫ или сочетания пара ПОЛОТЕНЕЦ на предполагаемое сочетание пара ПОЛОТЕНЦЕВ), либо ошибочную трансформацию неверно образованного слова (замена неправильного сочетания с ПОВИДЛОЙ на такое же неправильное сочетание с ПОВИДЛО).
Задание 8
Поэзия М.Ю. Лермонтова была одним из факторов, который заставил В.Г. Белинского не столько острее ощутить трагическое неустройство современной жизни, сколько глубже понять ее социальные противоречия.
(отмечалось учащимися как ошибка в предложении с однородными членами)
Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых красивых зрелищ.
На предсказания метеорологов ориентируются как хозяйственная, так и медицинская службы города.
(отмечались учащимися как нарушение связи между подлежащим и сказуемым).
Особенные трудности возникают с употреблением несклоняемых существительных в роли подлежащих (Сочи, Баку) и аббревиатур (МГУ, ООН)
Задания 9-15
Типичные ошибки связаны с незнанием таких правил, как написание приставок ПРЕ- и ПРИ, правописание Ъ и Ь, З и С на конце приставок, неправильным морфемным членением слова, неумением определять спряжение глагола, соотносить причастие с глаголом, от которого оно образовано, неправильным определением частеречной принадлежности слова.
Задания 16-21
Основные ошибки можно объяснить незнанием условий обособления причастных и деепричастных оборотов, неумением различать союзы и вводные слова (однако как вводное слово и противительный союз), неумением определять границы простых предложений в СПП, наличием сложностей в распознавании одинаковых синтаксических конструкций.
Задание 22-26
Типичной ошибкой выпускников 2024 г. стало неразличение синонимов и антонимов: в качестве правильного ответа указывалось доброзло, тудаобратно, однойдругой; не учащиеся умеют определять функционально-смысловой тип речи, многие игнорируют формулировку задания (верное/ошибочное утверждение).
Ошибки в задании 27 (сочинение)
Типичные грамматические ошибки
1) ошибочное словообразование: следущий, спокойство, благовение;
2) нарушение управления: счастье было в обладании власти; доказывающих правоту позиции автором; над этим вопросом рассуждает автор; он неравнодушен от увиденных цветов;
3) ошибка в построении предложения с однородными членами: хотелось наслаждаться и веселиться природой; стал замечать и вдохновляться красотой мира;
4) ошибка в построении сложного предложения: автор хотел, чтобы нужно бы…; люди опасались с цветами что-то случится; мы готовы помочь все, кто нуждается в помощи;
5) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом: подводя итог, автору удалось…; вспоминая произведение, начинается сопоставление; окончив автошколу, работа для героя стала самой любимой;
6) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: два примера связано друг с другом; это показывают…;
7) нарушение границ предложения (немотивированная парцелляция): Поняв позиция автора и рассмотрев примеры. Мы можем сказать, насколько…
Типичные речевые ошибки
1) употребление слова (фразеологизма) в несвойственном им значении: Читая, человек обучается новому, берет для себя все блага; Позиция человека остановилась между понятиями добра и зла;
2) нарушение лексической сочетаемости: Это пример показывает отличное отношение к человеку; Жить спокойно человеку на протяжении жизни мешает огромное количество причин;
3) логико-речевая ошибка: Оба примера дополняют друг друга;
4) употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология): Чувство чего-то «нового» мы почувствовали в этот момент;
5) речевая избыточность, или многословие (употребление лишних слов, слов-паразитов, плеоназм): Наглядный пример бесполезного времяпрепровождения иллюстрируется в произведении И. Гончарова «Обломов»; Автор раскрывает влияние всей экологии на эмоциональное состояние человека;
6) речевая недостаточность: По мнению В.Г. Распутина, люди, которые не могли определиться с выбором, стерли границы;
7) не устраненная контекстом двусмысленность (употребление местоимений, многозначных слов, омонимов): Ю.В. Бондарев ярко описывает чувства Павла. Он переживает и испытывает чувство стыда за него;
8) неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи: В настоящее время эта проблема все ж таки остается актуальной.
Ошибки в анализе смысловой связи между аргументами
• Автор дополняет один пример другим, поэтому использует уточнение. С помощью этого вида связи показано с разных сторон влияние природы на человека.
• Эти два аргумента дополняют друг друга, становясь одним целым, и показывают нам взаимосвязь отношений человека к разным видам искусства.
• Эти примеры взаимосвязаны. Автор использует дополнение, поэтому можно говорить о сравнении героев и поступков…
• Приведенные примеры тесно связаны друг с другом. Они приближают нас к пониманию авторской позиции.