Изобразительно-выразительные средства для 22 задания
→ Средства.docx | Средства.pdf
→ Практика: 4ege.ru/trening-russkiy/71352-z....
Средство выразительности |
Определение |
Примеры |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
||
Метафора |
Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. |
Прозрачным синеньким ледком подернулась ее душа. (А.А. Блок) |
Олицетворение |
Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, понятию, приписываются качества или действия, присущие человеку. |
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев) |
Гипербола |
Художественное преувеличение. |
За одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. (Н.В. Гоголь) |
Литота |
Художественное преуменьшение. |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов) |
Метонимия |
Перенос по смежности (упоминание автора вместо его произведения; указание на признак предмета без его называния, замещение содержимого содержащим). |
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал… |
Сравнение |
Оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. |
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (М.Ю. Лермонтов). |
Эпитет |
Образное определение, отличающееся от простого выразительностью. |
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (А.С. Пушкин) |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
||
Аллитерация |
Вид звукописи. Повторение одинаковых согласных звуков. |
Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь. (А.С. Пушкин) |
Ассонанс |
Вид звукописи. Повторение одинаковых гласных звуков. |
У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов) |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА |
||
Риторическое восклицание |
Эмоциональное утверждение мысли. |
Да, так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит! (А.А. Блок) |
Риторический вопрос |
Вопрос, не требующий ответа. |
Зачем душа в тот край стремится, где были дни, каких уж нет? (В.А. Жуковский) |
Риторическое обращение |
Обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу. |
Русь, куда же несёшься ты? (Н.В. Гоголь) |
Лексический повтор |
Повторение звуков, слов, выражений. |
Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? (А.С. Пушкин) |
Синтаксический параллелизм |
Одинаковое синтаксическое построение предложений. |
Спит животное Собака. Дремлет птица Воробей. (Н.А. Заболоцкий) |
Анафора |
Единоначатие нескольких предложений (не обязательно по порядку). |
Стонет он по полям, по дорогам. Стонет он по тюрьмам, по острогам. (Н.А. Некрасов) |
Эпифора |
Одинаковое окончание строк. |
Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости. (А.С. Пушкин) |
Вопросно-ответная форма изложения |
Синтаксический приём, который характеризуется конструкцией вопрос + ответ. |
Ничего не помня, бегаю по двору, и собаки тоже. Спрашивают: что делать? Не знаем! (М. Горький) |
Градация |
Нарастание или ослабление смысловой или эмоциональной значимости. |
Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.И. Тютчев) |
Многосоюзие |
Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении союзов. |
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П. Чехов) |
Бессоюзие |
Стилистическая фигура, при которой союзы, соединяющие предложения, опущены. |
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари. (А.С. Пушкин) |
Инверсия |
Нарушение порядка слов. |
И томных дев устремлены на вас внимательные очи. (А.С. Пушкин) |
Парцелляция |
Намеренное расчленение связного текста на самостоятельные отрезки. |
И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. (Д. Гранин) |
Антитеза (противопоставление) |
Противопоставление понятий и образов. |
«Война и мир», «Отцы и дети». |